Таможенные органы призывают морских перевозчиков заключить соглашение об информационном взаимодействии, которое обяжет последних предоставлять в таможню в электронном виде сведения о номере и весе контейнеров. Данная мера предложена ФТС в качестве инструмента борьбы с криминальной практикой занижения веса контейнеров, перемещаемых морским транспортом. Почему бизнес не готов к такому сотрудничеству?
По мнению таможенного ведомства, подобная мера могла бы стать временным выходом из ситуации – до введения обязательного предварительного информирования на морском транспорте, которое будет реализовано не ранее 2018 года и только после вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса ЕАЭС и утверждения соответствующего Решения ЕЭК.
Спорное соглашение с таможней
«Информационное взаимодействие между Сторонами осуществляется с применением электронной почты путем направления на электронный адрес Балтийской таможни сведений о весовых характеристиках контейнеров (контейнеров с товарами), их расположении на борту судна, в виде Карго-плана, с приложением VGM сертификатов. Стороны допускают возможность направления в Балтийскую таможню файла, содержащего сведения о весовых характеристиках контейнеров (контейнеров с товарами), их расположении на борту судна в формате EDIFACT, IS09735. При наличии доступа к КПС «Портал морской порт» сведения о весовых характеристиках контейнеров (контейнеров с товарами) их расположении на борту судна дополнительно передаются в Балтийскую Таможню посредством Портала, в совместимом формате», – говорится в проекте соглашения, подготовленного Балтийской таможней.
Показательно, что о представлении данных в упомянутом международном стандарте UN/EDIFACT, с которым работает морской транспорт во всем мире, а также торговые сети России, включая Москву и Санкт-Петербург (такие, как, например, «Лента» и «Перекресток»), речи не идет: ФТС с этим стандартом не работает.
«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках– Фраза про представление информации в формате EDIFACT ISO 9735 написал кто-то, и все теперь переписывают из документа в документ. Для обмена в стандарте EDIFACT необходимо указать адрес корреспондента, версию справочников, типы прямого и ответного сообщений и их форматы. И надо, чтобы форматы для применения в ФТС кто-то разработал, утвердил и опубликовал, а этого нет! Пока что в ФТС этих вопросов просто не знают и не понимают, – комментирует текст документа Владимир Коростелев, директор проекта Single Window «Группы Морской Экспресс», член рабочей группы НПИ АСИ «Совершенствование таможенного администрирования».
– На днях у меня состоялся неформальный разговор с сотрудником ФТС, который сказал, что информационные системы ФТС принять карго-план, как и медико-санитарную декларацию, не могут, так как в «Альбоме форматов XML сообщений» таких форматов просто нет. Карго-план и медико-санитарную декларацию таможенные органы готовы принять в виде сканов по электронной почте в формате PDF, и их это устроит, – добавляет эксперт.
Специалисты утверждают, что перевозчикам в случае заключения соглашений с таможнями для предоставления данных придется платить «специально обученным компаниям» за услуги их конвертации в совместимый с программным средством ФТС формат.
Свежо предание, а верится с трудом
Тем не менее, как стало известно ПРОВЭД, некоторые перевозчики в Большом порту Санкт-Петербурга пошли навстречу Балтийской таможне и согласились предоставлять данные о весах контейнеров, представленных грузоотправителем в порту погрузки.
Однако совет Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга, состоявшийся на прошлой неделе, принял решение не рекомендовать членам ассоциации подписывать соглашение с таможенными органами. Перевозчики убеждены, что подавать сведения и нести за них ответственность должен тот, кто этими сведениями обладает, в первую очередь – грузовладелец. И именно с них должна требовать эти документы и сведения таможня, а не с провайдеров транспортных услуг.
Как сообщают перевозчики, вслед за Балтийской таможней ее примеру последовала Кингисеппская таможня, потребовав представлять указанную информацию в КПС «Портал Морской порт», а также Владивостокская таможня, настаивая на подписании аналогичного соглашения и сославшись на успешную практику Санкт-Петербурга.
Перевозчики, которые присутствовали на встрече с Владивостокской таможней (FESCO, CMA CGM, Sinokor, Maersk), хоть и не отказались предоставлять карго-план и данные VGM в табличном виде, подписывать подобное соглашение оказались не готовы. Как отмечают в профессиональной среде, некоторые морские агенты даже обсуждают коллективные меры против угроз со стороны ДВТУ, СЗТУ, ЮТУ «применять практику задержки судов на оформлении помимо практики составления протоколов».
– Мы опасаемся, что, заключив соглашение и сообщив в таможенные органы информацию по VGM, будем подвергнуты административной ответственности по статье КоАП 16.1.3 за сообщение недостоверной информации о весе контейнеров в случае обнаружения расхождений в информации от «убивающего вес» грузополучателя и сертификата VGM, хотя к внешнеторговой сделке перевозчик не имеет никакого отношения, – делится опасениями перевозчиков один из участников рынка.
Как поясняют специалисты, для отправки контейнера на судне представление сертификата не требуется: достаточно только сведений со слов отправителя. Информация о VGM используется морскими перевозчиками исключительно для планирования размещения контейнеров на судне и не указывается в иных документах. Соответственно при прибытии судна сертификатов просто нет – они существуют только в месте погрузки и только у грузоотправителя. Более того, карго-план, который требует таможня, не является стандартизированным документом: это всего лишь схема расположения груза на судне, которая не предусматривает указание веса каждого отдельного грузового места.
Таким образом, желание таможенного ведомства заранее оценить риски занижения грузополучателем веса груза и выявить нарушения таможенного законодательства оказалось трудно реализуемым. Перевозчики не торопятся заключать соглашения с таможенными органами и брать на себя потенциальную ответственность, а программные средства самой ФТС не готовы к реализации подобных намерений.
Возможно, выход один – договариваться: перевозчики дают таможне имеющуюся необходимую информацию, а таможня не наказывает перевозчика в случае, если данные неверны. Однако со стороны бизнес-сообщества мало кто верит в подобную возможность. Тем не менее таможня готова выслушать предложения и поправки к проекту соглашения.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- ФТС России
- 2017.12.27 2:54Категорирование ФТС: полезное, но не прозрачное
- 2017.12.19 5:25Хартия участников ВЭД: пациент скорее мертв
- 2017.12.18 1:36Досматривать товары в морских портах будут однократно
- 2017.12.15 5:45Владивостокская таможня ставит на черное и проигрывает
- 2017.12.05 6:15«Не смей! Легкие деньги – тяжелый приговор»: таможенники творчески борются с коррупцией в своих рядах
- 2017.12.05 1:12Таможенные управления ФТС России вышли на линию «огня»
- 2017.12.01 9:59Быть или не быть загадочному ведомству ФТНС?
- 2017.11.29 12:32Какие таможни получили двойки и колы за свою работу?
- 2017.11.28 1:31Владимир Коростелев: Эксперты ЕЭК заново «изобрели велосипед»
- 2017.11.27 2:41ФТС стремится быть мобильнее
- 2017.11.02 3:15Маркировка знаком ЕАС: легче не будет
- 2017.10.27 3:09Интеллектуальный прорыв ЕЭК
- 2017.10.27 9:44ФТС раскроет все карты по делам об административных правонарушениях
- 2017.10.26 10:59Новинки от таможни: предварительная таможенная стоимость
- 2017.10.25 12:22Глава ФТС о бизнесе: «Мы стали слышать друг друга»
- 2017.10.23 5:10Гатчинский таможенный пост: быть или не быть?
- 2017.10.23 9:46Нужен нам берег турецкий, и Африка тоже нужна
- 2017.10.20 12:12Рыба плывет по «зеленому коридору»
- 2017.10.17 2:44Мошенники подобрались к лицевым счетам участников ВЭД
- 2017.10.17 9:43Контроль после выпуска товаров: доверяй, но проверяй
- 2017.10.09 12:59Сертификаты соответствия можно будет не показывать таможне
- 2017.10.06 3:04Борьба с контрафактом продолжается
- 2017.10.05 2:15Перспективные технологии таможни вызывают беспокойство
- 2017.10.03 12:06Ввозить импортное мясо в страну россияне могут, но с последствиями
- 2017.09.28 12:51Бизнес: Работать лучше с той таможней, с которой есть «договоренности»
- 2017.09.28 10:00Между Россией и Марокко может появиться «зеленый коридор»
- 2017.09.27 1:05Крестовый поход Свидетелей Иеговы
- 2017.09.27 8:52Верховный суд объяснил таможне, почему Apple Watch – это не часы
- 2017.09.26 12:03Зачем просто, когда есть дорожная карта?
- 2017.09.26 9:52Таможенное регулирование в России: что изменится?
- 2017.09.20 12:28ЕЭК предложила продлить льготный режим ввоза грузовых «Боингов»
- 2017.09.19 11:59МОТ снова взяли в оборот
- 2017.09.18 12:25ГНИВЦ ФНС подвел ЦИТТУ ФТС
- 2017.09.15 9:58Ленивые таможенники использовали одни и те же фотоснимки с досмотров
- 2017.09.13 6:56Это не часы: Верховный суд рассудил таможню и Apple Watch
- 2017.08.24 9:31Таможенные платежи при КТС: считаем сумму обеспечения на примере
- 2017.08.22 9:35Опасные последствия недостоверной отчетности СВХ
- 2017.08.21 2:53Синдром Поклонской
- 2017.08.17 11:05Таможня усилит контроль за валютными преступлениями
- 2017.08.16 11:22Редкий случай позитива от регулятора
- 2017.08.11 3:57Топ-5 ошибок, из-за которых таможня откажет в преференциях
- 2017.08.10 3:0135 оттенков порядочного участника ВЭД
- 2017.08.04 1:50Зачем российская таможня Абхазии и Южной Осетии?
- 2017.08.02 5:33Таможенники стали наказывать реже
- 2017.07.25 11:54Приоритеты изменились: какое будущее у наших таможенных органов?
- 2017.07.12 9:55Инфографика: сколько зарабатывают российские таможенники?
- 2017.07.06 3:16СУР станет прозрачнее?
- 2017.06.15 4:10Куда ведет информационная политика таможни?
- 2017.06.13 8:00Контроль после выпуска товаров в автоматическом режиме становится реальностью
- 2017.06.07 5:28За таможенниками будут следить в онлайн-режиме
- 2017.05.30 8:19Кто самый богатый в ФТС?
- 2017.05.16 3:23Шувалов обязал таможню принимать документы о соответствии вне зависимости от страны их выдачи
- 2017.04.18 2:07Больше коридоров – «зелёных» и разных
- 2017.04.14 10:39Почему «посерел» «зеленый сектор»?