В мае Федеральная таможенная служба утвердила новую Комплексную программу развития ФТС России до 2020 года взамен устаревшей аналогичной стратегии, действовавшей с декабря 2012 года. Что готовит участникам ВЭД новый документ?
Что нового?
Новая стратегия существенно изменилась по сравнению с предыдущей версией. В документе стало больше конкретики, вместо общих фраз о «совершенствовании» и «улучшении» в документе говорится о более реальных направлениях работы и представлено гораздо больше целевых показателей. Новый документ, скорее, походит на продолжение Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», многие пункты которой так и не были выполнены к заявленному сроку.
Старая программа акцентировала внимание на пополнении бюджета, усилении борьбы с преступлениями и административными нарушениями, упрощении таможенных процедур в рамках ВТО, развитии сотрудничества и межведомственного взаимодействия в рамках тогда еще Таможенного союза. Эти пункты остались и в новом документе, однако теперь больше внимания уделяется информационным технологиям – системе управления рисками, созданию единого механизма администрирования ФТС и ФНС, в том числе таможенных, налоговых и иных платежей, а также внедрению передовых практик – контролю после выпуска товара, созданию «электронной таможни» и механизма «единого окна». Среди новшеств – реализация механизмов «прослеживаемости» движения товаров во внешней и взаимной торговле ЕАЭС и дальнейшая работа с автоматическим выпуском и автоматической регистрации на товары.
Изменились и общие цели. Если раньше основной стратегический ориентир таможенной службы законодатели видели в «обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействии внешней торговле». Теперь же «результатом реализации мероприятий новой программы должна стать существенная поддержка развития бизнеса посредством осуществления возможности переноса бизнес-процессов в электронный формат, гарантии равной и справедливой конкуренции, минимизации издержек бизнеса при одновременном снижении фискальных рисков для бюджета страны», говорится в документе.
Как и в предыдущей стратегии таможенники пытаются сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. В документе подробно говорится о том, что поступления в бюджет сократились из-за санкций, падения внешней торговли и сокращения экспортных пошлин в рамках наших обязательств перед ВТО. Исходя из текста документа следует, что перед таможенными органами стоит противоречивая задача: с одной стороны, увеличивать отчисления в бюджет, с другой стороны, создавать привлекательные условия для бизнеса и инвесторов.
Стратегию попытались адаптировать под Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. В документе отмечается, что главной задачей мероприятий, проводимых в рамках комплексной программы, должна стать «клиентоориентированность Федеральной таможенной службы с одновременным повышением уровня добросовестности участников ВЭД, основанного на добровольном соблюдении таможенных правил». «Создание таких условий ведения внешней торговли, при которых нарушение таможенного законодательства станет невыгодным для субъектов предпринимательской деятельности. Величина финансовых и репутационных потерь при совершении таможенных и налоговых правонарушений должна стимулировать участника ВЭД к добросовестному ведению бизнеса», – отмечают авторы. Фактически новая стратегия прямо говорит участнику ВЭД, что вариантов у него не так уж много – или следовать законодательству, или дорого платить.
Как таможенные органы улучшат жизнь участника ВЭД?
В документе говорится, что таможенные органы будут пытаться улучшить жизнь участников ВЭД путем введения перспективных информационных технологий. В частности, будет продолжена работа над концентрацией декларирования в Центрах электронного декларирования, что «будет способствовать расширению номенклатуры и масштабов российского несырьевого экспорта, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей». По итогам 2016 года в ЦЭДах оформлялось только 16% партий, а к 2020 году эту долю планируют довести до 95%.
Для поддержки малого и среднего бизнеса, который экспортирует товары в международных почтовых отправлениях, тоже будут упрощения. Для этого таможенная декларация будет заменена почтовой, что облегчит оформление, поскольку в ней нужно указывать меньше сведений.
Одной из главных инноваций, которая пока имеет массу проблем, станет применение единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности, а также централизация учета таможенных платежей в единой базе данных. В стратегии говорится, что участник ВЭД, используя денежные средства, внесенные на один лицевой счет, сможет осуществлять таможенное оформление в любом таможенном органе, централизованно получать информацию и отчетность, а также совершать все операции, включая подачу заявления на возврат денежных средств. Пока доля платежей невелика – всего лишь 0,1% по итогам 2016 года. Однако к 2020 году планируется сделать почти невозможное, увеличив ее до 100%.
Среди других идей – создание единой системы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов при транзите товаров по территории ЕАЭС, а также введение электронного документооборота между плательщиками, таможней и банками. Это позволит быстрее взыскивать платежи и пени и автоматизирует их учет и контроль.
Как будут собираться таможенные платежи?
Тому, как будут собираться таможенные платежи, в документе уделяется особое внимание. В перспективе будет создан единый механизм таможенного и налогового администрирования. В документе среди прочего отмечается, что ведомства будут «выявлять резервы собираемости таможенных платежей на основе системы управления рисками, а также противодействовать незаконным схемам оттока капитала из России».
Отмечается, что уже внедрена субъектно-ориентированная модель управления рисками, которая разделяет все компании на три категории, и создано более 700 новых индикаторов риска, по которым будет анализироваться деятельность участников ВЭД. При этом в отношении добросовестных участников ВЭД с «низким» уровнем риска административная нагрузка будет смещаться с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров.
ФТС отменяет стоимость ниже рискаЧтобы пресечь все возможные попытки уклонения от уплаты таможенных платежей, согласно стратегии, большое внимание будет уделяться постаудиту и контролю после выпуска товаров. Точечные проверки участников ВЭД уже сейчас сменяются «комплексной многофазной работой по декриминализации отраслей и чувствительных сегментов рынка». В перспективе объекты и процессы контроля будут выбираться в автоматическом режиме.
Также в документе говорится, что минимизация фискальных рисков, а именно занижение таможенной стоимости товаров, заявление недостоверных сведений о классификации товаров, необоснованное заявление тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей по-прежнему останется приоритетным направлением деятельности таможенных органов в рамках СУР. Для этого таможенные органы будут проводить больше ценовых исследований и использовать ценовую информацию профессиональных объединений импортеров и крупных производителей товаров.
Другими словами, таможня по-прежнему будет фактически запрещать провоз товаров по стоимости ниже той, которая указана в стоимостных правилах риска таможни. Эта норма начала действовать в феврале 2016 года вместе с введением приказа № 280 и породила массу проблем для импортеров.
Единый механизм таможенного и налогового администрирования
Таможенные и налоговые органы теперь находятся в ведении Министерства финансов. Согласно стратегии, органы будут совместно работать над поступлением платежей в бюджет. В краткосрочной и среднесрочной перспективах для этого планируется реализовать ряд мероприятий. Так, например, планируется создание электронного досье, в котором будет вся информация о налогоплательщиках, осуществляющих ВЭД и их контрагентах. Все участники ВЭД будут поделены по категориям в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного и налогового законодательства. Кроме того, новая система позволит отслеживать перемещение товаров в странах ЕАЭС от момента их прибытия до реализации конечному потребителю. Этот пункт также предусматривает развитие системы маркировки товаров. До 2020 года планируется их ввести в отношении древесины и фармацевтической продукции.
В рамках Единого механизма таможенные и налоговые органы также будут контролировать валютные операции и бороться с оттоком капиталов за рубеж.
Как изменится таможенное оформление?
Кардинально новых технологий авторы стратегии пока в работу таможенных органов не внедряют, предлагая лишь довести до ума уже существующие технологии, которые пока работают экспериментально. Так, один из основных пунктов – предварительное информирование – пока действует только для товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС автомобильным и железнодорожным транспортом, а также в отношении товаров, которые прибывают к нам через свободный порт Владивосток. Документ же предполагает реализовать механизмы, которые позволят ввести предварительное информирование для всех товаров, ввозимых воздушным и водным транспортом.
Кроме того, стратегия предусматривает в будущем полномасштабное внедрение автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары. Это потребует дальнейшего развития системы Центров электронного декларирования. В документе отмечается, что безрисковые поставки должны будут выпускаться преимущественно в автоматическом режиме
К 2020 году в автоматическом режиме должно будет регистрироваться 99% деклараций на экспортируемые и импортируемые товары. Но работы предстоит еще много: в 2016 году автоматически регистрировалось только 35,7% экспортных деклараций и 1,6% импортных и то по большей части в рамках экспериментов и пилотных проектов. Показатели автоматического выпуска и того меньше. В 2016 году экспортных деклараций выпускалось 20%, а импортные не выпускались вообще. В информационных системах много сбоев и ошибок, кроме того, часто декларации не проходят форматно-логический контроль. Тем не менее к 2020 году число автоматически выпускаемых деклараций и по экспорту, и по импорту хотят увеличить до 80%.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- ФТС России
- 2017.12.27 2:54Категорирование ФТС: полезное, но не прозрачное
- 2017.12.19 5:25Хартия участников ВЭД: пациент скорее мертв
- 2017.12.18 1:36Досматривать товары в морских портах будут однократно
- 2017.12.15 5:45Владивостокская таможня ставит на черное и проигрывает
- 2017.12.05 6:15«Не смей! Легкие деньги – тяжелый приговор»: таможенники творчески борются с коррупцией в своих рядах
- 2017.12.05 1:12Таможенные управления ФТС России вышли на линию «огня»
- 2017.12.01 9:59Быть или не быть загадочному ведомству ФТНС?
- 2017.11.29 12:32Какие таможни получили двойки и колы за свою работу?
- 2017.11.28 1:31Владимир Коростелев: Эксперты ЕЭК заново «изобрели велосипед»
- 2017.11.27 2:41ФТС стремится быть мобильнее
- 2017.11.02 3:15Маркировка знаком ЕАС: легче не будет
- 2017.10.27 3:09Интеллектуальный прорыв ЕЭК
- 2017.10.27 9:44ФТС раскроет все карты по делам об административных правонарушениях
- 2017.10.26 10:59Новинки от таможни: предварительная таможенная стоимость
- 2017.10.25 12:22Глава ФТС о бизнесе: «Мы стали слышать друг друга»
- 2017.10.23 5:10Гатчинский таможенный пост: быть или не быть?
- 2017.10.23 9:46Нужен нам берег турецкий, и Африка тоже нужна
- 2017.10.20 12:12Рыба плывет по «зеленому коридору»
- 2017.10.17 2:44Мошенники подобрались к лицевым счетам участников ВЭД
- 2017.10.17 9:43Контроль после выпуска товаров: доверяй, но проверяй
- 2017.10.09 12:59Сертификаты соответствия можно будет не показывать таможне
- 2017.10.06 3:04Борьба с контрафактом продолжается
- 2017.10.05 2:15Перспективные технологии таможни вызывают беспокойство
- 2017.10.03 12:06Ввозить импортное мясо в страну россияне могут, но с последствиями
- 2017.09.28 12:51Бизнес: Работать лучше с той таможней, с которой есть «договоренности»
- 2017.09.28 10:00Между Россией и Марокко может появиться «зеленый коридор»
- 2017.09.27 1:05Крестовый поход Свидетелей Иеговы
- 2017.09.27 8:52Верховный суд объяснил таможне, почему Apple Watch – это не часы
- 2017.09.26 12:03Зачем просто, когда есть дорожная карта?
- 2017.09.26 9:52Таможенное регулирование в России: что изменится?
- 2017.09.20 12:28ЕЭК предложила продлить льготный режим ввоза грузовых «Боингов»
- 2017.09.19 11:59МОТ снова взяли в оборот
- 2017.09.18 12:25ГНИВЦ ФНС подвел ЦИТТУ ФТС
- 2017.09.15 9:58Ленивые таможенники использовали одни и те же фотоснимки с досмотров
- 2017.09.13 6:56Это не часы: Верховный суд рассудил таможню и Apple Watch
- 2017.08.24 9:31Таможенные платежи при КТС: считаем сумму обеспечения на примере
- 2017.08.22 9:35Опасные последствия недостоверной отчетности СВХ
- 2017.08.21 2:53Синдром Поклонской
- 2017.08.17 11:05Таможня усилит контроль за валютными преступлениями
- 2017.08.16 11:22Редкий случай позитива от регулятора
- 2017.08.11 3:57Топ-5 ошибок, из-за которых таможня откажет в преференциях
- 2017.08.10 3:0135 оттенков порядочного участника ВЭД
- 2017.08.04 1:50Зачем российская таможня Абхазии и Южной Осетии?
- 2017.08.02 5:33Таможенники стали наказывать реже
- 2017.07.12 9:55Инфографика: сколько зарабатывают российские таможенники?
- 2017.07.06 3:16СУР станет прозрачнее?
- 2017.06.19 3:20Морские перевозчики боятся идти на сделку с таможней
- 2017.06.15 4:10Куда ведет информационная политика таможни?
- 2017.06.13 8:00Контроль после выпуска товаров в автоматическом режиме становится реальностью
- 2017.06.07 5:28За таможенниками будут следить в онлайн-режиме
- 2017.05.30 8:19Кто самый богатый в ФТС?
- 2017.05.16 3:23Шувалов обязал таможню принимать документы о соответствии вне зависимости от страны их выдачи
- 2017.04.18 2:07Больше коридоров – «зелёных» и разных
- 2017.04.14 10:39Почему «посерел» «зеленый сектор»?