Владивостокская таможня взяла манеру кропотливо измерять топливо на рыболовецких судах, прибывающих на российскую границу. И не сказать, что её попытки поймать контрабандистов горючего имеют феноменальный успех, всё прозаично: таможня заводит административные, а то и уголовные дела по надуманным предлогам.
Блог
Каждые выходные, да, впрочем, и в будние дни тысячи петербуржцев устремляются за покупками в Финляндию. За дешевым сыром, сливочным маслом, рыбой, колбасой и множеством других вещей. Мы продолжаем голосовать рублем за финского производителя, хотя у нас вовсю идет импортозамещение, и причины вполне понятны – многих гораздо больше устраивают цены и качество финских продуктов, а не российских.
Прошлая неделя на финской границе выдалась тяжелой: время в очереди для грузовых транспортных средств достигало суток. Эта неделя началась для перевозчиков более удачно, однако фактор, создавший на границе затор, никуда не делся – Федеральная таможенная служба приучает перевозчиков к процедуре электронного декларирования таможенного транзита, и делает это не сказать, что любовно.
Система управления рисками – ядро всего таможенного регулирования. Это следует из международных стандартов, документов ВТамО и опыта многих стран мира, которому мы пытаемся следовать. Однако в России СУР превратилась из удобного механизма администрирования в страшный кошмар участников ВЭД. Простои грузов, избыточные издержки и ценовые профили риска – это далеко не полный перечень того, с чем регулярно сталкиваются участники рынка. ПРОВЭД решил узнать у экспертов отрасли, почему у нас все никак не приживутся международные стандарты, и что еще можно сделать, чтобы действительно эффективно управлять рисками.
Активная работа над созданием на территории Евразийского экономического союза полноценной системы предварительного информирования (заблаговременного сообщения таможенному органу информации о времени и месте прибытия на таможенную территорию ЕАЭС товаров и транспортных средств), сокращенно «ПИ», продолжается более года силами созданной в 2016 году специальной экспертной группы в рамках Евразийской экономической комиссии.
Новый год на подходе, и он сулит участникам внешнеэкономической деятельности немало новшеств. Татьяна Голендеева, заместитель начальника Федеральной таможенной службы, в рамках IV Евразийского экономического конгресса рассказала о принципиальных, на ее взгляд, изменениях в сфере таможенного регулирования и о том, что беспокоит руководство таможенной службы сегодня. Конгресс прошел 6 декабря в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
В таможенных органах походят к работе по предотвращению коррупционных нарушений не только регулярно и системно, как неоднократно заявляли представители ведомства, но и творчески.
С 1 декабря 2017 года во всех региональных управлениях открыли «горячую» телефонную линию для оказания методической помощи участникам внешнеэкономической деятельности. Правда, специальная телефонная линия выделена для общения с таможенниками не на любые темы, а только по вопросам вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
Разговоры об объединении Федеральной таможенной и Федеральной налоговой служб ходят достаточно давно и особенно интенсивно – с начала интеграционных процессов в рамках Таможенного союза. Как известно, именно по этому пути пошел Казахстан, объединив некоторое время назад эти службы под эгидой Департамента государственных доходов при Министерстве финансов. Новый же импульс слухам, домыслам и предсказаниям в отношении единой судьбы двух фискальных ведомств в России задал в конце ноября премьер-министр Игорь Шувалов, объявив, что решение о слиянии следует принять до мая 2018 года
Чиновники высокого ранга вновь вернулись к обсуждению идеи слияния двух главных пополняющих бюджет ведомств – Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб.  Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил решить этот вопрос до мая 2018 года, сославшись на положительную мировую практику функционирования единого фискального органа. Напомним, что оба ведомства находятся под крылом Минфина, а между ними налажен частичный информационный обмен, идет работа над созданием единого механизма  администрирования таможенных, налоговых и иных платежей. Каковы перспективы этой работы, необходимо ли слияние ФТС и ФНС и как оно скажется на участниках ВЭД – мнением на этот счет поделились представители бизнес-сообщества.
Участники ВЭД работой таможенных органов удовлетворены, следует из письма Центрального информационно-аналитического управления (ЦИТТУ) ФТС России, в котором таможенное подразделение обобщает статистические данные о степени удовлетворенности декларантов деятельностью таможенников. Кто получил пятерки, а кто – двойки?
Департамент таможенной инфраструктуры ЕЭК подготовил проект порядка регистрации предварительной информации при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Все это «заплатки» и «примочки», считает член рабочей группы АСИ по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» Владимир Коростелев. Государству сначала следовало бы реорганизовать и ускорить процесс в целом.
Российская Федерация обратилась в Евразийскую экономическую комиссию с предложением поддержать компании, производящие часы в странах ЕАЭС.
Немало копий сломано при обсуждении размера компенсации судебных расходов на представителей в арбитражном процессе, и хотя тема эта не нова, актуальности она не теряет и по сей день. К общему мнению стороны процесса так и не пришли, что вполне логично – проигравшая сторона неизменно утверждает о завышенности гонорара оппонента, а победившая о том, что это вполне обычная ставка для такой категории дел.
В Федеральной таможенной службе обсуждают возможность установки специализированных программ на мобильные устройства таможенников – смартфоны, планшеты, ноутбуки. В таможенном ведомстве всерьез рассматривают такие предложения, как создание единого мобильного приложения, автоматизирующего полный спектр удаленных таможенных операций, создание мобильной копии стационарного рабочего места должностного лица таможенного органа, а также создание веб-интерфейса информационно-программных средств и предоставление к ним удаленного доступа.
Блог
Анализ действующего законодательства, направленного на обеспечение сохранности изъятого по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имущества, показал, что специальное регулирование данной деятельности на территории Российской Федерации фактически не осуществляется. Подумаешь, новость, это далеко не единственный вид деятельности, оставшийся за бортом законодательного регулирования. Но в этой деятельности отсутствие специального регулирования создает предпосылки к хищению или утрате вещественных доказательств, изъятого и конфискованного в рамках дел об административных правонарушениях.
Российскую систему управления рисками наши участники ВЭД сильно недолюбливают. Не слишком высокая эффективность, избыточный контроль и тот самый приказ №280, который запретил возить товары по ценам ниже установленных таможней. Однако сама по себе СУР как одна из ключевых идей таможенного администрирования не так уж и плоха и даже более того, призвана упростить и облегчить жизнь участника ВЭД, если реализовать её в несколько иной форме.
Ассоциация производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ) обратилась к главе Федеральной таможенной службы Владимиру Булавину с просьбой подтвердить, что для ввоза их продукции достаточно нанесения маркировки на товаросопроводительную документацию, а клеить стикеры ЕАС на саму продукцию не требуется. В ФТС согласились. Но по-своему.
Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии предлагает ввести единые правила расчёта дополнительных сумм таможенных платежей при расчёте таможенной стоимости товаров.
ФТС России намерена и дальше развивать Комплексную технологию централизации учета таможенных и иных платежей и ведения единого лицевого счета плательщика. В ФТС убеждены, что выполнение основных операций с денежными средствами плательщика в едином информационном ресурсе с использованием лишь одного лицевого счёта сделает контроль полноты и своевременности поступления в федеральный бюджет администрируемых таможенными органами платежей куда более эффективным.
Накануне в Филях состоялась встреча представителей четырех бизнес-ассоциаций – РСПП, ТПП, «Опоры России», «Деловой России», Общественного совета при ФТС и высокопоставленных таможенников, в том числе первого замглавы ФТС Руслана Давыдова. На повестке − разработка показателей, характеризующих издержки бизнеса, возникающих в результате проведения таможенными органами контрольно-надзорных мероприятий.