По информации Федеральной таможенной службы России, за 11 месяцев 2017 года доля деклараций, выпущенных центрами электронного декларирования с применением технологии удаленного выпуска, в среднем по ФТС составляет чуть более 20%.
Самых высоких показателей добилось Уральское таможенное управление, где почти половина деклараций на товары (ДТ) была выпущена с использованием данной технологии. Меньше всего ДТ удаленно выпустила Калининградская областная таможня – 3,4% от всего декларационного массива. Северо-Западное таможенное управление за указанный период выпустило 16,5% деклараций, используя новую и перспективную технологию.
Несмотря на то, что и ФТС, и бизнес уверены в необходимости дальнейшего развития технологии удаленного выпуска, которая позволит минимизировать человеческий фактор и, соответственно, снизить коррупционные риски, столь невысокие показатели демонстрируют недоверие к технологии, прежде всего, со стороны самих таможенников. Участники ВЭД говорят также о том, что на практике удаленному выпуску нередко препятствует система управления рисками, причем искусственно и излишне. Кроме того, пока ФТС готова удаленно выпускать лишь товары участников ВЭД низкого уровня риска.
Технологии надо «продолжать развивать»
Развитие электронных технологий сопряжено, в первую очередь, с созданием системы электронных таможен и концепцией 16 центров электронного декларирования. Хоть эта идея и прогрессивна для таможенной службы, которая славится своим консерватизмом, изначально бизнес-сообщество ратовало за более радикальные перемены, в том числе предлагая создать единую точку входа для подачи ДТ. В таком случае ФТС принимала бы декларацию, например, через сайт таможенного ведомства, откуда осуществлялась бы последующая маршрутизация ДТ по понятному и прозрачному алгоритму в тот уполномоченный таможенный орган, который меньше всего загружен и имеет в запасе как минимум 4 часа на принятие решения по ДТ.
По признанию руководства таможенной службы, ведомство планируют прийти «когда-нибудь» именно к такому алгоритму, однако пока они не доверяют настолько своим информационным ресурсам, боятся проблем и частых случаев выхода программных средств из строя и намерены сначала доработать и усовершенствовать имеющиеся технологии.
Как нам стало известно, в предстоящем году планы по развитию технологий и усилению информационной безопасности у ФТС грандиозные. Так, для перехода к декларированию товаров через электронные таможни ФТС планирует перенести основную нагрузку по хранению и обработке данных с таможенных постов, таможен и региональных таможенных управлений на федеральный уровень в Главный центр обработки данных ФТС России, создав в 2018 году в Москве отказоустойчивый центр обработки данных.
Сейчас каналы связи строятся по административно-территориальному делению: ФТС России связана с региональными таможенными управлениями, РТУ – с таможнями региона, таможни – с подчиненными таможенными постами. При такой структуре в случае проблем со связью между ФТС и РТУ может остановиться работа всего региона. Одновременно ФТС учитывает фактор смещения электронных таможен и таможен фактического контроля к местам налоговой регистрации участников ВЭД и товарным потокам, что делает административно-территориальное деление ненужным.
«Построение «горизонтальных» каналов связи позволит связать центры электронного декларирования и таможни фактического контроля наиболее оптимальным образом, организовать диспетчеризацию деклараций на товары удобным для бизнеса образом, снизить коррупционные риски. Фактически ВИТС ФТС России будет развиваться в форме внутреннего интернета, что снизит риски в работе крупных сегментов таможенной инфраструктуры», – уверены в ФТС.
ЦЭДы и РЭТы
На днях руководитель ФТС Владимир Булавин одобрил предложения по организации деятельности региональных электронных таможен (РЭТ) и таможен фактического контроля. В письме ФТС (есть в распоряжении ПРОВЭД) речь идет о структуре как региональной электронной таможни, так и ЦЭД. Документ предусматривает функционирование одного ЦЭД в структуре РЭТ. Сам ЦЭД будет включать как минимум два отдела таможенного оформления и таможенного контроля, в которых таможенники будут работать по сменному графику 2/2, обеспечивая ежедневное функционирование ЦЭД.
Для осуществления контроля ЦЭД будет взаимодействовать с таможенными постами фактического контроля своего РТУ, а при декларировании товаров участником ВЭД низкого уровня риска – с постами фактического контроля по всей стране. Специализированный же ЦЭД будет взаимодействовать с любым постом фактического контроля своей таможни. В связи с тем, что ЦЭД осуществляет документальный контроль только в электронном виде, он сможет взаимодействовать с любым постом фактического контроля, в который декларанту удобно представить документы на бумажном носителе. К сожалению, технология удаленного представления документов на бумажном носителе пока нормативно не урегулирована.
Таможенные посты фактического контроля Федеральная таможенная служба планирует наделить компетенцией в отношении товаров в несобранном или разобранном виде, припасов, а также товаров, помещаемых под процедуры таможенного транзита, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, свободного склада и свободной таможенной зоны (последнее – за исключением Калининградской экономической зоны), а также под специальную таможенную процедуру. Кроме того, таможни фактического контроля будут осуществлять контроль после выпуска товаров.
Главная проблема – менталитет таможенника
«По мере создания сети ЦЭД необходимо обеспечить внедрение технологии диспетчеризации деклараций на товары, предусматривающей автоматическое направление поданной в информационную систему таможенных органов декларации в ЦЭД в зависимости от категории товара, вида транспорта, места налогового учета участника ВЭД», – говорится в письме таможенной службы.
По мнению экспертов, диспетчеризация ДТ, которая позволит распределять декларации между таможенными органами с учетом их компетенции, загруженности и часовыми поясами, является одним из проблемных вопросом на данном этапе, и до конца не ясно, как эта технология будет реализована на практике. Одновременно участники ВЭД рассчитывают на то, что с введением системы электронных таможен ФТС синхронизирует и индексы таможенной стоимости, которые сейчас могут весьма существенно различаться в разных регионах и таможенных органах.
Помимо информационных и технологических изменений предстоит и переработка правовой базы. В предстоящем году планируется отменить 7 ныне действующих приказов и распоряжений ФТС, которые регулируют вопросы электронного декларирования, авторегистрации, автовыпуска и удаленного выпуска, заменив их единым, интегрированным приказом Минфина. Бизнес-сообщество рассчитывает, что приказ появится одновременно с новым Федеральным законом «О таможенном регулировании».
Кроме того, остается внушительный перечень тех сервисов, которые до сих пор не реализованы в электронном виде. По оценкам экспертов, если при таможенном оформлении порядка 90% операций проводится в «электронике», то в отношении операций, не связанных с декларированием, реализовано лишь 10% электронных сервисов. Подача заявления о выпуске товаров до подачи декларации в электронном виде будет реализована только с 1 июля 2018 года, а заявления на открытие отдельных таможенных процедур, все, что связано с проведением таможенных экспертиз, и целый ряд других операций не подключены к электронному пространству. По свидетельству участников ВЭД, даже электронные таможенные расписки и банковские гарантии таможенники продолжают распечатывать и работают с ними «на бумаге».
«Самая большая проблема, которую нам предстоит решить, – это менталитет самого таможенника. Представить саму ситуацию, когда у них нет бумажек, – это пока тяжело. Все будет зависеть от того, насколько быстро таможенные офицеры изменят свое отношение к электронным документам, как к точно таким же, как на бумажных носителях. Если таможенникам объяснить, что такое блокчейн, убедить их внедрить это в процесс, то с этим главным человеческим фактором можно будут побороться. Но пока практика далека от совершенства и от тех прекрасных идей, которые транслирует ФТС», – уверена советник генерального директора ООО «СВ Трансэкспо» по таможенным вопросам Марина Лякишева.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Таможня
- 2017.11.08 9:35Нужны ли импортерам СВХ?
- 2017.09.13 1:59Предварительное информирование при ввозе товаров в ЕАЭС: что изменится?
- 2017.09.12 9:37Таможенный представитель: справится ли без него участник ВЭД?
- 2017.09.11 11:00Маркировка товаров: на какие грабли наступают участники ВЭД
- 2017.09.06 3:11Контрафактность товара определяется контрафактностью его частей
- 2017.08.21 4:43Сертификат соответствия и декларация о соответствии: проблемы на таможне
- 2017.08.10 4:04Монетизация административного ресурса
- 2017.08.09 9:19Бизнес на костях: китайцы «истребляют» африканских слонов при помощи таможни
- 2017.08.07 11:47Брать деньги таможня умеет, отдавать – нет
- 2017.08.03 11:50Временный ввоз и транзит станут прозрачнее
- 2017.08.01 9:55Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет
- 2017.07.28 9:40Форма предварительного решения о классификации товара станет единой
- 2017.07.26 6:20Как Сафоничеву удалось обвести ФТС вокруг пальца
- 2017.07.20 12:26Почему таможня меняет коды?
- 2017.07.14 4:20Просто о сложном: как работают правила Инкотермс?
- 2017.07.13 1:15Не зная кода, не суйся в воду
- 2017.07.10 12:33Бизнес жалуется на неразбериху в таможне
- 2017.07.04 3:11Модернизация автоматизации бардака
- 2017.06.29 10:05Территория недоверия, или просто место заколдованное
- 2017.06.16 1:31Корректировка таможенной стоимости глазами участника ВЭД: как это «работает»?
- 2017.06.10 5:46Таможня и бизнес: Обыкновенный лоббизм, или Эффект Даннинга-Крюгера
- 2017.06.05 11:43«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках
- 2017.04.21 9:08Уполномоченные экономические операторы: почему система работает за рубежом и не работает у нас?
- 2017.04.20 2:55Какие пункты пропуска в России самые проблемные?
- 2017.04.19 1:12Что сдерживает электронный транзит?
- 2017.04.18 5:45В России хотят чипировать одежду, парфюмерию и покрышки
- 2017.03.24 2:48Российские таможенники не поняли, чьи яблоки они пропустили в Россию
- 2017.03.20 5:42Таможенный детектив: чужая пыльца на азербайджанских яблоках?
- 2017.03.17 11:50Российские таможенники провоцируют яблочный конфликт с Азербайджаном
- 2017.02.06 9:18Казахстан несёт убытки из-за жёстких мер Кремля и ФТС России
- 2017.01.18 12:47Что делать, если на таможне вымогают взятку
- 2017.01.12 10:46Как таможня и банки мешают переработчикам лома
- 2016.12.29 12:57В Псковской таможне не увидели проблем с транзитом в России
- 2016.12.28 9:12Эксперт: гарантия по книжке МДП в 100 тысяч евро в России перевозчикам не светит
- 2016.12.09 2:44Перевозчики сообщают о проблемах с транзитом в России
- 2016.10.06 4:23Таможня России три года кошмарит перевозчиков из Казахстана
- 2016.09.20 11:59Как таможня зарабатывает на корректировке
- 2016.07.18 10:01Саморегулирование таможенных представителей: помощь или попытка отжать бизнес?