Ввезти или вывезти товар из России – задача не из простых. Даже если участник ВЭД, думает, что он предусмотрел все, таможенные органы все равно находят ошибки и ляпы. Часто бывают случаи, когда проблемы возникают с маркировкой товара. Мелочи вроде не наклеенной этикетки или не поставленного вовремя знака приводят впоследствии к административным делам и серьезным финансовым потерям. На какие грабли чаще всего наступают участники ВЭД и о чем следует помнить, чтобы избежать дальнейших проблем?
Какие предъявляются требования к этикеткам?
Сведения, содержащиеся в этикетке, должны полностью соответствовать информации, заявленной в декларации на товары и в технической документации, прилагаемой к товару. Перечень общих требований перечислен в Постановлении Правительства от 15 августа 1997 г. N 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке».
Самое важное на этикетке – это наименование товара. Оно должно включать в себя фактическое наименование товара на русском языке и артикул или модель.
Однако это далеко не вся информация, которая должна быть. В таможенном союзе есть целый ряд технических регламентов, которые также предъявляют требования в зависимости от вида товаров. Так, например, есть отдельный технический регламент ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», и он устанавливает, что на упаковку должна наноситься характерная пиктограмма «бокал-вилка», если тара предназначена для пищевой продукции, и такая же, но перечеркнутая пиктограмма, если для непищевой.
Кроме того, разные регламенты дополнительно устанавливают требования, куда именно нужно наносить маркировку. Основных требований два – маркировка обязательно должна быть на каждой единице товара и на упаковочной таре в целом. Обычно на коробке. Но для некоторых товаров также есть свои нюансы.
Как избежать возможных проблем с маркировкой?
Отправке груза всегда предшествует процесс согласования этикетки. Обычно импортер направляет ее образец продавцу, а продавец затем прикрепляет этикетку к товару и коробкам перед отправкой.
Как правило, у покупателя и продавца проблем с этим не возникает, но в ряде случаев неопытные импортеры могут допустить ряд ошибок, которые, по мнению таможенных органов, являются критическими и приводят к финансовым потерям.
С какими проблемами сталкиваются участники ВЭД?
Старые упаковки
Одна из самых распространенных проблем заключается в том, что продавец может использовать старые коробки с уже напечатанной информацией и не поменять на них этикетки. Например, бывают случаи, когда у производителя осталась часть неиспользованных упаковок от старой партии, а русский покупатель заказал товары другого артикула или модели, и для него эти упаковки подходят. Для продавца здесь налицо коммерческий интерес – не нужно делать новые упаковки или переклеивать этикетки, что, в свою очередь, сокращает стоимость товара. Но фактически происходит ситуация, когда товар внутри лежит один, а на упаковке указан другой. Это может впоследствии привести к серьезным проблемам при таможенном оформлении.
Не указан производитель
Бывают и другие случаи. Так, например, на коробках обязательно должен быть указан производитель товара и страна происхождения. Но часто в целях экономии импортеры договариваются с продавцом о том, чтобы этикетки делались «под реализацию» товара. То есть указывают производителем самого себя. Таким образом, с одной стороны, этикетки не нужно будет переклеивать на грузе при его продаже в России, а с другой стороны, это очень удобный способ для того, чтобы избежать лишних затрат. Часто данную информацию импортер не указывает специально, чтобы конечный покупатель данной продукции не связался напрямую с производителем в обход фирмы импортера-посредника.
Тем не менее отсутствие данной информации – прямое нарушение законодательства, которое ведет к административному делу.
Неверный температурный режим и сроки годности
На этикетке пищевой продукции обязательно должна быть указана температура хранения и транспортировки. Однако бывают случаи, когда диапазон температур, указанный на этикетке, сильно расходится с реальностью. Так, например, товар хранится при температуре от 5 до 20 градусов. Но дело происходит зимой, на улице минус 8 градусов, а груз находится не в рефрижераторном контейнере. В таком случае служба по фитосанитарному надзору может запретить ввоз товара в страну.
Также для пищевых товаров обязательно указывается срок годности. Бывает так, что товар везли дольше, чем число дней, которое указано на упаковке. В таком случае товар тоже может не пройти фитосанитарный контроль.
Неполные данные на этикетках
Бывают случаи, если везется товар, но при этом на этикетках указана неполная информация. Обязательно указывают данные об импортере – наименование фирмы и его юридического адреса.
Кроме того, обязательно указание страны происхождения товара. Как правило, она пишется рядом с адресом производителя. Данная информация особенно необходима в том случае, если участник ВЭД хочет получить преференции. Результатом отсутствия данной информации на этикетке может стать не только отказ в преференциях, но и в некоторых случаях дела об административных правонарушениях.
Знак EAC отсутствует или маркировка некорректна
Пожалуй, самая распространенная проблема за последний год – это маркировка EAC, которая стала относительно новой для участников ВЭД. В соответствии с действующим законодательством России и стран ЕАЭС, если на ввозимый товар распространяются действия технических регламентов, то они должны быть промаркированы Единым знаком обращения «EAC».
Он говорит о том, что продукция прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует всем требованиям, изложенных в них.
Соответствующе решение Комиссии Таможенного союза № 711 было принято еще в 2011 году, но с особой бдительностью наша таможня взялась за его исполнение сравнительно недавно.
Участники ВЭД часто попадаются на том, что на этикетках товара, который подлежит декларированию соответствия, отсутствует обязательная маркировка ЕАС, либо данная маркировка присутствует на этикетке, наклеенной на коробку, но отсутствует на товаре. Иногда сам знак на этикетке выглядит некорректно – он сильно вытянут по горизонтали или по вертикали, что также является нарушением законодательства.
Как выдают знак EAC?
Как правило, на продукцию, на которую распространяются требования технических регламентов Таможенного союза, этикетки согласуются еще на стадии оформления разрешительной документации: декларации соответствия ТРТС либо сертификата соответствия ТРТС. Орган по сертификации проверяет этикетку и указывает, как ее нужно изменить или дополнить. Только после этого ее образец можно отправлять продавцу для поклейки на груз и коробки.
Что будет, если на грузе не будет маркировки EAC?
В том случае, если знака EAC нет, заводится дело об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ. «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации». Она предполагает штраф от 50 до 300 тысяч рублей и возможность конфискации товара. Как правило, за первое правонарушение выставляют штраф в минимальном размере без конфискации, но если закон нарушили повторно, то могут и товар конфисковать, и штраф на большую сумму выставить.
Даже при самом благоприятном исходе участнику ВЭД не поздоровится. В среднем дело об АП ведется два месяца, затем будет вынесено Постановление по делу об АП, и необходимо будет оплатить штраф. Все это время груз будет находиться на складе ответственного хранения. После того, как штраф будет оплачен, у участника ВЭД есть два варианта: либо отправить товар на реэкспорт, либо перевезти товар на Таможенный склад и промаркировать там, а затем заново подавать декларацию в таможню. И тот, и другой вариант приводят к серьезным дополнительным финансовым расходам издержкам.
Как таможня выявляет отсутствие знака EAC?
При подаче декларации на товары нарушений могут и не выявить, но вполне возможно, что сработают меры по минимизации рисков и закон подлости. Непорядки в маркировке товаров выявляются при таможенном осмотре или досмотре, в том случае, если будет вскрываться контейнер.
Можно ли проконтролировать правильность маркировки?
Да, такая возможность есть. Если товар ввезен на территорию России, но на него еще не подана декларация, то товар можно промаркировать на таможенном складе без заведения дела об АП, однако это также будет сопровождаться лишними расходами, связанными с доставкой товара на склад, разгрузкой, хранением и прочими расходами. Поэтому лучше озаботиться всеми вопросами маркировки заранее до отправки товара.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Таможня
- 2017.11.08 9:35Нужны ли импортерам СВХ?
- 2017.09.13 1:59Предварительное информирование при ввозе товаров в ЕАЭС: что изменится?
- 2017.09.12 9:37Таможенный представитель: справится ли без него участник ВЭД?
- 2017.09.06 3:11Контрафактность товара определяется контрафактностью его частей
- 2017.08.21 4:43Сертификат соответствия и декларация о соответствии: проблемы на таможне
- 2017.08.10 4:04Монетизация административного ресурса
- 2017.08.09 9:19Бизнес на костях: китайцы «истребляют» африканских слонов при помощи таможни
- 2017.08.07 11:47Брать деньги таможня умеет, отдавать – нет
- 2017.08.03 11:50Временный ввоз и транзит станут прозрачнее
- 2017.08.01 9:55Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет
- 2017.07.28 9:40Форма предварительного решения о классификации товара станет единой
- 2017.07.26 6:20Как Сафоничеву удалось обвести ФТС вокруг пальца
- 2017.07.20 12:26Почему таможня меняет коды?
- 2017.07.14 4:20Просто о сложном: как работают правила Инкотермс?
- 2017.07.13 1:15Не зная кода, не суйся в воду
- 2017.07.10 12:33Бизнес жалуется на неразбериху в таможне
- 2017.07.04 3:11Модернизация автоматизации бардака
- 2017.06.29 10:05Территория недоверия, или просто место заколдованное
- 2017.06.16 1:31Корректировка таможенной стоимости глазами участника ВЭД: как это «работает»?
- 2017.06.10 5:46Таможня и бизнес: Обыкновенный лоббизм, или Эффект Даннинга-Крюгера
- 2017.06.05 11:43«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках
- 2017.04.21 9:08Уполномоченные экономические операторы: почему система работает за рубежом и не работает у нас?
- 2017.04.20 2:55Какие пункты пропуска в России самые проблемные?
- 2017.04.19 1:12Что сдерживает электронный транзит?
- 2017.04.18 5:45В России хотят чипировать одежду, парфюмерию и покрышки
- 2017.03.24 2:48Российские таможенники не поняли, чьи яблоки они пропустили в Россию
- 2017.03.20 5:42Таможенный детектив: чужая пыльца на азербайджанских яблоках?
- 2017.03.17 11:50Российские таможенники провоцируют яблочный конфликт с Азербайджаном
- 2017.02.06 9:18Казахстан несёт убытки из-за жёстких мер Кремля и ФТС России
- 2017.01.18 12:47Что делать, если на таможне вымогают взятку
- 2017.01.12 10:46Как таможня и банки мешают переработчикам лома
- 2016.12.29 12:57В Псковской таможне не увидели проблем с транзитом в России
- 2016.12.28 9:12Эксперт: гарантия по книжке МДП в 100 тысяч евро в России перевозчикам не светит
- 2016.12.09 2:44Перевозчики сообщают о проблемах с транзитом в России
- 2016.10.06 4:23Таможня России три года кошмарит перевозчиков из Казахстана
- 2016.09.20 11:59Как таможня зарабатывает на корректировке
- 2016.07.18 10:01Саморегулирование таможенных представителей: помощь или попытка отжать бизнес?