Общество

Трудовых мигрантов меньше не стало

«Число мигрантов в России сократилось до минимума за последние 7 лет», – статьи под такими заголовками вышли недавно в ряде российских СМИ. Эти выводы основаны на неверной интерпретации данных. В докладе Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, на который ссылаются журналисты, говорится не о падении численности мигрантов, а о снижении темпов миграционного прироста, то есть разницы между числом приехавших в Россию и выехавших из нее. Этот показатель за первое полугодие 2017 года составил +102,3 тысячи человек, а в первом полугодии 2016-го было +141,9 тысячи.

 


Данные об абсолютной численности мигрантов в России представлены в другом разделе доклада. Согласно им, на 1 августа 2017 года в России находилось 10,2 миллиона иностранцев – столько же, сколько и в 2016-м. Обвал их численности – приблизительно на миллион человек – произошел раньше, по итогам трудного для российской экономики 2015 года. Сегодня, делают вывод авторы исследования, «Россия отчасти восстановила свою привлекательность для различных категорий иностранцев, хотя по абсолютным цифрам отставание от прошлых лет не преодолено».

– В СМИ появляются разные цифры. Часто они противоречат друг другу, их по-разному комбинируют, – говорит председатель Профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов. – Точной статистики нет, так как нелегальные мигранты плохо поддаются учету. Конечно, можно посчитать пересечения границы, но многие мигранты годами не выезжают на родину. Очевидно лишь то, что иностранных работников в России было и остается очень много.

Эксперты РАНХиГС не фиксируют серьезных изменений в структуре миграции. 86% находящихся в стране иностранцев, или 8,76 миллиона человек, по-прежнему составляют граждане СНГ. Из них 40% приходится на выходцев из стран Средней Азии и 27% – на уроженцев Украины. В Центральной Азии главным поставщиком рабочих рук на российский рынок труда является Узбекистан: 1,975 миллиона граждан этой страны находились в России на 1 августа 2017 года. По сравнению с 2016 годом их численность выросла на 147 тысяч человек, но с 2014 по 2016 годы она снизилась на 723 тысячи.

Более высокими темпами растет миграция из Киргизии. В 2016 году в России жило 576 тысяч ее граждан, а в 2017 году – уже 623 тысячи. Это объясняется облегчением процедуры легализации киргизских мигрантов после вступления страны в Евразийский экономический союз в августе 2015 года.

– Большинство в миграционном потоке традиционно составляли граждане Узбекистана, – говорит Ренат Каримов. – Могу предположить, что снижение миграции оттуда связано с экономическим развитием республики, где появляются новые рабочие места. Правительство активно привлекает в страну зарубежные инвестиции. Оно говорит людям: «Не уезжайте». Узбекистан – страна с 32-миллионным населением, которая может стать новым азиатским тигром.

Действительно, согласно прогнозу Мирового валютного фонда, ВВП Узбекистана должен вырасти на 6% по итогам 2017 года. В рамках программы локализации и производства готовой продукции республика планирует создать 13 тысяч новых рабочих мест к 2019 году. Впрочем, по сравнению с избытком рабочих рук эта цифра кажется скромной.

– Кризис есть не только в России, – отмечает собеседник. – В 2015-м году вслед за рублем упали сом и тенге (валюты Кыргызстана и Казахстана – прим. ред.). Все затянули пояса. Раньше мы думали, как пережить трудные времена. Сейчас думаем, как помочь родственникам выжить.

Основная проблема, с которой трудовые мигранты обращаются в профсоюз – невыплата зарплат. С зарплатой работников-иностранцев обманывают везде: в клининговых компаниях, заведениях общепита. Но больше всего жалоб идет со строек.

– Строителей легче обмануть, – говорит Ренат Каримов, – потому что стройка охраняется как военный объект. Люди заехали туда – и пропали. Работодатель может изъять у них паспорта, изолировать от гражданского общества. Зайти и объяснить работникам, что они попали в рисковую ситуацию, мы не можем. В строительстве работает схема, в которой генподрядчик заключает договоры с цепочкой субподрядчиков. Нередко это фирмы-однодневки, набирающие работников неофициально, и исчезающие, когда приходит время платить. Люди, не получившие зарплату, часто даже не знают, в какой организации они устроены. Знают только имя человека, который обещал им деньги.

– К сожалению, у нас нет и примеров эффективного взаимодействия с госорганами. Не стоит путать Советскую Россию и современную. Сегодня российское законодательство написано так, что рабочий человек всегда будет в проигрыше, – добавляет профсоюзный лидер.

Впрочем, по мнению Рената Каримова, мигрантов это не остановит, ведь бесправие является привычной частью их жизни в России.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы