Аналитика

Евразийский экономический союз: ближайшие перспективы

Вскоре все мы окажемся в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) — российско-белорусско-казахском аналоге ЕС. На фоне ситуации в Украине событие пока малозаметное, но все же значимое. Создание ЕАЭС явно форсируется, и уже  летом текущего года основные его черты должны вполне оформиться и обрести действующую нормативно-правовую базу…

 

Текущий статус дел в Таможенном союзе

Создание экономического союза не является чем-то уникальным. Это логичное следствие интеграции на постсоветском пространстве.

Исходя из мировой практики, подобная интеграция включает в себя 5 этапов:

  1. - этап создания зоны свободной торговли (ЗСТ), предполагающий беспошлинную торговлю между государствами — участниками, но при этом их самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран;
  2. - этап создания таможенного союза (ТС), предполагающий образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров внутри ее и выработкой уже общей таможенной и внешнеторговой политики;
  3.  - этап создания единого рынка (экономического пространства) (ЕЭП), предполагающий свободу движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы внутри ЕЭП;
  4. -  этап создания экономического союза, предполагающий пространство единого рынка «без изъятий», в рамках которого государства-члены координируют экономическую политику друг с другом;
  5. - абсолютная экономическая интеграция — экономический союз, в рамках которого наднациональный орган определяет денежную, налоговую, торговую и социальную политику для всех государств-членов.

Интеграция на постсоветском пространстве проходит те же самые стадии и сейчас находится в преддверии четвертого, предпоследнего, этапа — создания Единого экономического союза (ЕАЭС), начало которому должно положить подписание Договора о ЕАЭС.

Первый проект договора уже готов. Он был размещен на сайте Минэкономразвития России 12 февраля 2014 года и сейчас над ним ведется активная работа. Необходимо отметить, что, если сначала речь шла о 1 января 2015 г., как о дате планируемого подписания Договора, то сейчас срок сократили на полгода: подписание Договора запланировано на начало лета 2014 г. Процесс подготовки документов явно форсируется…

Однако, необходимо понимать, что как бы стороны ни стремились приблизить формальный момент подписания Договора о ЕАЭС, это не будет означать реального перехода на новый этап развития. Мы можем вернуться к созданию очередной международной «пустышки», организации, не наполненной реальным содержанием, по принципу «Fake it till you make it» (что не обязательно плохо).

Правда, остается вопрос — есть ли экономическая (в противовес политической) целесообразность такого шага. Особенно в условиях, когда есть еще масса нерешенных проблем в рамках ТС, и надо бы сначала дать полноценное воплощение идеи ЕЭП.

Новые участники ТС

Реализация идеи Кремля была бы неполной без включения в нее максимального количества участников, разделяющих идеи и ценности, положенные в основу евразийских интеграционных процессов. На сегодняшний день полноправными членами ТС являются Россия, Казахстан и Белоруссия. Поговорим теперь несколько подробнее о двух государствах, активно присоединяющихся к ТС — Армении и Киргизии.

Армения

Армения, пожалуй, на сегодняшний день претендует на то, чтобы стать примером первого успешного присоединения к ТС. Несомненно, сторонники евразийской интеграции в случае реализации деклараций о вступлении Армении в ТС в 2014 г.,  будут использовать Армению как case study для демонстрации эффективного взаимодействия сторон с целью скорейшей реализации мероприятий «дорожной карты» по присоединению нового участника ТС.

Напомним, что «дорожная карта» по вступлению Армении в ТС была утверждена 24 декабря 2013 г., спустя всего несколько месяцев после провозглашения Президентом С. Саргсяном намерения о вступлении в ТС. На начало марта 2014 г. Арменией 97 из 260 мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», были выполнены, а принципиальные вопросы были согласованы, отчитался премьер-министр Армении. В свете такой динамики Президент России Владимир Путин отметил, что считает возможным перейти к подготовке проекта договора о присоединении Армении к будущему ЕАЭС.

Вместе с тем, несмотря на взаимный оптимизм  по  перспективе вступления Армении в ТС, стороны так и не раскрыли то, каким образом будет происходить совмещение обязательств Армении, данных при вступлении в ВТО (Армения — член ВТО с 2003 г.), и обязательств при вступлении в ТС. Применение различных торговых режимов и тарифов, согласно действующей системе норм ТС,  самой идее таможенного союза, в рамках единой таможенной территории, невозможно. В первую очередь, эта проблема касается тарифных ставок, ведь Армения применяет один из самых низких в ВТО средневзвешенных тарифов в размере 2,7 %. Учитывая, что заявленный в 2014 г. средневзвешенный таможенный тариф ТС составляет 6,9%, сторонам необходимо будет достичь соглашений о гармонизации таможенного тарифа при вступлении Армении в ТС.

Гармонизация таможенного тарифа государства-члена ВТО при вступлении в ТС возможна двумя основными способами: путем снижения таможенного тарифа самого ТС до уровня, который согласовало присоединяющееся государство при вступлении в ВТО, либо путем корректировки обязательств Армении перед ВТО.

Учитывая практическую невозможность снижения ТС своего среднего таможенного тарифа до 2,7%, очевидно, что основная возможность в процедуре гармонизации тарифных обязательств Армении состоит именно в корректировке обязательств перед ВТО, что само по себе может быть непростой задачей.

В остальном же существенных препятствий процедура вступления Армении в ТС, при сохранении на то политической воли руководства Армении и стран-членов ТС, встретить не должна. Шанс вступления Армении в ТС в 2014 г.,  действительно,  высок…

Киргизия

Несколько иначе обстоят дела со вступлением в ТС Киргизии. Будучи одним из государств – учредителей Евразийского экономического сообщества («ЕврАзЭС»), Киргизия подала заявку на вступление в ТС еще в 2011 г. Однако до сегодняшнего дня стороны так и не смогли согласовать даже «дорожную карту».

Несмотря на то, что в рамках ТС был утвержден проект «дорожной карты», Киргизия в декабре 2013 г. отказалась его  подписывать, ссылаясь на то, что национальные интересы Киргизии не были учтены в полной мере. В частности, Киргизия хочет получить льготный период для импорта по сниженным таможенным пошлинам товаров для трех крупнейших местных товарных рынков, а также добиться создания фонда для оказания адресной помощи местным предпринимателям и формирования облегченных условий для мигрантов в странах ТС.

До 2014 г. препятствием являлась и необходимость гармонизации таможенного тарифа. Киргизия, ставшая первым государством – членом СНГ, присоединившимся к ВТО еще в 1998 г., согласовала при вступлении в эту организацию максимальный средний таможенный тариф на уровне 7,7%. Средний таможенный тариф ТС должен уложиться в данные рамки только в 2014 г. (как указано выше, в 2014 г. тариф ТС должен достигнуть 6,8%, пока что достижения поставленной цели никто не подтверждает). Если это все же произойдет по плану, то вступление в ТС не будет нарушать принятые Киргизией в ВТО обязательства по таможенному тарифу.

Однако,  вступление в ТС приведет к повышению таможенных пошлин для стран, экспортирующих товары в Киргизию и не входящих в ТС, поскольку сегодня средний таможенный тариф Киргизии составляет около 5 %. Кроме того, одним из ключевых негативных ожидаемых последствий называется резкое снижение доходов государства от реэкспорта импортных товаров (преимущественно из Китая) вследствие увеличения импортных пошлин.

Однако, несмотря на некоторые негативные прогнозы, скорее всего переговоры Киргизии и ТС приведут к достижению соглашения по всем спорным вопросам уже в самое ближайшее время. Впрочем, вряд ли Киргизия сможет опередить Армению по темпам присоединения к ТС.

Новые члены ТС: будут ли они?

Еще в 2012-2013 годах в тот или иной момент многие страны заявляли о своем желании если не вступить в ТС, то хотя бы подписать с ним соглашения о свободной торговле. В основном, это были страны либо с крайне неразвитой экономикой, либо вообще непризнанные большой частью мирового сообщества (например, такие как Южная Осетия, Абхазия).

Что касается более-менее самостоятельных с экономической точки зрения стран, слухами о присоединении которых к ТС активно спекулировали СМИ еще в октябре прошлого года, то перспектива их сближения с ТС становится все более отдаленной. Новая Зеландия, например, открыто заявила о приостановке каких-либо шагов по созданию таможенных или экономических союзов с Россией, осудив ее действия на Украине.

Сложная ситуация складывается и с Турцией. Сделанное Нурсултаном Назарбаевым заявление о присоединении Турции к ЕАЭС осенью 2013 г. все изначально восприняли с большой долей скептицизма, который, однако, по прошествии времени начал убавляться. Все чаще стали говорить о смене политического курса Турции, ее новой ориентации на евразийские интеграционные процессы.

Выгода для этой страны от вступления в ТС очевидна: обширный рынок сбыта товаров, российский рынок нефти и газа, сильный геополитический союзник в лице России. Да и для самого ТС это было бы только на пользу: у ТС (а затем и ЕАЭС) появился бы реальный шанс стать настоящей международной организацией с равноправными членами.

Однако Турция пока так и не подтвердила официально свое желание присоединиться к Таможенному союзу (но и не опровергла). Интрига сохраняется. Особую остроту она принимает в свете событий на Украине. С одной стороны, Турция, как правопреемница Османской империи, всегда болезненно относилась к крымскому вопросу, принимая под свою защиту проживающих там крымских татар. Однако, с другой стороны, недавнее заявление премьер-министра Турции о том, что Россия должна защищать и права  крымских татар, и права этнических русских, и ответное заявление Президента России, подтверждающее такие намерения, дает возможность предположить, что Турция (в основном) поддержит российскую политику. Предугадать это сложно, особенно в свете попыток Турции интегрироваться в европейское экономическое пространство. Перспектива вступления Турции в ТС остается пока только перспективой, и  очень туманной…

Ситуация в свете событий в Украине. Что скажет ВТО.

Продолжая тему Украины, нельзя не отметить, что текущая политическая обстановка не может не влиять на ситуацию не только с интеграцией, но и на отношение к России как участнику тех или иных объединений и союзов, включая ВТО.

Конечно, никто всерьез разговоров об исключении России из ВТО не ведет, несмотря на предложения отдельных американских парламентариев. Но,  вместе с тем, ОЭСР (OECD), например, уже приостановила все переговоры по присоединению к ней России.

Настороженность и напряженность в отношении к России в рамках ВТО, безусловно,  возросла.

Так, весьма показательно, что в начале месяца российские представители не были допущены на проводимые в США переговоры по согласованию ветеринарных и фитосанитарных мер в контексте присоединения Казахстана к ВТО.

Не исключено, что подобные препятствия будут возникать и в дальнейшем, и ВТО будет использоваться как одна из арен для сведения геополитических счетов, возможности которой в этом качестве, правда,  ограничены полноправным членством России и существующим в рамках ВТО механизмом разрешения споров, который может быть использован Россией для защиты своих интересов.

Но в целом ситуация с ВТО для России, скорее всего, не изменится в связи с политическим кризисом в Украине, хоть  диалог   будет вести  значительно сложнее.

Впрочем, прогнозы в настоящее время — дело неблагодарное: если США и Евросоюз перейдут к более решительным санкциям, то ситуация может измениться, как и отношение партнеров России по евразийским интеграционным процессам.

Материалы по теме:

Что даст Армении вступление в Таможенный союз

По приказу Путина Армения отдаст Азербайджану Нагорный Карабах... 

Армения на 70% выполнила обязательства по вступлению в ТС ... 

Армения хочет от России изменения визового режима 

Швеция: Армения из-за России не может быть в европейской лиге

Армения готовит законы и обувь для вступления в ТС 

Евросоюз и Таможенный союз соединит Армения 

Армения в мае подпишет документы о вступлении в ТС 

Армения получит $100 миллионов от ЕврАзЭС

Таможенный союз примет Армению уже в этом году

Ослабление рубля не повлияло на решение Армении вступить в ТС... 

Для Армении в Таможенном союзе сделали изъятия

Серж Саргсян одобрил действия России в Крыму

 Киргизия может не вступить в Таможенный союз

Без финансовой поддержки Киргизия в ТС не хочет

Киргизия не собирается завтра вступать в Таможенный союз ...

Киргизия по утвержденной дорожной карте вступать в ТС не будет

Киргизия предупреждала, что потребует денег от Таможенного с... 

Киргизия не дотянет до качества Таможенного союза 

Киргизия хочет от ТС снижения пошлин по 64% товарным группам 

Киргизия хочет от Таможенного союза $200 млн. 

Киргизия знает, что она не выгодна Таможенному союзу 

Киргизия "слила" Януковича 

Киргизия и Россия согласовали «дорожную карту» вступления в ТС 

Без Таможенного союза Киргизия погибнет 

Киргизия хочет спонсирования от ТС на протяжении 5-10 лет ...

Вступление Киргизии в Таможенный союз прояснится к маю ...

США хотят отдалить Киргизию от Таможенного союза

Киргизия идет в ТС не из-за политических целей

Киргизия завлекает Турцию перспективами Таможенного союза ...

 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы