До совместного управления рисками Россельхознадзору и ФТС еще далеко
Федеральная таможенная служба и Россельхознадзор пытаются скоординировать свою деятельность по использованию системы управления рисками (СУР) в рамках ветеринарного и фитосанитарного контроля.
В начале пути
Минсельхоз и Минфин внедрили в деятельность Россельхознадзора применение профилей рисков и риск-категорирование еще в 2016-2017 годах. Совместными приказами ведомства утвердили Порядки разработки и реализации мер по управлению рисками при осуществлении фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах пропуска. Помимо прочего, документы предусмотрели использование таможенниками профилей рисков, разработанных Россельхознадзором.
Как рассказали ПРОВЭД в Россельхознадзоре, должностные лица ведомства, участвующие в разработке СУР в части фитосанитарного контроля, с практикой ее применения в таможенных органах уже ознакомлены. Сейчас ведомство ведет сбор аналитического материала и разрабатывает пилотную версию СУР. Но в отношении ветеринарного контроля ситуация иная.
– Внедряемый нами риск-ориентированный подход при осуществлении государственного ветеринарного контроля содержит в себе риски в части обеспечения ветеринарной безопасности и соблюдения ветеринарного законодательства. Таким образом, практика применения СУР таможенных органов в части компетенции Россельхознадзора не является прерогативной, – сообщили изданию в Россельхознадзоре.
В ФТС же считают, что полноценная деятельность по совместному с Россельхознадзором использованию СУР возможна после проработки и решения целого ряда проблемных вопросов. В частности, необходимо утвердить виды, форму и структуру планируемых к использованию профилей рисков, порядок их заполнения, а также порядок действий должностных лиц Россельхознадзора при оценке рисков, при их разработке, согласовании, актуализации и отмене профилей рисков, применении мер по минимизации рисков и учете их результатов.
Кроме того, в ФТС говорят о необходимости принятия документов, которые определят периодичность и формы категорирования; критерии, характеризующие деятельность участников ВЭД, методики оценки этих критериев; условия отнесения участников ВЭД к соответствующим категориям и дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков.
Всему виной разница в подходах
Помимо издания целого ряда правовых актов выстраивание совместной работы потребует разработки и доработки информационно-программных средств Россельхознадзора.
– Обеспечение информационного взаимодействия между ведомствами, формирование конкретных предложений по доработке информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов в целях получения из Россельхознадзора информации о выявленных профилях рисков и подлежащих применению мер по минимизации рисков возможно только после реализации Минсельхозом России и Россельхознадзором вышеуказанных мероприятий, – уверены в ФТС.
Упомянутыми выше приказами Минсельхоза и Минфина предусмотрена возможность использования Россельхознадзором предварительной информации, которую участники ВЭД представляют в таможенные органы. Но поскольку эта информация содержится в Единой автоматизированной информационной системе и в документах таможни, таможенные органы и территориальные органы Россельхознадзора осуществляют информационное взаимодействие в соответствии с так называемыми технологическими картами межведомственного взаимодействия. Однако в ФТС отмечают, что передача в Россельхознадзор предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, в рамках текущей версии этих карт пока невозможна.
При этом таможенное ведомство уже сейчас задумывается о создании межведомственных карт рисков, что предусмотрено паспортом ведомственного приоритетного проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе». По информации же Россельхознадзора, работу по созданию межведомственных карт рисков в части ветеринарного контроля они не ведут, а в части фитосанитарного контроля существует разница в подходах СУР в сфере карантина растений и СУР таможни.
– Профили рисков СУР в сфере карантина растений, прежде всего, основываются на информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны-экспортера, информации полученной от национальных организаций по карантину и защите растений стран-экспортеров, фитосанитарном состоянии Российской Федерации, – заявили в Россельхознадзоре.
Фото: pixabay.com
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка