Таможня

Сага о СУР

Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может.

Августин Аврелий

В российской таможне есть СУР. Это может звучать фантастически, но это так.  Есть приказ о создании СУР, еще со времен ГТК. Есть ратифицированная Киотская конвенция, есть даже Управление рисков и оперативного контроля (УРиОК) ФТС, которое с ноября 2012 года,  с момента самого его создания возглавляет (до 9 августа 2013 года)  Шкуркин Борис Валерьевич. Человек в ФТС известный… Человек непростой судьбы таможенного чиновника.

 

 

Досье:

Борис Шкуркин, с 9 августа 2013 года - бывший начальник УРиОК ФТС России, ПРОВЭДБорис Валерьевич Шкуркин родился 31 июля 1970 года в Челябинске. После окончания школы поступил в МГУ и получил диплом специалиста-почвоведа. Работал гендиректором ТОО «Ювелир», ООО «Центрювелирмаркет» и ООО «ТК Ювелирмаркет». Приказом руководителя ФТС Бельянинова от 26 сентября 2006 года (№ 1855-К) Б. Шкуркин принят на службу с присвоением первичного звания майора таможенной службы. Одновременно он назначен заместителем начальника Центральной акцизной таможни по экономической деятельности и начальником специализированного таможенного поста с правом эксклюзивного оформления драгоценных камней и металлов. Ровно через год Б. Шкуркин стал начальником Управления федеральных таможенных доходов. А еще через месяц ему присвоили звание подполковника ФТС и представили к награде — ордену «За заслуги перед Отечеством» II степени. 14 июня 2010 года указом президента Медведева (№ 724) Шкуркину присвоено звание генерал-майора, и он был назначен главным советником руководителя ФТС. В декабре 2012 Б.Шкуркин назначается начальником Управления рисков  и оперативного контроля. В этой должности  он пробудет, как минимум,  до 9 августа….

 

С другой стороны,  если посмотреть, то СУР, как таковой,  в ФТС нет. СУР, как  системы, не создано и не организовано. Вот как-то так получается: СУР как бы есть в ФТС, и вместе с этим его, СУР, как бы нет в ФТС.

Справка от ПРОВЭД:

Управление риском – это систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню. (Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls, p.36).

Цель системы управления рисками (СУР) - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.

(Киотская конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (18.05.1973 года) и Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 N 1069)

Кроме УРиОК, в системе таможенных органов  до уровня таможен есть отделы (ОПСУР), которые занимаются рисками. Они чем-то заняты, что-то делают, даже планы какие-то имеют. Но СУР ли это?

Основная деятельность управления, отделов и специалистов СУР направлена на контроль таможенной стоимости. Практически, только на контроль. Система работы построена, исключительно,  на срочных и «интуитивных» профилях  рисков.

Ежеквартально,  как минимум,  УРиОК обновляет по региональным таможенным управлениям и таможням списки профилей рисков, в основном, это  стоимостные (ценовые) риски. По всей видимости, именно и только в этих областях таможенного контроля, по мнению специалистов СУР, и возможно нарушение действующего таможенного законодательства.

Вот и окончание второго квартала не стало исключением. В конце июня, в аккурат, к началу третьего квартала, УРиОК разослало свежие, практически горячие, новые стоимостные риски (Рис.1), в которых по некоторым группам товаров  нижний порог контроля стоимости увеличен в разы.

Рассмотрим на конкретном примере  конкретного товара. Возьмем, например, летнюю обувь (6402993900 - прочая обувь, с верхом из пластмассы, с союзкой из ремешков или имеющая одну или несколько перфораций, с подошвой и каблуком высотой менее 3 см). Самая обыкновенная и популярная сезонная обувь, как правило, на один сезон, средней стоимостью в обувных магазинах Санкт-Петербурга от 200 до 500 рублей за пару. Самый массово представленный производитель такой обуви - Китай. Так вот, в ПР по такой обуви установлены нижние (контрольные) стоимостные показатели на уровне от 5,25 долларов за пару такой обуви до 25 долларов за обуви класса Люкс (примерно от 170 до 830 рублей за пару). Оставим обоснованность и реальность этих показателей на совести специалистов УРиОК, попробуем понять, как это восприняли СЗТУ и Балтийская таможня.

УРиОК, вроде  бы обоснованно, пытается установить показатели, ниже которых, по мнению УРиОК,  возможно нарушение законодательства, в данном случае занижение стоимости и уклонение от уплаты налогов. В этом деле осудить и упрекнуть УРиОК сложно, да и неправильно. Очень  много вопросов на этом завязано, от наполнения бюджета до защиты отечественного производителя и честной конкуренции на рынке. Хотя,  на практике все эти профилактические действия УРиОК по минимизации рисков выглядят почему-то как принуждение к ценовому сговору импортеров, которых загоняют в один ценовой показатель, уничтожая конкуренцию как таковую, ибо таможня обнуляет все бонусы импортера (от объема, от времени работы, от количества купленного и т.п.). И все импортеры, независимо от своего положения на рынке, объемов импорта и времени работы ввозят товар одной группы по одинаковой цене (как за одну пару, так и за миллион пар, как за одну поставку – так и за  тысячу поставок).

СУР для таможни- инструмент давления на участников ВЭД

Рис 1

Но все недовольство такой примитивной деятельностью, как бы по минимизации рисков УРиОКом,  меркнет и даже местами  появляется душевная теплота и любовь к УРиОК, когда сталкиваешься с Балтийской таможней.

Не перестаю подчеркивать, какие необычные и неординарные специалисты трудятся в Балтийской таможне.

После того, как ежеквартально УРиОК вводит бизнес-сообщество участников ВЭД в недельный ступор осмысления и привыкания к новым ценам, на сцену выходят специалисты СЗТУ и Балтийской таможни.

Вот и в этот раз на выходе из депрессии по новым стоимостным рискам УРиОКа, участники ВЭД (особенно импортеры), тут же были отправлены в глубокий нокаут Балтийской таможней.

Вполне обычная служебная записка (Рис.2) ничего нового, а для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в зоне Балтийской таможне, так вообще рядовой документ. Забегая вперед,  уточню, что  как-то год назад я аналогичный документ показал, передал лично в руки заместителю руководителя ФТС Давыдову Р.В..

Руслан Валентинович взял у меня документ и озаботился только одним, где я его взял, «у кого купил»…. Уважаемый Руслан Валентинович, уверяю Вас,  инспектора таможен СЗТУ  документами не торгуют, они вынуждены знакомить участников ВЭД  с такими опусами, ибо ни одно разумное существо не сможет словесно передать, что написано в таких шедеврах.

Обратите внимание на очень яркое название записки - «О принятии мер по усилению контроля таможенной стоимости». Шикарное название, попробуй его опровергнуть, не думаю, что участники ВЭД будут ставить под сомнение действия таможни по усилению, пресечению и т.п. уже потому, что таможня обязана это делать, а о тех моментах, когда таможня делает это по закону, быстро и эффективно, - пишут книги и снимают фильмы. Вот, собственно, ярким названием и закончилось все, далее пошла полная несуразица, которая, как ни крути, но не проявляется ни в интересах бизнеса, ни в интересах государства, ни в интересах таможни,  и даже не в интересах конкретного должностного лица. Я уверен, что автор этого чудного документа  сам не сможет сказать, для чего он.

Для исполнения контрольного показателя формирования федерального бюджета в части доходов администрируемых таможенными органами? Во-первых, руководитель ФТС много раз подчеркивал, что задачи по плану никто не снимал, но выполнение плана не может являться самоцелью. Во-вторых, как стоимостной показатель, по той же летней обуви, установленный ФТС на 2013 год, соотносится с теми показателями, которые устанавливает отдельно взятая Балтийская таможня в поисках «возможных резервов собираемости таможенных платежей». Стоимостной показатель, установленный ФТС: 5,25 долларов за пару НПМН, 9 долларов за пару класса «Комфорт» и 25 долларов за пару класса «Люкс»  Стоимостной уровень, устанавливаемый Балтийской таможней – 13,94 доллара за килограмм обуви, причем любого класса. Спасибо, что не в фаренгейтах или в литрах. Как-то очень слабо представляются диалоги в магазине:

- Мне, пожалуйста, два килограмма зимних ботинок.

Или,

- У вас, есть туфли 42 - 43 размера?

- Пожалуйста, вот Вам 1,5 килограмма 42 размера, и сейчас со склада принесу пару килограмм разных цветов 43 размера.

Вот куда, кому и как относится стоимостный показатель, установленный Балтийской таможней?

СУР для таможенников- средство наполнения бюджета

 Рис 2

Даже если предположить, что средний вес летней обуви по коду 6402993900 250 – 500 грамм, то, как 13,94 доллара за килограмм (3,49 – 6,97 доллара за пару) Балтийской таможни соотносятся с 5,25/9/25 долларов за пару ФТС?

Вот, собственно, и весь СУР. Какие риски и что в данном случае минимизируется? А самое главное - для чего? Как-то на облегчение и упрощение международной торговли - это совсем не похоже, да и к чему, через такие математические ухищрения создавать проблемы государству. Одно остается –  это делается для того, чтобы усложнить жизнь участнику ВЭД!

Понимая уровень занятости  таможенных специалистов СУР  математическими расчетами по формированию новых стоимостных профилей (сентябрь не за горами), облегчу процесс познания. Краткий экскурс в историю СУР. Общие подходы к управлению таможенными рисками в мировой практике заложены в Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Уже первая редакция в 1974 г. предлагала некоторое упрощение процесса таможенного оформления и контроля. Однако,  рост международных грузопотоков, развитие информационных технологий и высоко конкурентная бизнес-среда, основанная на качественном сервисе и удовлетворении потребностей клиентов, привели к конфликту с традиционными таможенными методами и процедурами. (Видимо,  этот конфликт, наконец,  докатился и до России…).

В 1999 году Конвенция была пересмотрена и в феврале 2006 г. Киотская конвенция в редакции Протокола 1999 г. вступила в силу. Ее стандарты содержат приложения, охватывающие практически весь спектр процедур таможенного регулирования, применяемого  в международной практике.

Ключевыми элементами пересмотренной Киотской конвенции, адаптирующими ее к реалиям международной торговли, явились: 

максимальная автоматизация процессов таможенного администрирования и внедрение электронного декларирования;  

использование предварительного информирования таможен назначения при отправке груза для возможности применения выборочного контроля; 

прозрачность и стабильность таможенного законодательства, оперативное информирование заинтересованных лиц в случае его изменений;

применение системы управления рисками при таможенном администрировании.

Таким образом, Киотская конвенция в редакции 1999 г. создает основу для применения системы управления рисками при таможенном администрировании, предлагая модель современного таможенного регулирования. При этом таможенное регулирование может рассматриваться как средство регулирования внешнеторговой деятельности с позиций развития интеграционных отношений в области международного таможенного права, как сфера деятельности международных организаций.

Уважаемый руководитель управления рисков и оперативного контроля,

1.    Управление не должно создавать риски, а,  как минимум, их анализировать, проводить аудиты  и разрабатывать меры по минимизации рисков;

2.    1999 год еще в прошлом веке был, уже практически все таможенные администрации создали и эффективно применяют систему управления рисками. На действующем календаре 2013 год, а вся СУР подчинена только одному – стоимостным рискам.

3.    Участники ВЭД были бы очень признательны, если бы кто-нибудь из УРиОКа смог как-то прокомментировать два документа,  опубликованных  выше, хотя бы в той части, где в них СУР, где минимизация рисков, где меры по минимизации….

4.    Если УРиОК создавался для управления рисками и под СУР, то почему он в итоге превратился в «Шкуркин – наше таможенное ВСЁ!»?

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы