Таможня

Момент истины стоимостного профиля риска

Санкции, санкции, санкции. Что ни день, то что-то новое от ЕС, от администрации США, а то вообще непонятно от кого. В интересное время живем. Геополитические события весны 2014 года, как будто экзаменуют на зрелость, не только Россию как государство, но и российский бизнес в частности. Долгий и тернистый путь вступления в ВТО всячески давал понять, что место России в мировой экономике не совсем еще определено, а самое главное, что не очень-то и рады европейские и американские партнеры выходу на мировой рынок российских компаний, и не только нефтегазовых. Вступила Россия в ВТО, стала не спеша обживаться в условиях ВТО, учиться жить по правилам ВТО. Сейчас вопрос не в том, что правила ВТО оказались не такими уж однозначными, и даже не в том, что эти правила имеют разную силу для разных стран, вопрос сейчас в том, сможет ли российских бизнес, в первую очередь малый и средний, выстоять в нынешней ситуации.

 

Сегодня всяческий запал надежд и на реформы, и на совершенствования практически иссяк, ну если не совсем иссяк, то на грани полного высыхания. Что-то сделано, что-то даже улучшилось и этого «что-то сделано» не так уж и мало. Если провести сравнение на примере отечественного автомобиля ВАЗ 2101, на котором за последние два года, провели идеальные кузовные работы, перекрасили нанокраской, даже улучшили динамику кузова, салон поменяли на кожаный, установили экологичный кондиционер, дополнительные энергосберегающие фары поставили, собственно, и все, а остальное - ходовая и двигатель остались на прежнем уровне, на уровне 1968 года. И какие тут могут быть претензии к старичку ВАЗу? Да, никаких. Вот так, собственно, и к совершенствованию таможенного администрирования. ФТС на сегодня, местами даже с перевыполнением плана, все предписанные ей  мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования (Постановление правительства) выполнила, это как провести комплекс кузовных работ. Но чуда не произошло, Россия в международной торговле рывок не совершила. Понимаю, что не свалилась назад, что уже хорошо. Но российский бизнес уже не устраивает топтание на месте, ему надо уже только вперед двигаться. Почему планового чуда не происходит, что мешает? Секрета тут нет, все знают причины и даже говорят на всех уровнях, но как-то стесняются предложить, что-то поменять, чтобы эти причины устранить. А менять надо, уже давно надо. И начать стоит, с идеологии таможенного администрирования, то есть с двигателя. И бесполезно дальше пинать ФТС, ибо дальнейшие изменения уже не в компетенции и силах ФТС. Таможенная реформа встала, встала не по желанию или нежеланию ФТС, а по причине сопротивления и недовольства влиятельных групп в сочетании с нежеланием тратить политический капитал. И бизнес в этой ситуации тоже не у дел. Как бы не напрягался и не старался бизнес, его роль в этой реформе - имитация восхищения от улучшений.

Сегодня таможенное администрирование подчинено только и исключительно одному – «Выполнение планового задания доходной части бюджета», все остальное, в лучшем случае на третьем, а то и на четвертом месте. И пока все улучшение будет проводиться с оглядкой, с постоянным соизмерением на выполнение плана и риски не выполнить план, то и совершенствование администрирования тоже будет таким же, на уровне выполнения плана, от 0,1 до 3% в год.

Сегодня стоимостные ресурсы выполнения плана полностью исчерпаны, и в ФТС этого не могут не понимать. Пока существующая система администрирования будет подчиненна одной задаче - выполнить план, она будет эксплуатироваться, и она будет тормозить импортозамещение, и будет развивать коррупцию, и будет ускорять инфляцию, и будет ухудшать конкуренцию.

Сегодня более двух третей товарной номенклатуры находится в стоимостных рисках ФТС. Стабильно, раз в год, как минимум, а то и чаще, УРиОК выдает на таможни новые стоимостные риски, в которых как бы рекомендуется, а по сути, определяется минимальная проходная таможенная стоимость. Все, кто оформляется ниже рекомендованной стоимости - потенциальный нарушитель таможенных правил, а то и злостный, и тут уже не закон, не здравый смысл, а чисто фантазии должностного лица будут возвращать участника ВЭД в «правовое поле». Правда финансовые и временные издержки этого возвращения в «правовое поле» и для бизнеса, и для государства сводят на нет весь смысл торговли, как таковой.

Вот, например, в начале мая выдал УРиОК на-гора очередной список стоимостных профилей, причем сами по себе профили носят, как известно, не методический, не рекомендательный или информационный характер, а не меньше, как руководство к действию. Так как сами должностные лица таможен уже изрядно устали от такого стоимостного администрирования, они не делают из этого тайну и сразу же предлагают импортеру самому разбираться в этом. Элементарная математика в виде простых математических действий, наводит на нездоровые выводы.

Так, например, по мнению ФТС, с 1 мая рекомендуемая минимальная таможенная стоимость на мясо крупнорогатого скота, обваленное (0201300005) - вырезка, должно стоить не менее 25 долларов США за килограмм (корейка – 24 дол/кг, ростбиф – 23 дол/кг). И это при условии, что цены на эту продукцию на мясных биржах Австралии, Аргентины, Бразилии, Новой Зеландии, Парагвая и т.д., составляют в среднем 4 -12 долларов США за килограмм. Поэтому с первого мая, повсеместно на авиатаможнях, данный товар стал оформляться по таможенной стоимости 25,01 (24,01 и 23,01 соответственно) доллара за килограмм. Теперь к этой, установленной таможенной стоимости прибавим стоимость доставки, (а это как, правило, товар, из Южной Америки), авиа – 5 дол/кг (охлажденное), итого имеем уже 30 дол/кг, далее процедура таможенного оформления: + 15% - пошлина, + 10% НДС, + услуги таможенного представителя, + складские расходы, + ветеринарные расходы, и на выходе из таможни уже имеем стоимость одного килограмма мяса не менее 50 долларов, в рублях - 1730 рублей (по курсу 34,6 руб за дол). А далее идет стоимость хранения, стоимость доставки до потребителя, накладные расходы, курсовая разница и многое другое и на выходе, имеем, при 35% розничной наценке – около 100 дол за килограмм вырезки. Пенсионеры, бюджетники о таком мясе даже могут и не мечтать, аналогичный отечественный товар отсутствует, как таковой. При ресторанной наценке стейк должен будет стоить от 200 дол, то есть около 7 тыс. рублей. Разве могут не радовать такие цены, раз есть такие цены, значит, есть и такие покупатели, на зависть заевшейся Европе.

Разговаривают две пенсионерки:

- Ты знаешь, я больше не ем красного мяса.

- Что, давление высокое?

- Нет, пенсия низкая.

Тоже ведь вариант, не мясо дорогое, пенсии и зарплаты бюджетников низкие.

А если по сути, то ресурс стоимостного администрирования, полностью выработан, и сейчас начинает давать обратный эффект, не в интересах защиты отечественного потребителя и развития здоровой конкуренции. Предприниматель не может работать в убыток, независимо от уровня его патриотизма и любви к ФТС, ему необходимо из своей деятельности извлекать прибыль. А для извлечения прибыли вариантов немного и только один из них более или менее законный – резкое повышение цены. Не принуждайте предпринимателя искать серые пути импорта.

Налоги платить надо, глупо с этим спорить. Бюджету нужны доходы, и с этим тоже не поспоришь. Но, нельзя не понимать, что есть предел возможностей, после которого страх потерять бизнес, больше чем страх обойти закон.

Вполне возможно, что за таким стоимостным регулированием, кроме как собрать денег в бюджет есть еще, что-то важное, но вот это второе важное как-то совсем не прослеживается. Может быть, бизнес еще не обладает достаточной зрелостью для понимания такого стоимостного администрирования, которое не способствует импортозамещению, то есть развитию отечественного производства, но способствует росту цен, которое, в свою очередь, не способствует искоренению коррупции, но способствует разгону инфляции. Ну, тогда объясните бизнесу, господа таможенники - стоимостные регуляторы (Вячеслав Иванович), в чем тайная суть такого стоимостного регулирования? А ведь аналогичное стоимостное регулирование применяется не только к мясу, а  более чем к 70 процентам импорта….

Реакция УРиОК не заставила себя  ждать и уже 19 мая выдан очередной список из более, чем тысячи наименований товаров, по которым минимальный уровень таможенный стоимости существенно повышен. В дополнительных комментариях данная информация не нуждается…

Материалы по теме:

Таможенная лазейка закрыта? 

ФТС готовит революцию в системе управления рисками

СУР как «священная корова» ФТС

Всем нравится цирк, в котором ФТС главнее президента 

Догнать и перегнать порт Роттердама у России не выйдет ...

 

 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы