Экономика

Энотуризм в России - далеко, как до Франции

В Ростовской области год назад создан первый и пока единственный в России винный кластер. Он объединил семь винодельческих предприятий, которые пытаются развивать эногастрономический туризм. В рубрике "Наш производитель" мы расскажем о том, как не продвигается винный туризм на юге.

Донской край — самая северная зона возделывания винограда и производства из него автохтонных (аборигенных) вин. От всех южнороссийских и европейских он отличается укрывным виноградарством, которое сложнее, затратнее и требует долгих инвестиций. Но в то же время позволяет выращивать уникальные сорта винограда и делать из них лучшие вина. Только знают о них в основном истинные знатоки.

vina1

«Не хватает развитой инфраструктуры — дорог, интернета и главное, информационной поддержки. Чтобы потребители знали о существовании туров, нужна информированность. Мы, виноделы, пытаемся решать самостоятельно, но на одном общении в соцсетях далеко не уедешь. Поэтому и динамика очень медленная», - говорит председатель областного Союз виноградарей и виноделов Ростовской области Игорь Губин.

Как организован винный туризм сегодня

В большей степени он держится на энтузиазме самих виноделов. Игорь Губин, владелец винодельни «Вилла Звезда», сам занимается раскруткой туристического направления. Мимо него не проедешь: броский щит, указатели. Он рассказал, что в этом году на его винодельне и в «Шато Саркел», с которой объединились, побывали около двух тысяч туристов.

— В основном это корпоративные туристы и семьи, которые путешествуют по югу России — заранее узнают и приезжают целенаправленно, - пояснил он.

vina9

Надо отметить, что «Вилла Звезда» изначально нацелилась на туризм, поэтому ещё при строительстве там заложили маршруты с отдельными зонами для питания, продажи сувениров. На других предприятиях этого нет. Например, руководство компании «Ведерники» считает, что пока у них не появятся объекты туризма, они не будут заниматься этим принципиально. Чтобы не делать абы как.

Если сравнивать донские винодельни, то можно считать, что в наиболее выгодном положении находится «Шато Эльбузд». Там тоже выстроен маршрут, к тому же они обладают завидным преимуществом — близостью с областным центром, и предприятие входит в тур обзорной экскурсии по Ростову-на-Дону. В компании есть менеджеры, занимающиеся только туризмом (большая роскошь!), они, например, раскручивают на федеральном уровне так называемый Дибров-тур.

vina3

Стоит отметить, что совместно с департаментом потребительского рынка области и компанией «Рейна-тур НТВ» разработаны однодневные, двухдневные и трехдневные маршруты. Но это, скорее, зачатки работы. Туры посещают преимущественно жители региона. Это в основном корпоративные экскурсии в этнографический комплекс «Станица Цымлянская», на «Ростовский завод шампанских вин», винодельни «Шато Эльбузд», «Шато Саркел», «Вилла Звезда», «Вилла Бани».

Из опыта винного тура

Винодельня «Вина Бани» создана в Мартыновском районе на месте бывшей бани, но делает всё, чтобы сегодня это место ассоциировалось только с хорошим вином. Посадки расположены на на юго-восточном склоне, где с 1956 года выращивали только виноградники. У потомственного виноградаря Юрия Химичёва на полях КФХ сегодня 111 гектаров полей, перерабатывается ежегодно 100 тонн продукции — около 40 тысяч бутылок. 

vina5

— Это 12 сортов, — пояснил директор семейной винодельни «Вина Бани». — Европейские: Каберне, Шардоне, Пино-нуар, Рислинг, Ркацители, и донские автохтонные: Цимлянский черный, Красностоп золотовский, Сибирьковый, Кумшацкий белый. Мы каждую гроздь перебираем руками — хорошая идёт на дробилки, плохая выбрасывается, перерабатываем без пресса, это и даёт качество. Мы возрождаем забытые аборигенные сорта. Собирали маточник донских автохтонов из 36 сортов более 10 лет, по бабушкам-дедушкам, в институте виноградарства, и сейчас пытаемся воспроизвести в промышленном производстве.

Туристов привлекают самостоятельно — по переписке в соцсетях, сотрудничая с туркоманиями — возят путешественников с пароходов. За турбилет дарят вино. Дегустация стоит 500-600 рублей, с казачьим столом 1300, средний чек на вина 200-500 рублей. Неподалёку от «Вин Бани» расположены ещё две винодельни, их можно посетить за одну поездку, но они предпочитают работать самостоятельно. И в этом минус: нет консолидации, хотя все входят в областной кластер.

 vina7

Старинный винный бренд

Самое известное и крупное предприятие Дона с богатой историей — ОАО «Цимлянские вина». Оно было создано ещё в XIX веке.

— Ни у кого нет такого количества виноградников автохтонных сортов — более 1000 га. Из знаменитых сортов — Цимлянский черный и Плечистик — мы делаем свои уникальные вина, игристые, приготовленные старым казачьим способом и по современным технологиям, а также «тихие», — рассказал директор завода по производству Юрий Федченко.

Объёмы производства составляют до двух миллионов бутылок в год, а винограда от двух до пяти тысяч тонн. Всего же завод производит 64 наименования вин при доступной ценовой политике — от 150 до 500 рублей. Есть у завода и вина премиум класса. Продукция известна всей стране — от Калининграда до Владивостока, а также за рубежом — в Украине, Прибалтике, Канаде, США. Поскольку Цимлянский район находится в четырёх часах езды от Ростова, экскурсии довольно затруднительное дело. На поток они не поставлены, скорее по отдельной договорённости, да и турмаршрута специального у завода нет.

vina4

— Мало кто поедет за 200-300 км на часовую экскурсию — здесь надо остаться, заночевать, все неспешно обойти, осмыслить, - считает гендиректор Евгений Кулешов. —  Надо, чтобы люди уезжали с завода с хорошим впечатлением, а если по-быстрому, вымотает дорога, и не останется сил на саму экскурсию.

Участники пресс-тура в этом убедились на себе: после дороги и посещения «Вин Бани» не смогли обойти и трети огромного предприятия. Поэтому руководство уверено: чтобы ощутить особый винодельческий дух этих мест, переварить огромное количество информации, необходимо не менее трёх дней. А для поездки на уик-энд нужна соответствующая инфраструктура.

vina8

— Если не будет государственной целевой программы, всем стараниям по продвижению винного туризма грош цена. Кроме, может быть, Абрау-Дюрсо, где иной административно-финансовый ресурс. В Ростовской области я его не вижу. Да, мы можем организовать самостоятельно единичные туры от завода, но это не будет энотуризм, — пояснил Евгений Кулешов.

Он мог бы построить небольшой домик для приёма туристов. Но, во-первых, простой за зимний период приведёт к убыткам. Во-вторых, стоимость инфраструктуры — газа, воды, канализации, света, дорог — завод сам не осилит. Евгений Кулешов готов этим заняться на условиях включения в госпрограмму, предусматривающую субсидии и возможности банковского кредита под 6%.

По мнению Игоря Губина, больше всего отрасль нуждается в информационной поддержке на федеральном уровне, чтобы о возможностях региона знали в других областях, а турфирмы предлагали поездки сюда со всех точек страны. Сейчас же даже в ресторанах области в меню отсутствуют донские вина. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы