Экономика

Кластер при власти: крупные виноделы Дона плодят "дочек", не желая делиться с реальными гаражистами

В Ростовской области объявили о создании первого в России винного кластера. В него вошли крупные винодельческие предприятия, профильные учебные заведения и даже банк. Не оказалось среди участников лишь представителей крестьянско-фермерских объединений, на которые делает ставку правительство в развитии этой отрасли. Из-за этого гаражисты назвали проект виртуальным.

Инициатива создать кластер исходила от «Союза виноградарей и виноделов Дона». Как уточнил его председатель Игорь Губин, на Дону 7 крупных лицензионных винодельческих предприятий, которые стали участниками кластера, за исключением двух -  ОАО «Цимлянские вина» и ОАО «Танаис».

«Это отраслевой комплекс, близость его участников друг к другу обусловит более тесное взаимодействие в эффективности выполнения общих задач. Основная цель — продвижение бренда донских вин на внутреннем и международном рынках», – говорит глава союза. 

По его словам, в рамках кластера продвигаются два основных проекта. Первый – создание сети фирменных магазинов «Вина долины Дона», в которых будет продаваться продукция донских производителей. Сейчас она занимает всего 3% российского рынка. Сейчас, как утверждает председатель союза виноградарей и виноделов, в обычных магазинах производитель может поставить на полку не более пяти наименований, а у одного только ООО «Янтарное» 32 наименования, у ООО «Вилла звезда» – 18, не говоря о таком гиганте как «Цимлянские вина» – около 100.  В фирменных магазинах продажа будет без оптовых наценок, что снизит цену на вина.

«Уже созданы такие магазины в Таганроге, Волгодонске, Новочеркасске, на трассе Ростов-Волгодонск, один запускается в Ростове, и еще один готовится. Мы планируем также открыть их в Москве и Санкт-Петербурге и, может быть, еще в городе-миллионнике, например, Екатеринбурге или Нижнем Новгороде. Потому что там люди не знают донские вина вообще», – делится успехами и планами Игорь Губин.

Второй ближайший проект — развитие винного туризма. По словам Губина, сегодня в нем участвуют 4 компании («Шато Эльбузд», «ВиннаБани», «Цымлянская винодельня» и «Вилла Звезда».) В этом году «винный маршрут» Ростовской области посетили 500 туристов. Сейчас ведется работа с министерством транспорта области, собираются прокладывать дороги к туробъектам маршрута. Намечены еще такие проекты, как  производство виноградорской техники на базе существующих предприятий, подготовка кадров для виноградарской и винодельческой отраслей.

Малый бизнес опять в стороне

Говоря о местной торговой сети, Игорь Губин уверил, что там могут продаваться и вина малых производителей, так называемых гаражистов, которых сегодня на Дону около 25-ти. Однако не все виноделы крестьянско-фермеских винодельческих хозяйств так считают, сообщил нам председатель ассоциации «171 ФЗ», гаражист Алексей Скляров. Ассоциация названа по номеру закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, в котором предусматривается стимулирование малых предприятий отрасли.

Идею создания кластера гаражисты и сами не раз выдвигали, но местные власти поддержали лишь крупных игроков. Гаражисты уверены, что в области большие заводы ревниво относятся к возникновению малых виноделен, способных конкурировать с ними. А идея правительства, внесшего изменения в 171 закон, была именно в том, чтобы размножить мелкие и создать конкурентную среду.«В кластер нас не зовут. Крупные винодельческие предприятия, создавшие его, заинтересованы в нем для лоббирования своих интересов. Практически каждый из них руководит крупным и создал свое малое, которое может получать льготы по упрощенному лицензированию. Для создания саморегулирующей организации (СРО) надо иметь не менее 30 членов, а их семь, поэтому они без нас не обойдутся», – поясняет Алексей Скляров.

Владелец малого хозяйства «Кантина» Скляров говорит, что с фермерами разговаривать никто не хочет: господдержки нет, на совещания приглашают только крупный бизнес, который говорит о  своих проблемах. Объясняет это отчасти привычкой чиновников к гигантомании, отчасти желанием крупных представителей винодельческой отрасли сохранить свою монополию.

vinogradnik2

«Созданный кластер сейчас представляет собой разрозненные по всей области производства, а должен быть территориальным объединением. Например, в Краснодарском крае, в Анапском районе, есть так называемая винная деревня, где на территории около 5 тысяч гектаров уже работают 40 человек. Мое предложение было таким: есть огромные неиспользуемые земли у всероссийского НИИ виноградарства и виноделия в Новочеркасске — если там разместиться, это было бы развитием отрасли», - уверен Скляров.

То есть кластер существует не в реальном пространстве, как предприятия, с общей территорией и условиями, как это изначально предполагалось в создании подобных обединений, что дало повод говорить о виртуальности кластера. При этом маленькие производители натурального вина очень обеспокоены тем, что кластеры поддерживаются сверху, а крупным игрокам рынка договариваться с людьми у власти всегда проще, чем тем, кто днями работает на винградниках и в погребах сам.

«Их поддерживает губернатор, их продукцию будут продвигать. Если пригласят нас — мы пойдем, поучаствуем, но хотим там быть равноправными, а не пасынками», - говорит Скляров.

Возможность войти в фирменный магазин малые производители все же рассматривают как позитивную, но с оговоркой – если они будут равноправными участниками этого процесса, то есть продукция не окажется где-нибудь на задних полках.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы