Экономика

Бизнес в мыльнице: как превратить хобби в историю успеха

Сегодня в спецпроекте «Наш производитель» мы расскажем о предпринимателях из Свердловской области, которым удалось от хобби по мыловарению перейти к производству целой серии натуральной косметики. Производство «Макошь» появилось всего два года назад, но уже сегодня продукция под этим названием продаётся не только в России, но и за рубежом.

Сварив первое мыло, супруги Павел и Анна Бабкины и не думали открывать свой бизнес.

– Наш бизнес начался с хобби – в 2013 году. Мы с моим мужем Пашей решили найти для себя то, что нам двоим будет нравиться, что позволит нам интересно проводить время. Мы сошлись на том, что нам обоим будет интересно заняться мыловарением. Сначала варили для себя, для друзей, потом для коллег. В какой-то момент мы поняли, что нам это действительно интересно, и в будущем это может перерасти в нечто большее. В августе 2014 года я уволилась с работы, и в октябре мы запустили наш проект. По профессии я маркетолог, Паша – программист, до «Макоши» мы работали вместе в одной торговой сети, – рассказывает Анна.

Сначала производство открыли в Екатеринбурге, осенью 2015 года переехали в город Заречный, который находится в 50 километрах от Екатеринбурга. Первоначальный капитал у Анны с Павлом был, но небольшой – около 100 тысяч рублей. Это был налоговый вычет за квартиру, который супруги получили после покупки недвижимости.

– С этих денег мы и начали. Мы решили эти деньги не обратно в квартиру вкладывать, чтобы быстрее погасить ипотеку, а вложить в развитие бизнеса. Когда мы запустили проект, у нас уже был небольшой ассортимент: мы производили не только мыло, но и шампуни, кремы, скрабы, соляные «бомбочки» для ванн, – вспоминает Анна.

Сейчас ассортимент намного шире: появились бальзамы для волос, маски для лица, бальзамы для губ, зубные порошки, пены для купания, стиральные порошки, косметика для детей, твёрдые духи и даже дезодоранты. По словам Анны, именно натуральные дезодоранты стали хитом продаж.

– У нас есть определённые хиты, хотя мы не думали, что они станут хитами, когда их выпускали. Например, дезодоранты: они у нас идут на «ура», особенно летом, – отмечает она.

 

 

Чтобы прийти к такому изобилию, пришлось немало потрудиться. Составить рецепт крема, шампуня, скраба или бальзама для губ, а тем более мыла – не сложно. Сложно добиться того, чтобы продукт получился таким, как задумывали.

– Мы два месяца посвятили тому, что составляли рецепты и их отрабатывали. В октябре 2014 года мы начали, но этот процесс до сих пор не прекращается: до сих пор мы учимся, берём что-то новое, отрабатываем новые рецепты. Сама разработка рецептуры много времени не занимает, много времени занимает её отработка – чтобы продукция соответствовала требованиям и потребительским свойствам, чтобы была удобна и комфортна и приносила пользу. На это больше времени уходит, чем на то, чтобы составить рецепт. Рецепт, как правило, это одно, а то, что получается на практике, это уже немножко другое, – объясняет Анна.

Сейчас у екатеринбургских предпринимателей в линейке производства – около 86 наименований. Но не всё они производят сами – что-то покупают у других производителей, к примеру, масла. И не всегда у российских.

– То, что можно купить в России, берём в России. Но мы – за качество, стараемся искать лучшее, поэтому эфирные масла приобретаем, например, у производителя в Индии, – говорит Анна.

Именно компоненты – самая дорогая составляющая при производстве косметики.

– Очень дорогие масла, особенно эфирные, а также натуральные экстракты, которые выступают консервантами. Многое приходится везти из Европы, поэтому ценник постоянно меняется, это очень неудобно, но качество превыше всего, – отмечает Анна.

Из 86 наименований около 70 производят сами. По словам Анны, сейчас на производстве работает всего 4 человека: каждый сотрудник отвечает за отдельный производственный процесс. Сами Анна и Павел на производстве уже не работают, они взяли на себя все организаторские заботы. Всего в компании трудятся 9 человек.

Несмотря на немногочисленный персонал, в месяц удаётся произвести 4 тысячи единиц косметики, продаётся всё.

– Чаще всего делаем под заказ. У нас есть небольшой склад, но там храним не много – в основном заказы из интернет-магазина. Большие заказы делаем индивидуально и тут же отправляем клиенту, – рассказывает Анна.

Производство косметики ручным способом – это очень ёмкий по времени процесс. Даже приготовление мыла занимает целый день.

– Производство косметики напоминает процесс приготовления еды. Есть определённые рецепты, специальная посуда. У нет сложного и узкоспециализированого оборудования, пока всё производство ручное. Мыло мы делаем горячим способом: сначала смешиваем компоненты, потом варим, затем разливаем. Этот процесс занимает целый день – с утра до ночи. Шампунь делается несколько дней. Там более сложный состав, и всё делается в несколько этапов: сначала готовится один компонент, потом – другой, затем всё ставится на паровую баню, доводится до нужного состояния и разливается – иногда шампунь делается больше трёх дней, – говорит Анна.

 

Почти всю косметику екатеринбургские предприниматели упаковывают в деревянные коробочки. Делаются упаковки из липы, их заказывают в Московской области. Даже бальзам для губ в деревянной упаковке: это намного экологичнее, чем привычный пластик. К тому же деревянные коробы симпатично смотрятся в интерьере, если их использовать для хранения мелких вещей, их удобно применять и как основу для воплощения творческих задумок. Это не единственная эко-инициатива екатеринбургских предпринимателей.

– Мы решили использовать не только натуральный состав, но и натуральную упаковку, максимально безопасную для окружающей среды. Деревянная упаковка у нас самого начала. Также используем картон вторичной переработки. Сейчас мы пытаемся в Заречном наладить раздельный сбор мусора на уровне города. Это одна из наших социальных инициатив, которую сейчас воплощаем в жизнь. На производстве уже давно мусор сортируем и сдаём на переработку, – говорит Анна.

Срок хранения у косметики ручной работы немаленький: минимальный срок годности – 9 месяцев, максимальный – 2 года. Условия хранения обычные – прохладное, тёмное место, ставить в холодильник не нужно. Самое главное – не оставлять на солнце, иначе в баночке начнётся отдельная новая жизнь.

По словам Анны, в бизнесе ей очень сильно помог предыдущий опыт работы.

– Поскольку я маркетолог, было понимание того, как правильно выводить продукт на рынок. У нас не было какой-то специальной рекламы. Отчасти нас узнавали через людей, отчасти – через наших дистрибьюторских партнёров, отчасти – через различные профильные сайты. Какое-то время приходились, грубо говоря, лезть во все дыры, но сейчас всё чаще предложения приходят сами, – говорит Анна.

Название «Макошь» – неслучайное: это попытка приобщить покупателей к славянской культуре, рассказывает Анна.

– Макошь – эта славянская богиня, покровительница женщин, ремёсел, богиня судьбы. Мы стараемся не только производить натуральный продукт, но и пытаемся приобщить людей к русской культуре. Люди готовы к тому, чтобы воспринимать русский продукт, воспринимать через призму русской культуры, через призму славянства, потому что это – наши корни. Люди всё это очень позитивно воспринимают, – отмечает екатеринбургская предпринимательница.

 

Натуральная косметика, а тем более ручная, безусловно, стоит в разы дороже, чем фабричная косметика в обычных сетевых магазинах. Казалось бы, кризис, и все должны экономить. И, тем не менее, спрос на эко-косметику есть, и он растёт.

– Женщины даже в кризис хотят быть красивыми. Точнее, в кризис они хотят быть красивыми ещё больше, чем в период не кризиса. Им чаще нужно себя радовать. Поэтому у нас нет проблем с тем, что мы работаем в кризис, нет такого, что мы не знаем, куда продукцию продать, – рассказывает Анна.

– У нас всё наоборот – много запросов: причём, много заказов не только в рознице, но и в дистрибьюторской сети. Наша партнёрская сеть растёт: уже есть заказы не только в России, но и в Беларуси и Казахстане. Поскольку мы только начинаем развиваться, пока идём вверх, и спрос постоянно увеличивается, – добавляет она.

Пока что Анне и Павлу удаётся обходиться без кредитов. Когда было трудно, супругам на помощь пришли родители, также была небольшая поддержка от области.

– Пока что мы справляемся своими силами. В какой-то момент нам помогли наши родители, но мы обошлись без кредитов. Стараемся своими силами запускать новые линейки, вкладываться в развитие. Пока – сами, потом, конечно, всё будет зависеть от наших аппетитов и от наших интересов, – говорит Анна.

– Государственная поддержка у нас была: осенью 2015 года мы получили грант от нашего областного фонда на развитие производства – это было 300 тысяч рублей. Сейчас мы снимаем производственное помещение и офис в бизнес-инкубаторе в городе Заречный, нам идёт компенсация стоимости аренды, это тоже поддержка от области, – добавляет она.

В планах у екатеринбургских предпринимателей – развивать то, что уже есть.

– Мы планируем открывать розничные магазины и хотим получить эко-сертификат – наш российский «Листок жизни», планируем развивать наши линейки, которые запустили, хотим сделать большой акцент на детскую серию – это то, что у нас в планах на ближайшие год-полтора, – рассказывает Анна.

Секрет успеха, по словам Анны, в том, что они с Павлом любят дело, которым занимаются.

– Нам важно было, чтобы это было интересно обоим. Мы могли чем угодно заниматься – и открытки делать, и мебель, всё что угодно – но почему-то сошлись на этом, – говорит предпринимательница.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы