Политика

Регионы и кластеры: что предлагает Борис Титов?

Если Ксения Собчак – «кандидатка против всех», а Павел Грудинин позиционирует себя как «кандидата от народа», то Борис Титов – кандидат от экспертного сообщества. Он акцентирует внимание не на себе, а на своей программе, заявляя, что предстоящие выборы – скорее выборы будущего экономического курса, чем президента. Стратегия роста, которую популяризирует Борис Титов, отражает взгляды влиятельного Столыпинского клуба, который противостоит другому мозговому тресту – Центру стратегических разработок Алексея Кудрина. Оба они борются за идейное влияние на будущее правительство. Критике экономических взглядов «кудринцев» и политики ЦБ было посвящено недавнее выступление омбудсмена перед петербургскими промышленниками, о котором писал ПРОВЭД. Новый визит Бориса Титова и его соратников в Санкт-Петербург был посвящен социальным аспектам Стратегии.

 


Регионализм был богато представлен в российской политике в 90-е, но потом практически сошел на нет. Титов возрождает регионалистский тренд, заостряя внимание на развитии территорий. Недавно он даже выступил с экстравагантной идеей переносить столицу страны каждые 12 лет. Взгляды команды Титова на то, как возродить нестоличную Россию, на пресс-конференции представила директор Института экономики роста Анастасия Алехнович.

– Мы много работаем с регионами – от Дальнего Востока до Крыма – и понимаем, что у них имеется огромный потенциал. По признанию международных экспертов, РФ обладает одним из самых высоких уровней развития человеческого капитала. Но, к сожалению, мы являемся донорами, поставщиками великолепных мозгов за рубеж и, что не менее страшно для многих субъектов, в Москву и Санкт-Петербург. Отток населения из малых и средних городов стал угрожающим. Люди переселяются в крупные города в поисках интересной работы и развитой инфраструктуры. Но мы не можем развиваться за счет 10-15 крупнейших городов на всю федерацию. Нужно развивать малые города, которые больше всего пострадали за период нашей новейшей экономической истории. Некоторые из них потеряли более 50% населения, – сказала Анастасия Алехнович.

По мнению авторов Стратегии роста, «антидепрессантом» для провинции могут стать территориальные кластеры.

– У нас регионы конкурируют друг с другом – за что, непонятно, и в ущерб общим результатам. При этом в США – 380 кластеров, во Франции – 96, в Италии – 206, на них приходится более 43% общей занятости в промышленности, в Индии – 106. Все идут по этому пути. Сейчас в проекте или уже развивается порядка 270 кластеров на нашей территории. Отрадно понимать, что большое количество этих проектов связано с приборостроением, двигателестроением, машиностроением, ведь некоторое время назад у нас были сплошные заявки на туристические кластеры, – выразила оптимизм директор Института роста.

Депутат Заксобрания Петербурга Оксана Дмитриева отметила, что кластеры, или, как их называли в советское время, производственно-территориальные комплексы, – идея не новая.

– Когда в Госдуме обсуждался вопрос о закрытии малокомплектных школ и районных больниц, реформаторам говорили: село исчезнет, если в нем не будет школы, райцентр вымрет. Если мы говорим о пространственном развитии, то надо возвращаться к единым социальным нормативам, к единой тарифной сетке и отказываться от ФЗ-83 (закон 2010 года, вводящий рыночные принципы финансирования бюджетных учреждений, – прим. ред.). Преодолеть региональное неравенство даже сложнее, чем социальное неравенство, – подчеркнула депутат.

Сам бизнес-омбудсмен также много говорил про малые города. По его словам, экономически целесообразно вкладывать средства не в развитие мегаполисов, которые, по словам Бориса Титова, превратились в «каменные джунгли», а помогать малым и средним центрам с населением 250-500 тысяч человек. Эту задачу кандидат увязал с налоговой политикой.

– У нас есть практические решения! НДФЛ сегодня платится по месту работы, а мы настаиваем, что его надо платить по месту жительства, чтобы эти деньги вкладывались в ремонт подъездов, в детские площадки и так далее, – сказал он.

Другой темой, к которой не раз возвращались спикеры, стала ипотека. По мнению Бориса Титова, строительство могло бы стать драйвером развития российской экономики, если бы не жадность банкиров.

– Главная проблема – обеспечение жильем. Президент сказал в своем послании, что ставка по ипотечным кредитам должна быть на уровне 7-8%, но ничего не стоит снизить ее до 5%. Все дело в политике Центробанка, который не снижает ставку рефинансирования, хотя цены на нефть и пошли вверх. Если вложить 150 миллиардов государственных средств – сумма, несравнимая с той, что была направлена на спасение банков, – это позволит вдвое увеличить количество семей, которые могут позволить себе ипотеку, – заявил политик.

К критике ЦБ, неолиберализма Кудрина и необходимости государственного вмешательства в экономику в интересах отечественных производителей Борис Титов возвращается при каждом удобном случае. Однако родства между своей социально-экономической программой и «Двадцатью шагами Грудинина» бизнес-омбудсмен не признает.

– Нас объединяет развитие промышленности. Но они защищают крупную промышленность, предлагая отменить НДС, а это популистское решение. Малым предприятиям машиностроения НДС, наоборот, выгоден. Без НДС у нас не будет бюджета, и они не предлагают, чем его заменить. Я внимательно прочитал программу Грудинина. Он хочет национализировать предприятия, банки и почему-то железные дороги. Но у нас и так все государственное. О чем речь? О национализации подъездных путей к предприятиям, которые являются частными? Они говорят, что мы потеряли триллионы рублей из-за того, что вступили в ВТО. Когда-то это было спорным решением, но сегодня участие в ВТО дает серьезный импульс для развития сельского хозяйства. Мы – потенциально главный игрок на аграрном мировом рынке. Мы не сможем продавать на экспорт зерно, если не будем в ВТО, – отметил Борис Титов.

 

Фото: stolypin.institute

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы