Политика

Ни революции, ни реформ: эксперты о выборах-2018

«Напряженная борьба или игра по уже написанным нотам?», – такой вопрос был поставлен перед политологами, социологами и экономистами – участниками круглого стола в ТАСС, посвященного официально стартовавшей в пятницу президентской предвыборной кампании.

 


Революции не будет?

Большинство экспертов сошлись во мнении, что нас ждет скучная, предсказуемая избирательная кампания, во время которой не стоит ждать потрясений.

– Они будут носить плебисцитарный характер – перед населением поставлен вопрос: устраивает его действующий лидер или нет. Нас ждет спокойный, инерционный сценарий развития экономики и политики, если не будет ударных экономических или внешнеполитических шоков, – сказал декан юридического факультета СЗИУ РАНХиГС Сергей Цыпляев.

– Пока экономика медленно сползает вниз, довести Россию до революционных событий почти невозможно. Для этого руководство должно было бы совершить груду ошибок, – добавил эксперт.

С Сергеем Цыпляевым согласился профессор СПбГУ, политолог и социолог Дмитрий Гавра.

– Социология и статистика не показывают, что в России есть кризисная социальная динамика или ожидания. Поэтому нас ждет неинтенсивная модель избирательной кампании. Электоральная повестка не будет связана с макроструктурными изменениями или с конституционными реформами. Но потом нас ждут новые майские указы, – отметил он.

По мнению Дмитрия Гавры, неожиданности возможны лишь в связи с самочувствием Владимира Путина.

– Все мы замкнуты на параметры физического здоровья президента. «Черный лебедь» (труднопрогнозируемое событие, имеющее значительные последствия – прим. ред.) – это все, что связано с внезапным ухудшением его здоровья, – добавил он.

Писатель и футуролог Андрей Столяров был более радикален в своих суждениях.

– Мы находимся в ситуации дурной бесконечности: событий много, но ничего не меняется. Выборы будут еще одним событием, после которого ничего не изменится, – сказал футуролог. – Но не стоит переоценивать поддержку президента. Если бы в феврале 1917 население спросили, как оно относится к царю, наверняка, большинство ответило бы, что положительно. Все, кто наверху, уже надоели. Нам не хватает драматургии, жизни! Вместо политики – танцор и подтанцовка, оттеняющая фронтмена. Мы живем в условиях сенсорной депривации. Неужели еще шесть лет?!

Nevzorov 1Невзоров: Путин давно ходит по кругуПо словам старшего научного сотрудника Социологического института РАН Татьяны Протасенко, результаты опросов показывают, что рядового избирателя все меньше волнуют «высокие» проблемы, вроде принадлежности Крыма или передачи Исаакиевского собора церкви, поэтому «революции не будет, как жили, так и будем».

– Надо кормить семью, отдавать кредиты. По всем опросам, на первом месте такие проблемы, как бедность, доступность медицины, а коррупция – на каком-нибудь двадцатом. Люди все меньше надеются на государство и все больше на самих себя, – отметила социолог.

– У меня другая точка зрения, – заявил Владимир Еременко, декан факультета социально-культурных технологий СПбГИК. – Существуют два запроса: на стабильность (это не «дурная бесконечность», а консервация) и на изменения. Каких изменений хотят люди? Рядовой избиратель в целом поддерживает Путина, но у него накопился свой счет к президенту. «Майские указы выполнены», – заявил он, однако людей волнует дифференциация в доходах. Разрыв между 10% самых бедных и 10% самых богатых составляет в России 17 пунктов. Семнадцать раз! Население волнует вопрос о справедливости.

– На Путине лежит тень олигархов. Я не призываю к революции. Майданов в России быть не может. Но власть теряет почву под ногами, – подытожил Владимир Еременко.

 

Кандидаты и враги

Участники дискуссии силились разглядеть интригу будущих выборов и видели разное. По мнению Сергея Цыпляева, альтернативных кандидатов в президенты могли бы выдвинуть губернаторы, а не партийные лидеры. Однако региональная поляна полностью «вытоптана».

С тем, что Зюганов и Жириновский – «отыгранная команда», были согласны, пожалуй, все участники круглого стола, за исключением левопатриотического публициста Владимира Соловейчика.

– Предвыборная кампания может стать попыткой презентовать альтернативный путь развития, – уверял он. – Если будет предъявлена левая программа, она может стать консолидирующей площадкой для всех недовольных.

– Кто будет ее презентовать, Зюганов? – раздался насмешливый вопрос из зала.

– Решение будет принято 23 декабря. Но даже если кандидатом будет Зюганов, программа коммунистов – не личностно ориентированная, – ответил Владимир Соловейчик.

Некоторые участники дискуссии положительно оценивали шансы Ксении Собчак. Конечно, не на победу в гонке – в будущем ей прочили посты депутата и даже председателя Совета Федерации. Впрочем, другие эксперты высказывали сомнение в том, что «кандидат против всех» вообще будет зарегистрирован.

– Шансов у представителей либерального дискурса нет. Спрос на это в обществе отсутствует, – категорично заявил Дмитрий Гавра.

Имя Алексея Навального участники дискуссии не упоминали. Лишь когда Дмитрий Гавра заметил, что действующий председатель правительства восстановил свои позиции, выплеснув из ванны других претендентов на премьерский пост, в зале раздался смех и крики: «Уточек!».

Если у Владимира Путина не будет соперников, то, по крайней мере, должны быть враги. С этим были согласны многие.

– Один возможный враг – это внешний супостат, – сказал Дмитрий Гавра, – но я не вижу серьезных поводов повышать этот градус. Другой – внутренний. Им может стать некоторая часть старых элит. Пятая колонна – уже не либералы и меньшинства, а сити-менеджеры при прогрессивных молодых губернаторах.

– У новых политиков Запада появились реальные программы. А что у нас? То, что оппозиция не может предложить программы – понятно, но ее нет и у президента. Он не предлагает идеи. Вместо нее – набор действий, которые должно совершать любое государство в любой стране. Это процесс удержания настоящего, – отметил Андрей Столяров.

 

Исход

– Мы обсуждаем выборы, но все прекрасно осознаем, что выборов не будет, – заявил доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор. – Наше население не свободно в своем выборе. Результаты будут соответствовать действиям губернаторов, эффективность работы которых оценивается по количеству голосов, отданных за действующую власть. Желая сохранить реноме, губернаторы сделают все, чтобы не оказаться в числе худших.

По мнению Владимира Еременко, в исходе президентских выборов все же присутствует некоторый элемент неопределенности.

– Сегодня уровень поддержки президента – 80%. Он одержит победу, но с каким результатом? Я думаю, он будет ниже прогнозируемого: скорее 55-60%, чем 70%, – сказал эксперт.

Это будет связано с внешними и внутренними обстоятельствами. История с Олимпиадой наверняка отберет часть голосов.

– Спор о 60 или 70% голосов, которые наберет Путин, это схоластический спор о количестве чертей на конце иголки. Мы откладываем проблему смены политических поколений. Это опасно, – отметил Сергей Цыпляев.

– Режим в нашей стране не тоталитарный или авторитарный, а бонапартистский, – высказался в конце дискуссии политолог Константин Ольховский. – Он опирается на три слоя: госаппарат, олигархат и силовиков. Какими могли бы быть выборы на место первого консула Франции? Смешной вопрос. Стоит задача – вытоптать все, но при этом в ХХI веке необходимо сделать кивок в сторону Запада. Бонапарт, как известно, закончил империей и тем самым снял вопрос о преемнике. Олигархи будут богатеть, госаппарат расти (уже сейчас он в четыре раза больше, чем в СССР), а военный аппарат получит вооруженные конфликты. Вопрос не в том, как пройдут выборы, а в том, чем закончится этот политический режим.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы