Политика

Что ждет Россию в ближайшие шесть лет?

Эксперты рассказали ПРОВЭД о выборах, итогах выборов и перспективах – политических и экономических – на ближайшие годы.

 


Дмитрий Травин, экономист, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге:

– Что будет с Россией в ближайшие годы? Будет в экономике стагнация, в политике – авторитаризм, в военной области – войны не будет, будут мультики про наши ракеты.

Принципиальным моментом является то, что это были не выборы. Это было просто голосование. Это очень сложный вопрос. В двух словах: выборы предполагают равные шансы при участии в них любых меньшинств. То есть недопуск Навального – это просто вопиющая история. Но на самом деле власть сделала еще целый ряд очень важных действий для того, чтобы создать у людей иллюзию, будто кроме Путина никого нет. Следствием всех этих действий является то, что признать эти выборы выборами невозможно.

Если бы выборы были настоящие, мы бы увидели и настоящую реакцию общества. Увидели, что далеко не всех все устраивает. Увидели бы реальные дискуссии, а не вот те дебаты, на которых Жириновский закрикивал Собчак.

Главный вывод состоит в том, что из этого голосования (подчеркиваю – голосования, а не выборов) не надо делать выводы о реальном состоянии общества.

Некоторые известные недавно оппозиционные фигуры уже живут за границей. А многие здесь, и мы видели их действия – как с резким протестом против таких выборов, так и с участием в них. Принципиально все так же и останется.

Печаль во внешней политике, конечно, будет сохраняться, потому что при путинском режиме у нас возможностей для развития нет. Но какая-то часть общества очень радуется, в том числе и такой внешней политике. Некоторые люди хотят воспринимать иллюзию о том, что Россия сильная. Это их самих укрепляет.

 

Дмитрий Гудков, политик, экс-депутат Госдумы РФ:

– Не произошло ничего удивительного. Выборы стали избранием царя. Очевидно, что никому не дали бы в них ни участвовать, ни набрать нужное число голосов.

В ближайшие шесть лет, таким образом, ничего не поменяется. По-прежнему будет стагнировать экономика, продолжаться точечные репрессии. В плане внешней политики от Путина ничего не жду, и думаю, что он будет как-то пытаться принудить Запад к переговорам. Вряд ли это увенчается успехом. Путин давно уже имеет свои интересы на Западе – счета, активы и так далее. Эта эскалация никому не нужна, и приведет только к расколу элит. Тем более, что элиты сейчас начнут воевать и конкурировать за 2024-й год.

Серьезно изменится политическая партийная система в РФ. «Справедливая Россия» выпадает; ЛДПР, скорее всего, тоже выпадает, все старые партии внепарламентские не востребованы. Нужно будет формировать новую оппозицию, чем я и планирую заниматься.

На этих выборах мы занимались наблюдением, несмотря на раскол в рядах оппозиции. У нас было 4107 наблюдателей в Москве, мы не дали украсть здесь ни одного голоса.

Дальше мы будем заниматься партийным строительством, участвовать в различных выборах – выборы мэра, выборы в Госдуму и так далее. Будем стараться создать новую платформу для нового поколения, пытаться объединить людей. Будем повторять тот успех, который был в сентябре.

В этот раз люди голосовали за уважение страны в мире, не выбор идеологии. А парламентские выборы, местные выборы – это совсем другое дело. Основная задача – это парламентская кампания 2021 года.

 

Сергей Митрохин, член политкомитета партии «Яблоко»:

– Ситуация будет развиваться плохо. Продолжится застой. А застой, как всем известно из опыта прошлого века, закончится распадом страны. Распад, конечно, не в эти шесть лет произойдет. Обычно он случается, когда после периода застоя какой-то лидер пытается провести реформы – тогда и происходит распад.

Я точно знаю, что надо бы сделать Владимиру Владимировичу и чего он точно не сделает – ему надо было бы уйти со своего поста. А все остальное – бессмысленно. Он ничего сделать не сможет.

Главный приоритет Владимира Путина – сохранение власти. Надо отдать ему должное – он успешно справляется с этой задачей. Никакие реформы невозможны, потому что для этого требуется сменяемость власти. Можно лишь делать вредные и опасные вещи – например, повышать пенсионный возраст, в чем нет никакого смысла, ни экономического, ни социального. А вот с коррупцией бороться нельзя, можно только изображать эту борьбу: одних коррупционеров обогащать еще больше, а других ловить для отвода глаз.

В плане внешней политики будет продолжаться конфронтация с внешним миром. Она сознательно нагнетается, для создания в стране психологии осажденной крепости, которая так нужна Путину для сохранения власти. Народ наш так устроен: если власть со всем миром воюет, то такую власть надо поддерживать. И я даже не исключаю перехода к каким-то новым вооруженным конфликтам.

Что касается политического ландшафта. У КПРФ и ЛДПР ничего не изменится: Зюганов и Жириновский с поста лидера партии могут уйти только в могилу, дай бог им долгих лет жизни. Они никуда не уйдут. В РФ политические партии – это вотчины, а их главы – помещики в своих партиях. «Яблоко» продолжит борьбу. Мы предлагали оппозиции объединиться, сплотить ряды. К сожалению, этого не происходит. Вот Ксения Собчак – для чего она вылезла? Что она получила? Амбиции сильнее рациональных аргументов.

 

Марат Верниченко, доцент кафедры госуправления и политических технологий российского Государственного университета управления:

– Изменения ждут нашу страну. Путин потратил много времени, сил, средств, ресурсов нашей страны на модернизацию вооружения. Мы достигли паритета с США в сфере вооружений. Независимо от того, что они тратят на военную сферу в десять раз больше (у них и баз больше в десять раз).

Теперь он понимает, что без изменений в социальной и экономической сфере дальше двигаться нельзя. Мне кажется, поэтому он свой последний срок – шесть лет ему осталось руководить – потратит на реформы. Сейчас должно пойти совершенствование внутренней жизни.

Может, я идеалист, там ведь есть всякие силы, влияющие на первое лицо. Но мне кажется, он все понимает и будет действовать.

 

Александр Асафов, политолог, аналитик, независимый журналист:

– Сейчас можно лишь предполагать, как все будет развиваться, с учетом предыдущих периодов, с учетом тех самых выполнений либо невыполнений майских указов и так далее. Все это будет явлено, на мой взгляд, в ближайшее время – в первой половине апреля, и тогда можно будет обсуждать направления программы по каждой из сфер нашей жизни.

На языке предположений можно сказать: основываясь на предыдущих заявлениях президента Путина, еще до выборов, которые он успешно выиграл вчера, направление одно: мобилизационное развитие страны внутри и укрепление суверенитета снаружи. Сохранение и развитие своих рынков за рубежом, несмотря на экспансию других государств и их желание нас отодвинуть; полноценное участие во внешнеполитическом процессе как равного игрока, как бы ни хотели наши политические оппоненты открутить время назад, чтобы Россия воспринималась и действовала опять как одна региональная держава.

Вызовов много, давление колоссальное, ситуация сложная, как внутри страны, так и внешняя. Но сейчас можно лишь предполагать.

Очевидно, что будут изменения в правительстве, которые для многих станут сюрпризом, продолжится вот та самая ротация, которая идет уже с 2016 года. Мы увидим новые лица в системе власти. Будут отстранения и новые уголовные дела за коррупцию, в том числе на достаточно высоком уровне.

Кабмин – очень важно. Правительство у нас не декоративный орган, а функциональный. К текущему правительству очень много претензий, и в ближайшем будущем его ждут реформы.

Президентские решения нас удивят, я думаю. Будет подведен итог прошедшему сроку и выполнению распоряжений, и будут даны новые распоряжения, и в Кабмине будут люди, которые будут их выполнять, а не имитировать.

 

Фото: http://www.kremlin.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы