Общество

Предвыборная кампания: как в России помогают матерям и детям

Население России сокращается. Президент дает новые поручения, а правительство разрабатывает новые дополнительные меры поддержки рождаемости. Поможет ли это решить проблему?

 


«Отголоски» девяностых

Объявлению о том, что Владимир Путин выдвигает свою кандидатуру на новый президентский срок, предшествовали заявления из правительства: ведомства, курирующие социальную сферу, начали разработку целого пакета мер по стимулированию рождаемости.

Рождаемость в России продолжает снижаться. В 2014 году родилось 1,942 млн детей, в 2015 – 1,940 млн, в 2016 – 1,888 млн, с января по июль текущего года – 969,4 млн. Причинами спада, по мнению экспертов, является слабая уверенность граждан в завтрашнем дне, финансовый кризис, а также новая демографическая яма. Семьи начинают создавать дети, рожденные в 90-х годах. Тогда тяжелый для страны период привел к резкому сокращению рождаемости, сейчас история повторяется. В 1990 году на свет появилось 1,9 млн детей, в 1993 году – всего 1,3 млн, с 1997 по 2001 год в стране рождалось по 1,2 млн детей в год. В Институте демографии ВШЭ со ссылкой на Росстат прогнозируют, что число женщин в возрасте 18–35 лет в период с 2016 по 2024 год снизится с 19 млн до 15 млн.

По мнению заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений Евгения Гонтмахера, дееспособное население в большинстве своем оценивает перспективы, как туманные: сложно прогнозировать заработки, стабильность рабочих мест, а потому рождение ребенка откладывается «до лучших времен».

В качестве предвыборной инициативы, Владимир Путин предложил поддержать молодые семьи, выплачивая им с начала 2018 года чуть более 10 тысяч рублей за рождение первенца в течение полутора лет. Конкретная сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе. Выплата будет адресной: ее смогут получить только те семьи, у которых доход меньше полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения. На первенца будут выдавать деньги органы соцобеспечения в регионах.

Но это не все. На второго ребенка ежемесячные денежные выплаты можно будет оформить в Пенсионном фонде РФ, и выдаваться они будут из средств маткапитала. Раньше можно было оформить единоразовую выплату из маткапитала на текущие нужды в размере 20 тысяч рублей, а со следующего года на второго ребенка можно будет оформить ежемесячные выплаты до достижения ребенком возраста полутора лет.

Кроме того, многодетные семьи, где третий или последующий ребенок появятся в 2018 году, смогут рассчитывать на субсидирование ипотеки (это распространяется и на семьи с усыновленными детьми). А программа материнского капитала будет продлена до 2021 года. На все эти цели предполагается потратить 200 млрд рублей.

 

Как сейчас помогают семьям?

Поддержка семьям с детьми сегодня представляет собой ряд целевых выплат и пособий, причем размеры их могут варьироваться в зависимости от «толщины кошелька» региона.

Так, помимо федерального материнского капитала (453 тысячи рублей), получить который можно в отделении Пенсионного фонда РФ по месту жительства, в ряде регионов при рождении третьего и последующих детей можно рассчитывать на так называемый региональный материнский капитал. В большинстве случаев это единоразовая выплата от 50 до 100 тысяч рублей, которую можно направить на погашение ипотечных кредитов, строительство жилья, а также газификацию и текущие нужды семьи. Однако груз социальных обязательств вынудил ряд регионов отказаться от поддержки родителей: так, к примеру, в Марий Эл и на Алтае регион помогает лишь при рождении 4 ребенка, в Бурятии – 5-го. В Пензенской области и Удмуртии таких выплат нет совсем. Большинство регионов приняло решение не индексировать суммы выплат в 2016-2018 годы.

Впрочем, по информации из ПФР, на индексацию федерального материнского капитала денег тоже нет, то есть в 2018 году сумма не изменится. Правда, Пенсионный фонд с 2016 года разрешил использовать деньги материнского капитала на адаптацию детей-инвалидов. Как сообщили в ПФР, всего с 2007 года сертификат получили 8,2 млн российских семей, в основном – для улучшения жилищных условий.

 

Молодые и безработные

Эксперты уверены, что поднять рождаемость только денежными выплатами не получится. «Государство стимулирует рост рождаемости в провинции и депрессивных регионах, где масса сложностей с достойной работой, и там, конечно, сумма такого пособия существенна. Пока непонятно, на кого ляжет нагрузка по выплате этого пособия. Региональные бюджеты, долг которых и так превышает 2,6 трлн рублей, могут не справиться с новыми обязательствами», – отмечает экономист Наталья Зубаревич.

Экономист Андрей Мовчан, анализируя инициативу президента по поводу первенцев, обращает внимание на то, какие именно семьи названы нуждающимися в стимулировании. Семья может рассчитывать на выплаты, если ее совокупный доход меньше 1,5 прожиточного минимума, то есть заработанного не хватает на самое насущное. В первом полугодии 2017 года доходы ниже прожиточного минимума были у 14,4% всего населения. Сегодня в стране примерно 10-12% семей не имеют несовершеннолетних детей, из них больше половины лишь недавно вступили в брак и детьми пока не обзавелись. «Надо понимать, что стимулирование рождаемости у 18-летних может привести к сокращению квалифицированных специалистов. Кстати, именно среди таких молодых людей будет множество «неимущих» – студентов, которые еще не зарабатывают самостоятельно. Другими словами, во всей России речь идет одноразово максимум о 165 тысячах семей, и в дальнейшем (с учетом заключаемых ежегодно браков) – по 6 тысяч семей в год», – приводит свои расчеты эксперт.

 

Яслей тоже на всех не хватит

Необходимо учесть и то, что новое пособие предполагается выплачивать лишь до полутора лет. Но ребенок после этого требует куда больших расходов на одежду, еду, игрушки. Выйти на работу мать в большинстве случаев не сможет – количество яслей в последние годы снизилось до критической отметки, и, как правило, место в яслях в первую очередь предлагается многодетным или льготникам. «К чему это приведет? В условиях, когда мы говорим о малообеспеченных семьях, большинство из которых еще и неблагополучны, это приведет к тому, что детей будут отправлять в детские дома – количество сирот в стране будет расти», – предполагает Андрей Мовчан.

Тем не менее до 1 марта 2018 года администрация президента и правительство должны закончить разработку законов и прочих нормативных документов о введении ежемесячных выплат на первенца и на второго ребенка из средств материнского капитала. Кроме того, начиная с 2018 года средства маткапитала разрешается использовать для оплаты дошкольного образования (присмотр и уход) с двухмесячного возраста ребенка, то есть, например, на оплату услуг няни или частного садика. Если с детским садом, имеющим официальный статус и лицензии, все, более или менее, ясно, то каким образом подтверждать в Пенсионном фонде оплату работы няни не совсем понятно: алгоритма действий нет. Можно лишь предположить, что по аналогии с использованием денег на адаптацию и реабилитацию ребенка с инвалидностью, необходимо будет предоставлять документы, подтверждающие расходы на приобретение товаров и услуг. Такими документами могут считаться договоры и чеки оплаты. В ПФР информации по этому поводу пока нет.

Также правительству поручено разработать программу развития дошкольного образования, «чтобы к 2021 году были доступны 100% яслей для детей от двух месяцев до трех лет», говорится на сайте администрации. Для подобного проекта в настоящее время нет ни средств, ни специалистов. Ясли для детей от 2 месяцев требуют совершенно иных, отличных от существующих, проектов строительства, санитарных норм, а также совершенно иной уровень подготовки педагогического и медицинского состава. Уход за младенцами не в состоянии обеспечивать воспитатели обычных детских садов, потребуется разработка новых программ обучения.

В регионах вопросы строительства детских садов решаются за счет инвесторов и застройщиков. К примеру, в Ленинградской области уже несколько лет работает программа «Социальные объекты – за налоги», предполагающая последующий выкуп школ, детских садов и поликлиник правительством Ленобласти за сумму, не превышающую 70% объема налоговых поступлений застройщика в областную казну. Объекты выкупаются и принимаются на баланс муниципалитетами путем целевого субсидирования. Число очередников в области в последние годы сократилось и составляет не менее 3000 детей. В городских районах с высотной застройкой инфраструктура катастрофически не успевает за ростом населения: местами в детских садах и школах обеспечены в лучшем случае 25% детей.

Таким образом, предлагаемые меры можно рассматривать как красивый предвыборный жест, но пока очевидно, что он способен лишь создать новые проблемы для властей регионов.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы