Общество

«Тяп-ляп» за большие деньги: как реализуют проект «Комфортная городская среда»

В 2017 году в России стартовал проект «Комфортная городская среда». Он должен сделать наши города уютнее, красивее и удобнее для проживания. Однако многие региональные чиновники усложнили участие в нем жителей бюрократическими установками, а свою роль, по традиции, свели к освоению средств.

 


Российские мегаполисы стали превращаться в бетонные джунгли типовой застройки, где негде играть детям, выгуливать собак, нечем дышать из-за нехватки зелени. Этими вопросами у нас не занимались с советских времен, но в 2016 году правительство озаботилось проблемой, и в 2017-м проект, рассчитанный на 5 лет, начал реализовываться.

В программе три направления: качественное содержание города, благоустройство дворов, создание и благоустройство общественных пространств. Общие объемы финансирования – 42,2 млрд рублей, из которых, по информации Минстроя, 41, 538 млрд рублей должны уйти на благоустройство дворовых и общественных территорий. Параллельно Минстрой готовит новые законодательные акты, так как в российском законодательстве вообще нет определения «благоустройство».

 

Чтобы дворик стал любимым

Дворам уделяется наибольшее внимание – они должны быть и красивыми, и удобными. Ростовчанка Ирина воспитывает трехлетнего Максимку и много времени гуляет около дома. Живет она в спальном районе в окружении многоэтажек.

– Когда несколько лет назад установили первую детскую площадку, нашей радости не было предела. К нам приходили мамочки с детьми со всего микрорайона. Правда, чтобы освободить это место, вырубили деревья, заасфальтировали, а вместо травы постелили зеленое покрытие. Сейчас от него остались лишь воспоминания, площадка мало отличается от соседних проездов. А хотелось, чтобы дети играли в песке, на травке, – отмечает женщина.

Решить такие проблемы и призвана программа, которая предусматривает, что жители вместе с чиновниками займутся преобразованиями. Для этого люди должны выбрать, что они хотели бы видеть в своем дворе, и подать заявку в местные органы власти.

– Важно понимать, что именно жители хотят. Мало просто подать заявку на обустройство своего двора, к ней должен прилагаться эскиз. Порой достаточно, чтобы человек, умеющий рисовать, сделал даже не схему и чертеж, а хотя бы рисунок. Но такой есть не всегда, поэтому с сотней дворов уже на первом этапе работа не получается, – говорит член Общественной палаты РФ Александр Водяник.

Дальше больше: составляется дизайн-проект, который участвует в конкурсе. И с выполнением этого связано огромное количество сложностей, так как у жителей просто нет ни времени, ни навыков.

– Люди должны подтвердить, что хотят принять участие в конкурсе: провести общее собрание жильцов, собрать пакет документов и передать в комиссию, которая с учетом выделенной суммы отсекает определенное количество домов, и они переходят на следующие годы, – рассказывает руководитель центра компетенции развития городской среды в Ростовской области Алексей Санин.

Министр ЖКХ Ростовской области Андрей Майер назвал итоги регионального голосования: для участия в программе на 2018 год отобраны 68 дворовых территорий (бюджет на 600 млн рублей), 28 общественных территорий (1,41 млрд рублей), в том числе ростовский парк «Собино» с бюджетом 120 млн рублей.

 

 

Чиновники заформализовали

В городах, где власти подошли к делу неформально, начинание процветает, а там, где доминируют чиновничьи подходы, все свелось к формальным процедурам.

– В Вологде, Казани и Москве все проводилось по регламенту, как и было задумано. Там есть реальные, а не формальные центры компетенции. Это своеобразные бригады, состоящие из архитекторов, дизайнеров, которые общались с людьми, помогали понять, что те хотят и что могут сделать. Вместе с жителями создавали концепцию двора, защищали ее. В Казани, например, над одним проектом работало около 30-ти профессионалов. В Новосибирске общественные слушания проходили как ток-шоу: жители спорили, при обсуждении представляли ролики с показом того, кто что предлагал, кто был против, кто за, – рассказывает Александр Водяник.

А в Ростове-на-Дону чиновники упростили себе жизнь. Сославшись на сайт министерства строительства и ЖКХ, они для конкурса применили балльную систему с 10-ю критериями. Среди них, например, количество жителей, готовность людей к софинансированию (от 1% до 25%) и участию в работе, а также наличие дизайн-проекта, а это уже серьезный и дорогостоящий документ.

– Документы чиновники переложили на жителей, что автоматически перешло к управляющим компаниям и стало хорошим поводом для освоения федеральных денег. Стали подключать архитекторов, дизайнеров для создания проекта, который зачастую превращался не в то, что хотели люди, а в то, что удобно местным чиновникам. К примеру, 18 марта на Дону голосовали не только за президента, но и за проекты городской среды. Все дворы состояли из стандартных элементов, расположенных по-разному: детские площадки, скамейки, беседка. Потому что местное министерство ЖКХ решило принимать только с таким набором, – продолжает Александр Водяник.

В итоге в Ростове вместо индивидуальных проектов стали доминировать типовые. Про озеленение вообще мало кто вспоминал, а ведь это основное. Эксперт приводит в пример двор на Проспекте 40-летия Победы, где установлено несколько детских площадок и растет одна елка. Там явно использовалось все, что было в закупке: забор, автоматические ворота, – и на это было потрачено 38 млн рублей.

– К тому же чиновники используют как маневр разные нюансы и тонкости. Например, не вникнув, жители голосуют за то, что берут на себя дальнейшее содержание двора, и им придется платить за обслуживание и ремонт дворовой инфраструктуры, – добавляет собеседник издания.

 

 

«Тяп-ляп» за большие деньги

Общественные пространства – скверы, парки, центральные улицы, бульвары – вторая по значимости часть проекта. Денег на нее выделено существенно меньше, от того, возможно, меньше энтузиазма и хуже качество работы. В программу попали знаковые для Ростова объекты: парк имени Собино, улица Большая Садовая, парк имени Горького, Покровский сквер, сквер 1 Мая.

– КБ «Стрелка» выбрало объекты как показательные, подготовило концепцию, общее видение того, что нужно сделать, а местные власти занимались подбором тех, кто будет это выполнять. В итоге качество работ отвратительное, идет с большим отставанием: улица должна была быть готова в ноябре прошлого года, но работы продолжаются до сих пор из-за недобросовестных подрядчиков и субподрядчиков. Если с другими объектам Садовой будет то же – это кошмар, – рассуждает Александр Водяник.

Будучи членом общественной комиссии при департаменте ЖКХ, два года назад он участвовал в высадке деревьев на центральной улице взамен срубленных старых. Горожане видели, как ухаживала его команда за платанами около Музыкального театра, как выхаживал деревца, снесенные автолихачом. Потом по заданию «Стрелки» создавал дендрологический подбор на основе экоисследований. Дальнейшие разработки были переданы компании «Проект А».

– Они использовали не те деревья, посадили не в те сроки. Газоны, куда высаживались деревья, должны были стать ливневым садом, своеобразным дождеуловителем. Для города с проблемной ливневой канализацией это важно: вода, стекающая с крыш ближайших домов, попадала бы в эти газоны и не вытекала на проезжую часть. Для этого должны были использовать технологию «почвенного пирога»: дренаж, песок, сверху земля. Но накидали кое-как, дожди слои размыли, в зиму все бросили, а по весне стали засыпать землей и укладывать рулонный газон. Это даже не имитация, а откровенный обман, – рассказывает Александр Водяник.

И это продолжается – департамент ЖКХ Ростова объявил конкурс на закупку малых архитектурных форм (вазы, скамейки) из бетона на сумму 34,6 млн рублей. Чиновники пояснили руководителю архитектурного бюро «Проект» Анатолию Мосину, что сотрудники департамента нашли в его проекте элементы бетонной мебели и взяли их за основу. Разработчик же утверждает, что в проекте бетонной мебели не более 10%.

– Мы планировали разместить ее у входов в парки и аллеи, чтобы обозначить некие границы. Если же заставить подобными элементами всю улицу, то получится безвкусное нагромождение бетона. Все усилия по созданию и проведению конкурса сведены на нет, – говорит Анатолий Мосин.

Программа «Комфортная городская среда» предусматривает также развитие малых городов и исторических поселений. В январе в Коломне на Форуме малых городов президент заявил, что государство на эти цели ежегодно будет выделять по 25 миллиардов рублей в течение трех лет.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы