Общество

Багаевский гидроузел: лоббирование продолжается

Более пяти лет идет обсуждение проекта строительства Багаевского гидроузла на реке Дон в Ростовской области. Несмотря на несогласие общественников, ученых, местных жителей и экологов, начата разработка проекта. Он входит в программу развития транспортной системы, подготовленной Минтрансом России до 2030 года.

 


Страсти и споры вокруг появления новой плотины на Дону то утихают, то разгораются вновь с 2012 года. Напомним, сторонники идеи утверждают, что появление гидросооружения обеспечит бесперебойное водоснабжение населения, решит проблему понижения уровня воды в реке и даст необходимую глубину для прохода крупнотоннажного речного транспорта. Противники уверены в другом: плотина убьет экологию нижнего Дона, перекроет проход рыбе и уничтожит ее запасы, затопит береговую полосу и строения местных жителей. Тем не менее, проект сооружения разрабатывается полным ходом.

Последний всплеск обсуждений вызвали публичные общественные слушания, прошедшие в октябре. Общественники также подняли эту тему на Гражданском форуме «Инициативное общество – успешный регион», который прошел в Ростове-на-Дону.

 

Пострадают местные жители

Представитель инициативной группы жителей станицы Манычской Алексей Колосов говорит, что все станичники однозначно выступает против реализации проекта.

– У меня там земельный участок и дом, и я, как и остальные, опасаюсь, потому что часть домов будет затоплена. Должны кого-то переселить, но нет конкретного списка, неизвестно, по какой стоимости будет выкупаться жилье. Есть общая цифра – затапливается 1000 гектаров, а каких, у кого – не знаем, – отмечает он.

Станичники уверены, что строительство ухудшит их жизнь: произойдет заболачивание реки, которая и без того все больше покрывается водорослями, станет меньше рыбы, людям негде будет отдыхать. Гидроузел, если его создадут, станет своеобразной парковкой для судов, они будут сбрасывать в воду солярку, бензин, нечистоты.

Алексей Колосов говорит, что здешние земли окажутся затопленными. Геология местности такова, что во время паводка во дворы поступает вода. К тому же поднимаются грунтовые воды и тоже попадают на участки. Если плотина поднимет уровень воды на 2 метра, под водой окажутся домовладения людей, живущих в хуторе Арпачин и в станице Манычской.

– Проектировщики обещают, что у нас появятся новые рабочие места, – продолжает Колосов. – Какие места – там 8 человек будут работать в 2-3 смены, а люди станут, наоборот, уходить на заработки в другие районы. Нас уверяют, что сделают дороги, построят нам дома. Мы в сказки не верим, да и в бюджет это не заложено – содержание гидроузла не будет на балансе области. Нет и грамотного экономического обоснования этого проекта, только общие цифры.

По его словам, инициативная группа будет добиваться отмены проекта в рамках правового поля. На последних общественных слушаниях в протоколе местные жители указали на все просчеты, они будут также добиваться проведения общественной экспертизы.

 

Гидроузел убьет экологию края

– Проект направлен на решение проблем только одного ведомства – Минтранса, – говорил ранее завотделом промысловой ихтиологии ФГБНУ «АзНИИРХ» Сергей Дудкин. – Все остальные вопросы – водоснабжения, орошения – могут решаться другими подходами, например, реконструкцией. Но Минтранс решает свои проблемы – развитие судоходства. Реку Дон превратили в транспортную артерию, рыбе негде размножаться, и основную лепту в это внесло именно судоходство.

Гидроузел нужен для того, чтобы танкеры-пятитысячники могли возить нефтепродукты по реке: сейчас им не хватает глубины. Ради своих коммерческих интересов лоббисты закроют глаза на экологические потери, а природные ресурсы придется восстанавливать десятилетиями, и то, если удастся, уверены противники гидроузла.

Стоит отметить, Росрыболовство отклонило данный проект. Специалисты Росрыболовства, ФГБУ «ЦУРЭН» и ФГБУ «Главрыбвод» заключили, что проект не соответствует федеральному законодательству, в нем недостает расчетов, связанных с влиянием строительства на состояние водных биоресурсов, и отсутствует программа экологического контроля.

Научный руководитель ЭАНО «Зеленый Дон» Владимир Лагутов утверждает, что процессы обмеления начались после того, как на Дону в 1952 году построили Цимлянское водохранилище. Оно «держит воду», не давая реке разливаться по всей длине, перекрывает рыбе путь на нерест, мешая ей размножаться. Вслед за Цимлянским появились Константиновский, Кочетовский гидроузлы, и положение усугубилось. Еще одна плотина убьет экологию окончательно, опасаются люди.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы