Общество

В Петербурге выступили против строительства мусоросжигательных заводов

Более трехсот человек пришли на общественные слушания, которые проходили в понедельник в администрации Выборгского района Санкт-Петербурга. На них обсуждали судьбу печально знаменитого полигона твердых бытовых отходов «Новоселки» и строительство двух заводов, которые чиновники называют мусороперерабатывающими, а общественники – мусоросжигательными.

 


Мусоросжигание восстало из пепла

Попытки построить на севере Петербурга мусоросжигательный завод (МСЗ) продолжаются с 2010 года. Первоначально проект должен был реализовать греческий консорциум Helector S.A. – Aktor Concessions S.A. – Aktor S.A в рамках государственно-частного партнерства с правительством города. Одним из бенефициаров сделки называли сына Георгия Полтавченко Алексея, работавшего в Aktor директором по развитию. Согласно заключению «Гринпис», содержащие диоксины выбросы от мусоросжигания могли бы увеличить заболеваемость раком, особенно в километровой зоне вокруг МСЗ, где расположены крупные автозаводы Nissan и Hyundai. Недовольство общественности и экономические причины привели к тому, что спорный проект был на время заморожен. Однако в октябре 2017 года стало известно, что крупнейшая в Петербурге компания, занимающаяся вывозом мусора – «Автопарк № 6 “Спецтранс”» ,– получила от Смольного участок в Каменке под строительство мусороперерабатывающего технопарка с успокаивающим названием «Экологическая альтернатива». Проект признан стратегическим и потребует вложения 1 миллиарда рублей.

Однако «зеленые» уверены, что речь идет все о том же старом мусоросжигательном проекте, лишь немного модифицированном. По информации «Фонтанки», технопарк включит в себя два завода, один из которых будет перерабатывать пластик, а другой, рассчитанный на утилизацию семи тысяч тонн отходов в год, заниматься «термической обработкой» мусора.

– В последний раз подобные слушания проходили 30 декабря 2014 года, перед самым новым годом. Тогда на них пришло более семисот человек и нам удалось дать отпор. Три года спустя – новая попытка, – сообщил координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански.

Альтернативой мусоросжиганию экоактивисты видят раздельный сбор и переработку отходов, однако чиновники продолжают идти своим путем. Как отмечал в интервью ПРОВЭД предприниматель Игорь Бабанин, чья фирма занимается сортировкой отходов, им «проще построить мусоросжигательный завод, чем поставить на 6 тысяч площадок 12 тысяч новых контейнеров. К тому же общаться с несколькими полигонами по утилизации удобнее, чем с множеством фирм-заготовителей и переработчиков.

 

Вонь переработают в электричество

На состоявшихся 26 марта слушаниях решалась «судьба» пустыря площадью 408 гектаров. Его территория граничит с ЗСД, кольцевой автодорогой, несколькими заводами и огромной свалкой «Новоселки», вопрос о рекультивации которой так же актуален для жителей Севера города, как и проблема мусоросжигания. Несмотря на то, что в апреле 2017 года полигон, принимавший треть городского мусора, был закрыт, свалка по-прежнему отравляет жизнь горожанам.

– Я житель ЖК «Каменка» и довольно много езжу по городу. Этот запах чувствуется и на Васильевском острове, и на Ушаковской набережной, но преобладает он все-таки в районах Парнас, Парголово и у нас. Население Санэпиднадзору с их измерениями не верит. Ни разу СЭС не признала превышение предельно допустимой нормы. То же самое мы слышим сейчас в Волоколамске, где дети лежат в больнице в тяжелом состоянии, а СЭС говорит, что все в норме. Срастание надзорных органов с властью ни для кого не секрет. И народ уже не ждет ничего, кроме рассказов о том, что все будет «норм», – говорит жительница Приморского района Татьяна Веремеенко.

Один из участков территории, прилегающей к полигону, власти намерены отвести под станцию активной дегазации. Согласно проекту, она будет собирать биогаз и перерабатывать его в электричество.

– Полигон будет накрыт специальным материалом, перфорирован специальными трубками, по которым газ будет поступать на станцию активной дегазации и перерабатываться. Утилизация извлеченного биогаза позволит генерировать электроэнергию, которая будет подаваться в сеть «Ленэнерго» для передачи потребителям, – объяснил первый заместитель председателя комитета по промышленной политике Санкт-Петербурга Андрей Складчиков.

 

Люди устали от неведения

Против дегазации жители не возражают, но мусоросжигание по-прежнему отвергают как идею. Особое раздражение вызывает закрытость проекта. Чиновникам пришлось выслушать немало неприятных вопросов, на большинство из которых они так и не ответили. В частности, на слушаниях выяснилось, что власти, предлагающие жителям одобрить выделение земли под мусороперерабатывающий технопарк, не могут ничего сообщить о технологиях, которые будут в нем применяться. Известно лишь, что заводов будет два.

– Почему два завода? – спросила Елена Шинкарева, представитель инициативной группы ЖК «Каменка».

– Потому что два инвестора. Раньше это был единый земельный участок под строительство одного завода, но тот проект планировки был принят в 2010 году. Инвестор не смог доказать, что сможет построить завод. Поэтому участок был разделен надвое. И будет двумя инвесторами построено два завода, – ответил активистке Андрей Складчиков.

– А классы опасности?

– Эти заводы предназначены для переработки ТБО.

– Проводились ли слушания об экологической безопасности этих объектов?

– В настоящее время инвесторами прорабатывается технология. После того, как технологическая цепочка будет разработана, в обязательном порядке она пройдет экспертизу, в том числе экологическую, и публичные слушания. Но в данный момент это не является предметом проекта планировки территории.

– То есть на данный момент мы даже не знаем, насколько опасное предприятие будет размещено у нас под боком, – подытожила Елена Шинкарева под аплодисменты зала.

Официальные лица слово «сжигание» подчеркнуто не произносят, но жители убеждены, что правду от них намеренно скрывают.

– Инвесторы продолжают что-то где-то в кулуарах обсуждать. Это все выясняется, когда объявляются очередные слушания. На одном из этих участков был изначально заявлен завод «Автопарк №6 “Спецтранс”» (кто будет вторым инвестором, пока неизвестно – прим. ред.). Это все показывалось на выставке в начале года, и там прямо в экспозиции присутствовали мусоросжигательная камера, способы подачи топлива. Это не секрет. Уважаемые докладчики не обращали на это внимания, но один из этих заводов явно был заявлен как предполагающий сжигание, причем не только твердых бытовых отходов. Новое по сравнению с тем, что было раньше, это сжигание опасных отходов 2-го и 3-го класса опасности. Это моторное масло, медицинские шприцы, зараженные органы и так далее. Больше всего беспокоит нас, жителей, то, что «Спецтрансу» присвоен статус стратегического инвестора без достаточных оснований. А предоставлять ему землю могут только на этом основании. Что ему удобно, то «Спецтранс» и продвигает. Сегодня все, абсолютно все, представители общественности высказались, что это сырой, непроработанный проект, – говорит житель Коломяг Алексей Горячев.

– На этих слушаниях мы, жители района, заявили протест против любых размещений мусорных заводов. Мы не можем больше оставаться в стороне. Если власти не предпримут попыток урегулировать ситуацию, мы будем проводить митинги, – выразила общее настроение Татьяна Веремеенко.

 

Фото: gov.spb.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы