Экономика

5 причин, почему малый бизнес в России не растет как в Европе

О развитии малого бизнеса очень много сказано во всевозможных законах, программах и стратегиях. Но ни реформы, ни бюджетные деньги все никак не могут заставить наш малый бизнес расти и развиваться. Почему так происходит?

 


По статистике…

В США, странах Евросоюза и других государствах именно малый бизнес становится локомотивом экономики, делая решающий вклад в ВВП – от 40 до 80% и более. Весьма показательно и его участие во внешней торговле. По данным Евростата, 98% предприятий, торгующих в Европе, – это малый и средний бизнес, 70% из них – микропредприятия численностью до 9 человек. Именно в малом и среднем бизнесе трудится 67% занятого населения Европы, а добавленная стоимость, которую он создает за год, оценивается в 3,9 трлн евро. Именно малый бизнес создает поле для здоровой конкуренции, обеспечивает рабочие места и платит налоги.

В России все куда скромнее, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике невелика. Минэкономразвития ее оценивает в 20%, хотя независимые эксперты спорят с этой цифрой. Эксперты «Опоры России» подсчитали, что за последние два года его доля выросла с 19,5% до 21,5%.

 

 

При этом остальной вклад в наш ВВП делают крупные госпредприятия и корпорации. В стратегиях не раз звучали планы увеличить ту самую долю малого бизнеса до европейских показателей. Еще давно к 2020 году ее планировали довести до 50%, а теперь уже президент РФ Владимир Путин обозначил новый ориентир – 40% к 2030 году. Однако эту цифру многие склонны считать слишком амбициозной и оторванной от реальности.

Эксперты отмечают, что в будущем стимулы для роста, которые позволили вырасти доле малого бизнеса на 2,5% за четыре года, себя уже не оправдают, тем более что в этой сфере остается еще много нерешенных проблем.

 

Малому бизнесу невыгодно держать сотрудников

С малым бизнесом в России складывается весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, малых предприятий действительно становится больше, но с другой, занятость в них падает, и, как следствие, их обороты и возможности уменьшаются.

В Счетной палате подсчитали, что количество предприятий в сфере малого и среднего бизнеса выросло за два года с 4,53 млн на 1 января 2015 года до 5,99 млн на 10 декабря 2017 года, то есть больше, чем на треть. За то же время число работников, которые в них трудятся, упало с 18 млн человек до 16 млн человек. Фактически это значит, что либо они перешли к другим, более крупным субъектам хозяйствования, либо ушли в тень и продолжают работать с малым бизнесом нелегально.

При этом не помогает даже государственное финансирование. Счетная палата, изучая эффективность реализации господдержки в ряде некоторых регионов – Ставрополье, Татарстане, Краснодаре и других, – выяснила, что по темпам создания рабочих мест в МСП поддержка буквально провалилась. В рамках федеральной госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2014-2017 годах на малый и средний бизнес было выделено 120,5 млрд рублей, из которых 95% было потрачено. Однако ключевой показатель ее реализации – 109,5 тысячи рабочих мест – достигнут так и не был, малые предприятия в исследуемых регионах обеспечили лишь 35,5 тысячи рабочих мест.

Если смотреть в целом по России, то ситуация ненамного лучше. По данным Росстата, за шесть лет – с 2011 по 2016 год – численность малых и микропредприятий выросла с 1,84 до 2,77 млн единиц, в то время как число работников в них по сравнению с 2011 годом даже уменьшилось на 4%.

 

 

Расширять число работников малому бизнесу невыгодно. Даже легально оформить продавца простому ИП на рынке будет стоить еще дополнительно 43% к зарплате на руки: выплаты в Пенсионный фонд, ФФОМС, ФСС и НДФЛ. И это сверх тех расходов, которые предприниматель уже сам платит за себя и за свой бизнес. В последние годы платежеспособный спрос падал, и предпринимателям пришлось снижать издержки, в том числе за счет уменьшения рабочих мест.

 

Малый бизнес не использует кредиты

В Европе льготное кредитование и субсидирование процентных ставок – это одна из основных форм поддержки бизнеса. То же самое попытались внедрить и у нас, однако результаты тоже пока не радуют. Малый бизнес не слишком охотно берет кредиты на развитие своей деятельности. Никто не знает, что будет завтра, стоит вспомнить хотя бы «Ночь длинных ковшей», как ее окрестили в СМИ. Банки тоже все еще не уверены в малом бизнесе, а потому не всегда идут на встречу, хотя и в последнее время и создают больше предложений, ориентированных на предпринимателей.

По данным Центробанка, сумма предоставленных кредитов на 1 декабря 2017 года составляла 5 429,7 млрд рублей, что даже меньше, чем в далеком 2012 году, несмотря на всю инфляцию за эти годы.

 

 

Для многих малых предприятий получить кредит – это все еще большая проблема. По данным Индекса Опоры RSBI, в III квартале 2017 года только 8% компаний МСБ смогли получить кредит в банке, при этом кредиты получили 56% от обратившихся за ними. Микробизнесу получить заемные средства сложнее: процент отказов превышает 50%.

 

Господдержка не помогает

Росстат провел этим летом исследование и выяснил, что малый бизнес почти не пользуется господдержкой и совсем мало о ней знает. Мерами поддержки пользуются только 2% малых предприятий и 3,1% индивидуальных предпринимателей. Около трети исследуемых субъектов знают о том, что господдержка существует, однако не имеют понятия, как ее получить. При том, что на федеральном, региональном и местном уровнях в совокупности действует около 600 программ, предприниматели не имеют информации о них, о том, куда стоит обращаться и соответствуют ли они критериям этих программ.

К похожим выводам пришла и Счетная палата, изучив господдержку кредитования МСБ. Ведомство отмечает, что не только сократился объем кредитования, но и почти не работает гарантийная система. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% по состоянию на 1 января 2016 до 4,8% по состоянию на 1 октября 2017. А в тех регионах, где проводилась проверка, количество поручительств по кредитам составило ничтожные 0,1%.

До многих предпринимателей средства и вовсе не доходят. Счетная палата пишет, что при проверке гарантийного фонда и фонда микрофинансирования в Краснодарском крае субсидии из госбюджета шли не предпринимателям, а размещались на банковских депозитах. В 2014 году это было 92,4% от всех выданных денег, а в 2016 году – 41,8%.

 

Бесконечные квазиналоги

Вопреки обещаниям не повышать налоговую нагрузку на бизнес малые и средние предприятия почувствовали ее в полной мере, и она будет расти еще в ближайшие три года – дополнительно 350 млрд рублей планируется собрать именно за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес

Официальный уровень налоговой нагрузки, которую публикует ФНС, у нас находится на низких отметках – по разным видам деятельности он составляет в среднем от 2% до 10%. Однако реальные расходы предпринимателей куда выше. Появился «Платон», взносы за капремонт, экологический сбор, выросли акцизы, появился торговый сбор, затем туристический сбор, выросли портовые сборы. В 2016 году подсчитали, что число всевозможных обязательных неналоговых платежей, по разным оценкам, составляет от 50 до 70 видов. Доходы с так называемых «квазиналогов», по данным Счетной палаты, приближаются к 1 трлн рублей в год.

Неналоговых платежей появилось настолько много, что власти сейчас обсуждают вопрос о том, как их регулировать, – включать или не включать в Налоговый кодекс, и, следовательно, от этого будет зависеть, насколько велика будет ответственность за их неуплату.

Все это приводит к тому, что издержки бизнеса растут, однако в условиях все еще невысокого потребительского спроса предприниматели не могут наращивать цены на свою продукцию, поэтому вынуждены уходить в тень или закрывать бизнес.

 

Тотальный контроль

В России около 40 ведомств, которые в той или иной степени занимаются проверками бизнеса, и более 140 видов госконтроля, которые дублируют друг друга. Нередки случаи, когда разные органы проверяют одно и то же лицо по несколько раз. А законодательные изменения, которых в последнее время настоящий шквал, только лишь провоцируют предпринимателя на ошибки. Только за эту осеннюю сессию Госдума приняла 215 новых законопроектов.

Впрочем, есть и послабление – с 1 января 2016 года для малого бизнеса действует мораторий на проверки сроком на три года. Отчасти поэтому был небольшой всплеск регистрации нового малого бизнеса. Предприниматели регистрировали новое дело взамен старого. Однако если для кого-то проблема проверок и решилась, то появилась новая. Теперь головной болью предпринимателей стали так называемые «черные списки» Центробанка, которые ведомство разработало для борьбы с отмыванием денег. В результате банки стали просто-напросто блокировать счета малого бизнеса без разбора и без объяснения причин. При этом страдают не столько обнальщики, сколько честные компании, рядовые ситуации которых кажутся банкам подозрительными. Например, когда основания платежей не соответствуют видам деятельности клиента, либо произошло резкое увеличение оборотов по счету. Подозрения вызывают агентские и комиссионные платежи, а также любые выплаты физическим лицам. Постоянная «презумпция виновности» перед контрольными органами отнюдь не способствует тому, чтобы бизнесу хотелось работать в России.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы