Экономика

Тихое усложнение упрощёнки - налоговым обухом по малому бизнесу

Осталось только, чтоб президент России подписал. Обычно, если речь идёт о законопроекте, который уже прошёл стадию одобрения Советом Федерации, то можно быть уверенными, что подпишет. И будут на старом налоговом кодексе красоваться новые заплаточки.

 

Сначала их депутаты хотели сделать немножко, но потом, видимо, вошли во вкус, увлеклись заботой о пополнении бюджета, из которого они едят. А получилось, что на их депутатский век собрать с самых бедных, может, и хватит, а дальше хоть трава не расти на целине малого бизнеса большой и в последнее время увеличивающейся России.

А письма о помощи от ОПОРЫ РОССИИ оказались не очень уже вовремя. И нет надежды на то, что отклонят или не подпишут и отправят на доработку поправки, которые лягут бременем на этого жестоко удаляемого из чрева отечественной экономики зародыша – малый бизнес.

ОПОРА обратилась  с просьбой проанализировать возможные последствия поправок в правительство РФ, к помощнику президента РФ Андрею Белоусову и первому вице-премьеру Игорю Шувалову только теперь, когда кончились февраль и март прохождения этим законопроектом положенных процедур.

А Совет Федерации уже одобрил поправки к Налоговому кодексу РФ. Согласно им плательщики УСН и ЕНВД обязаны уплачивать налог на имущество организаций,  исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

ПРОВЭД опросил десяток индивидуальных предпринимателей, работающих по так называемой «упрощёнке», в курсе ли они того, что грядут такие изменения. Знали об этом только двое. Остальным пришлось пояснять суть законопроекта. Нет, ну в самом деле, это ж их дело смотреть на сайтах, выискивать  информацию о законодательных инициативах и отслеживать их судьбу. Не в программе ж Дмитрия, господи прости, Киселёва рассказывать малому и среднему бизнесу об их малых, средних и больших проблемах.

Затронет это тихое усложнение упрощёнки почти всех, кто имеет или арендует недвижимость. Эксперты ОПОРЫ РОССИИ убеждены, что указанные изменения в кодексе приведут к дополнительным изъятиям с малого и среднего предпринимательства в размере около 200 млрд рублей, что суммарно увеличит их налоговые отчисления на более чем 100% в сравнении с 2013 годом. 
Кроме этого, процедура оценки кадастровой стоимости недвижимости вызывает множество вопросов у предпринимателей из-за несовершенства и непрозрачности существующей методики оценки.

«У арендодателей три выхода, - делится с нами соображениями Наталья, специалист по недвижимости, индивидуальный предприниматель из Ставрополя, - использовать свои помещения для рентабельного бизнеса самим, повысить сумму аренды, чтоб покрыть налоги, или закрыть всё и продать более успешным предпринимателям. В случае, если арендодатели выбирают логичный второй путь, тогда автоматически страдают арендаторы».

«По поводу кадастровой оценки недвижимости, отдельный разговор. Она совершенно неадекватна - это моё мнение, как специалиста (продажей и рыночной оценкой недвижимости занимаюсь 10 лет). Как раз дело сейчас рассматриваю: земельный участок  6 соток. Кадастр его оценивает 1,207 млн. руб., когда его рыночная стоимость не больше 1 млн. руб. Но в настоящее время существует практика снижения кадастровой стоимости через суд», - говорит Наталья.

«Тут еще зависит, какой вид деятельности и масштаб этой деятельности. Я вот могу работать и в личной квартире, законом не запрещено. Я и работала так, когда кризис разыгрался, до 2010 года - дома. Агентов распустила и принимала клиентов в уголке однокомнатной квартиры, ясное дело, что так я могла работать с ограниченным количеством людей (только знакомые, и знакомые знакомых). Если аренда для меня станет неподъемной, то снова уйду работать домой, мне вид деятельности позволяет. Благо за 10 лет рекомендациями обросла. Конечно, если б я холодильники продавала, то такая схема была бы невозможна.», - делится уже почти личным Наталья.

«Реально проблемы коснутся малого бизнеса, имеющего недвижимость в собственности, и арендаторов, чьи арендодатели сами работают на упрощёнке (например, мой - ИП), - рассказывает предприниматель  Сергей из Твери. - Тут нагрузка может перекладываться на арендаторов. Пусть мои 99,5 кв. м стоят 7 млн - первый этаж, новый дом, элитное жильё в центре Твери. Если кадастровая стоимость совпадает с рыночной, что вероятно, потому что дом новый, то 2% в год - это 140 тысяч,  в месяц - 11,7 тысяч, т. е. плюс 20% к арендной плате. Или минус 20% от доходов собственника помещения. Довольно существенно. Оценка грубая, но туда-сюда отклонение не более чем в полтора раза, думаю».

«Но если владеешь недвижимостью - уже тяжелее, если не учитывать амортизацию, за 50 лет, нужно заплатить за неё ещё раз государству», - размышляет Сергей.

А предприятий малого и среднего бизнеса становится всё меньше и меньше. Это нельзя считать естественным отбором, потому что погибают, как правило предприятия тех, кто старается играть честно. Людей, на которых нормальное здоровое государство делало бы ставку.

Введение прошлогодней непопулярной меры по повышению страховых взносов привело к разорению и прекращению деятельности около полумиллиона предпринимателей – об этом вице-премьер Игорь Шувалов не так давно докладывал Владимиру Путину.

«Я сидела на упрощенке, но закрыла предпринимательство из-за чудовищных налогов в пенсионный и тех правил, по которым они именно в эту организацию отчисляются. Невозможность отследить правильность их начисления и их размеры заставили меня ИП закрыть в декабре: расходы превысили прибыль», - написала нам уже бывший предприниматель Яна.

А индивидуальный предприниматель Дмитрий, который не сдаётся уже 21 год, поведал нам, что сокрытие некоторых данных от налоговой делается не только из-за нежелания делиться с государством заработанными кровными. Это вопрос безопасности бизнеса, который могут захватить заинтересованные и близкие к налоговым структурам лица, или уничтожить конкуренты, используя всё тех же налоговиков.

Вот как бизнесмен говорит о новой форме отчётности, введённой в 2013 году:

«Самое мерзкое, что коммерсанты станут сдавать своих контрагентов, кто, сколько и кому должен. Раньше мы сдавали сумму выручки и исчисляли с неё налог, а из чего она состояла и от кого – шиш. Теперь можно будет проследить коммерческую составляющую. Её и так при желании можно было пробить, но если годовой оборот не большой и не высовываться, то мимо желающих отхватить стабильный свечной заводик  можно было проскочить. А зная цепочку торговых отношений и суммы за оказанные услуги, товар и т.п., можно рейдерствовать в малом бизнесе, и большого труда не составит. Это, на мой взгляд, главная задача новой отчётности». 

Олег из Ставропольского края нам рассказал, что в 2013 году ему пришлось закрыть своё небольшое ООО, занимавшееся клинингом. Сначала бизнесмена позвали в полицию, в отдел по борьбе с экономическими преступлениями, говорили, что на него поступила жалоба, что на это можно не обратить внимание при определённых условиях, которые если не будут выполнены, то все материалы передадут в налоговую. Неприличные предложения по замятию дела приняты не были. Так на предприятии начала работу налоговая инспекция...

Проверка шла долго, несколько месяцев, на предприятии, где было всего четыре компьютера, на которых велись бухгалтерия, делопроизводство и прочие нужные для существования ООО дела. В итоге без предъявления чего-либо счета фирмы в банке налоговая арестовала. Зарплату выдавать стало нечем, участвовать в тендерах стало невозможно. Успешное предприятие ликвидировали. Конкуренты, они же заказчики, довольны.

Вот такова роль налогов и налоговой службы в России. Нет, эта роль у них, конечно, не единственная, наверное, даже не главная. Но играется с успехом. Ещё! Ещё! – аплодируют народные избранники, готовые принять ещё какие-нибудь не слишком полезные, но насыщенные драматическим потенциалом новые поправки в старый закон.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы