Экономика

Россия сможет преодолеть «грибную зависимость» от Польши

Грибы в России стали маржинально интересней, рассказывает главный технолог грибоводческого хозяйства Илья Васильев. Надев белые халаты, мы вместе с ним отправляемся в камеру – огромное помещение, полностью заставленное стеллажами, на которых выращиваются грибы – шампиньоны.

 

Под Петербургом, на подъезде к аэропорту Пулково, среди полей, заросших бурьяном и борщевиком, расположилось современное грибоводческое хозяйство. Компания «АБВ-Агро» появилась в 2008 году на базе Пулковского филиала совхоза Шушары, а к 2014 году переориентировалась на производство шампиньонов.

В помещении, где растут грибы, прохладно, очень влажно, с потолка капает конденсат. Такие условия идеальны для шампиньонов, и они сплошным белоснежным ковром покрывают брикеты с компостом. Там и тут снуют сборщицы, которые аккуратно снимают грибы с компоста и укладывают в картонные коробки.

– Сельхоз земли тут с обременением, нельзя ни разводить скот, ни выращивать овощи в открытом грунте – все это привлекает птиц, что неблагоприятно для близлежащего аэропорта. Три года назад мы взяли здесь площади на выращивание зелени в закрытом грунте. Руккола, лук, укроп, петрушка. Но грибы маржинально интересней, чем зелень, так что мы переключились на них. Сейчас у нас уже три производственных площадки. Здесь, на Пулковском шоссе, 61, в Малом Карлино и поселке Любань, – рассказывает Васильев.

Он не просто технолог, но и фактически создатель и владелец бизнеса. Гендиректор на предприятии – его жена.

 

IMG 5201

 

Перспективный бизнес

Васильев согласен с большинством аналитиков, которые отмечают, что спрос на российском рынке шампиньонов существенно превышает предложение.

– Главная причина этого проста. До появления продуктовых санкций собственное производство в России было минимальным, почти все грибы были польскими. И тогда, и даже сейчас польские грибы дешевле, себестоимость производства там в два с лишним раза ниже. Все российские производства помимо того, что выращивали сами, занимались перекупкой польской продукции, – продолжает он.

Впрочем, и сегодня импортная продукция составляет больше половины рынка. Главная проблема в том, что на польскую продукцию продолжают наклеивать белорусские ярлыки и продавать. Такая практика продолжается, хотя в 2016-2017 годах этого стало меньше, чем в 2015 году, рассказывает собеседник.

Главная причина сравнительной дороговизны отечественных шампиньонов в том, что весь компост, или субстрат, из которого растут грибы, покупается за рубежом. По словам Ивана Васильева, в России он практически не производится.

– Компост делается из соломы и птичьего помета. Построить компостный завод в России обойдется не меньше чем в 1,5 миллиарда рублей. Для компоста нужно очень качественное, высокотехнологичное оборудование. Оно обойдется в 70% от стоимости гипотетического завода. Лучшее производится в Великобритании и Нидерландах, хотя есть и китайские аналоги. В России такого оборудования нет и не будет в ближайшие десятилетия. Потому что такой отрасли как грибоводство в России никогда не было, и формально и сейчас нет. Все наше грибоводство классифицируется просто как тепличные хозяйства, – говорит главный технолог.

 

IMG 5198

 

Но все-таки в будущем отечественные компостные заводы могут появиться. Весной стало известно, что холдинг «Выборжец», крупнейший производитель овощей в Ленобласти, вложит 4 миллиарда рублей в инвестиционный проект по выращиванию шампиньонов. Планируемая мощность – 10 тысяч тонн грибов в год. Первая очередь должна быть готова уже в 2018 году. Рентабельность проекта будет обеспечена как раз за счет компостного производства. У инициаторов проекта есть амбиции занять до половины грибного рынка РФ.

Иван Васильев высоко оценивает перспективы конкурентов – туда ушли работать уважаемые и квалифицированные специалисты. Но он сомневается, что в 2018 году уже будут первые грибы – предприятие только начало строиться.

– Глупо, что у нас до сих пор нет заводов по производству компоста. И птичьего помета, и пшеничной соломы, особенно в южных регионах России, хоть завались. Государство даже датирует утилизацию помета, так как он канцерогенен. При этом 60-70% затрат на производство шампиньонов – это сам компост. В Польше восемь компостных заводов, в Украине – четыре. А у нас их нет. Себестоимость компоста – 5-6 тысяч рублей за тонну, а продают его с учетом накруток и логистики по 30 тысяч, – рассказывает главный технолог.

В основном компост везут в Россию из Евросоюза – Польши и Литвы.

– Мы и сами закупаем и перепродаем компост нескольких польских компаний. На мой взгляд, польский компост лучше литовского, да и по цене он чуть дешевле. Вообще компост можно готовить и самому, просто у себя в огороде замешать и засеять грибницей. Но если с качественного профессионального компоста выход – 40%, то с «самодельного» он радикально меньше, а качество грибов – ниже. А так, из тонны компоста может вырасти до 400 килограммов грибов, – продолжает собеседник.

Илья Васильев знает, о чем говорит, он закончил факультет биотехнологий Технологического института, кроме того, обучался в Голландии. Именно оттуда он привез технологию производства на предприятии.

 

IMG 5182

 

Высокие цены на шампиньоны в магазине Иван Васильев объясняет накрутками перекупщиков. Оптовая цена – около 170 рублей за килограмм. В магазине она увеличивается в несколько раз. Со стороны властей ни особой поддержки, ни препятствий не было. Но поскольку производство находится прямо рядом с аэропортом, когда в город прибывают первые лица государства, соседнюю дорогу перегораживают, и это вызывает сложности.

Со сбытом грибов особых проблем не возникает. Потребление шампиньонов в России растет. Это связано с тем, что население стало меньше собирать дикорастущих грибов. У людей нет на это времени и желания, особенно у молодого поколения. Но по сравнению со странами ЕС в России потребление все равно пока радикально меньше, так что перспективы у отрасли большие.

– Прошлым летом мы производили порядка 30 тонн в месяц, сейчас – 50 тонн, к осени планируем выйти на объемы в 80 тонн. Все зависит от объемов камеры, в которой мы все это делаем, почти все время мы строим новые площади. Все вырученные средства идут на стройку, на закупку достаточно дорогостоящего климатического оборудования, которое обеспечивает нужную температуру и влажность, – рассказывает Иван Васильев.

Раньше на предприятии производили и вешенки, но их дешевле перекупать у других производителей, так как объемы небольшие. Зато импорт этих грибов в Россию минимален, почти все, что потребляется, выращивается в РФ.

 

IMG 5187

 

Все дело в кадрах

Сбор шампиньонов – трудоемкое дело, весь процесс происходит вручную.

– Я работаю тут второй год, зарплата достойная. Особых проблем при сборке не возникает, относимся к грибам как к деткам. Переживаем, если они чем-то болеют. Труд кропотливый, нужно соображать, какие грибы пока оставить, а какие – удалить. Растут они ужасно быстро. Часто оглянешься и удивишься – я же вот только что тут собирала. Так что часто приходится работать и вечерами, и на выходных, – рассказывает сборщица Татьяна Виноградова.

Работники предприятия получают 10 рублей с килограмма грибов. Норма сбора – 5-10 трехкилограммовых ящиков в час.

Хроническая проблема «АБВ-Агро» – недостаток рабочих рук. Всего на предприятии работают 100 человек, есть текучка кадров.

–  Проблем немало. Сборщики часто подводят, не выходят на смены, пьют. Стабильно работающих не так много, молодежь приходит и уходит быстро. Значительная часть работников – мигранты, все с патентами, нанимать нелегалов – себе дороже. Раньше мигрантов было до 90%, сейчас – 40%. С теми, для кого русский язык родной, проблем, конечно, меньше, – отмечает Васильев.

 

IMG 5229

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы