Экономика

Как хобби иорданского монарха помогло российскому ВПК

Король Иордании Абдалла II известен своей страстью ко всему, что связано с армией и особенно – спецназом. Благодаря его искушенности в вопросах вооружений при российском участии в Иордании был построен единственный на Ближнем Востоке в постсоветское время завод по сборке гранатометов «Нашшаб» разработки НПО «Базальт». Появление «русского хаммера» – армейского вседорожника «Тигр» – также стало возможным в значительной степени благодаря королевской инициативе.

 


Крестный отец «русского Хаммера»

Прямой потомок пророка Мухаммада, выпускник британской Королевской военной академии в Сэндхёрсте, Верховный главнокомандующий войсками Иордании, фельдмаршал Вооруженных сил Иордании, маршал Королевских Иорданских ВВС и большой поклонник игры World of Tanks, король Иордании Абдалла II – настоящий монарх-солдат. Благодаря его увлеченности всем, что связано с армией и оружием, Иордания сегодня имеет одну из самых подготовленных армий в странах Ближнего Востока. В королевстве ежегодно проводятся международные соревнования сил специального назначения на территории оборудованного Центра подготовки Сил специальных операций имени короля Абдаллы II (KASOTC), представляющего собой целый город. В них принимают участие бойцы спецназа из разных стран, в том числе и из России, команда которой в 2015 году заняла на таких соревнованиях 1-е место. В королевстве также действует особое Проектно-конструкторское бюро имени короля Абдаллы II (KADDB), занимающееся тестированием, разработкой и внедрением лучших образцов военной техники и амуниции. Кроме того, KADDB выступает и как военно-инвестиционная структура, размещая заказы на проектирование и разработку наиболее перспективных образцов и систем вооружения.

В 1999 года король, недовольный ломкостью американских «Хаммеров» в непростых условиях Ближнего Востока, поручил KADDB заключить контракт с фирмой Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ на производство многоцелевого автомобиля повышенной проходимости, альтернативного «Хаммеру». BJG вышла на дочернюю компанию российского ОАО «ГАЗ» – ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ), разместив у нее заказ на разработку стиля и конструкции нового вседорожника и изготовление его нескольких полнофункциональных демонстраторов с различными кузовами. К созданию нового армейского вездехода были привлечены специалисты Арзамасского машиностроительного завода (ОАО «АМЗ»), Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» (ОАО «НАЗ «Сокол»), а также ряда других предприятий.

В 2000 году при сборке на опытном производстве ГАЗа новый вседорожник получил обозначение ГАЗ-2975. Так на свет появился знаменитый «Тигр», ставший прототипом для целого семейства военных и гражданских моделей этого автомобиля. По неясным причинам дальнейшее сотрудничество между Иорданией, эмиратской компанией BJG и российскими разработчиками не получило развития. Каждый из участников проекта, сохранив в своей собственности проектную документацию на новую машину, стал самостоятельно дорабатывать базовую модель и собирать автомобили на своих территориях – в России, ОАЭ и Иордании. С 2005 года «Тигр» в различных модификациях выпускается на Арзамасском машиностроительном заводе. На Ближнем Востоке эта машина называется «Нимр» («тигр» по-арабски) и является одной из визитных карточек оборонно-промышленного комплекса этих стран. Армейская модификация «Нимра» принята на вооружение в ОАЭ и Иордании. Сотни «Нимров», собранные в этих государствах за последнее десятилетие, были экспортированы в другие арабские и азиатские страны, где они успешно эксплуатируются по сей день.

 

Наш человек в Аммане

Строительство в Иордании завода по сборке гранатометных комплексов «Нашшаб» («Лучник») на базе российского РПГ-32 было осуществлено также по инициативе короля Абдаллы. Уникальность этого проекта военно-технического сотрудничества с арабской страной заключается в том, что Россия здесь впервые использовала модель зарубежного трансфера технологий, отойдя от схемы поставок на экспорт готовых типов вооружений.

В начале нулевых годов король поставил перед KADDB задачу найти какой-то новый продукт, который был бы разработан на деньги Иордании, выпускался в Иордании и поставлялся не только для иорданской армии, но и на экспорт. Выбор в пользу РПГ-32 был сделан в силу исключительных тактико-технических характеристик этого гранатомета. Разработанный НПО «Базальт» по техническому заданию KADDB «Нашаб» стал первым в мире многоразовым гранатометом с боеприпасами двух калибров – 72 мм и 105 мм. Большинство используемых в армиях мира гранатометов являются одноразовыми. Радиус действия этого РПГ составляет до 700 метров. Боеприпасы оснащены термобарическими или тандемными боевыми частями. Кроме того, от других аналогичных изделий «Нашшаб» отличается меньшим весом и габаритами. Но самым главным преимуществом гранатомета была его цена: РПГ-32/ «Нашшаб» в разы дешевле аналогичных западных образцов, стоимость которых составляет более $100 тысяч за единицу.

В 2006 году Россия и Иордания подписали контракт на разработку гранатометов на базе РПГ-32. Первоначально гранатомет был назван «Хашим», но впоследствии был переименован в «Нашшаб». Летом 2008 года НПО «Базальт» представило прототип нового гранатомета. 30 мая 2013 года в 20 км от столицы Иордании Аммана открылся завод по сборке этих гранатометов мощностью 60 тысяч выстрелов в год. Проект развивался очень непросто. В Иордании, которая в значительной степени зависит от финансовой помощи США, направляемой в том числе и на поддержку ее вооруженных сил, сторонников сотрудничества в военно-технической сфере с Россией не много. Преодолеть их сопротивление удалось исключительно благодаря настойчивости предпринимателя российского происхождения Марка Волошина.

Господин Волошин – примечательная личность в области российско-иорданских отношений. Стоматолог по образованию, благодаря своим неординарным предпринимательским качествам, коммуникабельности и харизматичности стал советником королевской канцелярии по военно-техническому сотрудничеству с Россией. Именно ему король лично поручил кураторство над проектом разработки «Нашшаба» и строительства сборочного завода. Благодаря благоволению короля, неизменно поддерживавшего Марка Волошина в его лоббировании российского гранатомета, а также контактам в руководстве российским ВПК, Рособоронэкспорт в 2010 году подписал контракт с основанной под проект компанией Jadara Equipment and Defence Company (Jadara) на оказание технического содействия сборке российско-иорданского гранатомета. Согласно контракту, «Рособоронэкспорт» обеспечивает поставку комплектующих для крупноузловой сборки гранатометов, пусковых устройств, а также контроль над работой иорданских специалистов. На торжественном открытии завода королем Абдаллой присутствовал глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Помимо сборки «Нашшаба» Jadara сегодня разработала счетверенную версию комплекса РПГ-32, которую можно устанавливать как на мобильные платформы, в частности, бронеавтомобили, так и применять в стационарном варианте. В ней использованы штатная телевизионная камера и тепловизионный прицел, разработанные белорусской компанией «БелОМО».

В качестве советника короля по военно-техническому сотрудничеству с Россией Марк Волошин одновременно лоббирует несколько совместных российско-иорданских проектов и не только в сфере ВТС. В 2015 году возглавляемая им компания Jadara занималась контрактом на модернизацию двух самолетов Ил-76МФ, поставленных в Иорданию еще в 2005 году. Эти машины эксплуатировались иорданскими летчиками и авиаспециалистами не лучшим образом. В итоге дошло до того, что оба самолета стали нелетными. После фактически двухлетнего простоя воздушных лайнеров король пригласил Марка Волошина к себе и дал указание привести их в порядок. Вскоре по указанию генштаба иорданских вооруженных сил компания Jadara заключила с ОАО «Ил» контракты на ремонт этих машин. Еще одним успешным совместным российско-иорданским проектом, реализованным при участии Марка Волошина, стала модернизация нефтяного порта в Акабе и его использование для транзита нефти из Ирака – проект, из-за которого иорданская пресса не перестает намекать на некие «непрозрачные» отношения между компанией Волошина Aqaba Gulf Capital (AGC) и представителями иорданской элиты.

Не будучи крупным торговым партнером России, Иордания тем не менее благодаря заинтересованности своего монарха и упорству российского предпринимателя сумела внести серьезный вклад в развитие отечественного ВПК, способствовав появлению на свет нескольких новых знаковых образцов вооружений.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы