Экономика

Довели до Страсбургского: дальнобойщики рассказали о том, что ждёт систему «Платон»

Многие дальнобойщики отказываются платить сбор за проезд по федеральным трассам: при этом они избегают штрафных санкций, пользуясь тем, что система взыскания штрафов за неуплату сбора «Платон» до сих пор не налажена. Сейчас по России проходит автопробег дальнобойщиков – десятки человек в разных города страны в открытую саботируют новую систему. Несмотря на недавнее решение Конституционного суда, признавшего законность этого сбора, самые активные перевозчики не собираются прекращать борьбу. Часть из них планирует повторно отправить жалобу в КС, часть – обратиться в Страсбургский суд. В качестве крайней меры активисты рассматривают вариант всероссийской забастовки водителей, которая ориентировочно намечена на начало осени.

Рекомендации и пожелания КС

Свой вердикт Конституционный суд вынес 31 мая: система «Платон» соответствует Конституции и международной практике. Это означает, что сбор отменять не будут.

У КС была только одна серьёзная претензия к системе. Там решили, что компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), являющаяся оператором системы «Платон», не имеет права на «нормотворческие» функции. Отныне определять, как водителям платить взносы, пользоваться бортовыми устройствами, информировать систему об отклонении от маршрута и прочее будет не оператор, а правительство России. Впрочем, как тут же заявили представители РТИТС, этим правом компания и так не пользовалась.

Справка: Компания РТИТС на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, ещё на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха».

Все остальные замечания к системе КС выразил в виде пожеланий. Поскольку РТИТС был назначен оператором без конкурса, в КС посчитали не лишним уточнить критерии выбора оператора системы.

Также КС посоветовал правительству России «чрезмерно не обременять» грузоперевозчиков платежами. В частности, предложил вычитать сбор по «Платону» из транспортного налога, повышать его только с помощью федеральных законов, а также давать водителям время на адаптацию.

А самим дальнобойщикам КС порекомендовал оспаривать штрафы за неуплату проезда в суде в случае, если к нарушению привели непредвиденные обстоятельства. Впрочем, Кодекс об административных правонарушениях этого и ранее не исключал.

До Страсбургского довели

По словам одного из лидеров протестов дальнобойщиков, председателя совета профсоюза «Дорога жизни» Александра Расторгуева, на другое решение КС дальнобойщики особенно и не рассчитывали.

– Мы очень слабо верили в то, что КС примет какое-то другое решение. Мы прекрасно понимали, решение будет принято не в нашу пользу. Суд встал на сторону олигархов и вынес несправедливое решение, – отмечает он.

Александр Расторгуев напоминает, что сейчас владельцы фур весом свыше 12 тонн вынуждены платить за дороги три раза: за акциз на топливо, который должен идти на ремонт и строительство дорог, транспортный налог, который также должен идти на дороги, и новый сбор по системе «Платон».

– Этот сбор вообще никто, никак не просчитывал, просто министр Соколов сказал, что одна фура разбивает асфальт, как 60 тысяч легковых машин. Потом у него звучала цифра в 40 тысяч, сейчас он остановился на 20 тысячах легковых автомобилей. То же самое по колейности на дорогах: нам пытаются доказать, что колея на трассах – от грузовика, но грузовик не помещается в эту колею, – возмущается организатор протестных акций.

По оценке перевозчиков, сейчас в России порядка 2 миллионов дальнобойщиков, из них частных перевозчиков, по которым и бьёт в первую очередь «Платон» – несколько сот тысяч. По словам Александра Расторгуева, в среднем «Платон» обходится дальнобойщику в 300-400 тысяч рублей в год.

– Но может быть и больше, всё зависит от того, сколько километров проезжает фура. Наше правительство и министр транспорта думают, что фура в месяц проезжает 7-8 тысяч километров, но эти цифры взяты с потолка. Фура проезжает по 80-100 тысяч километров в месяц: умножьте этот километраж на 1,53 рубля, в месяц получается почти 150 тысяч рублей. Это всё идёт из кармана дальнобойщика, – рассказывает активист.

Platosha 1Митинг против «Платона»: «Ты разбудил злого водителя»Теперь в планах у дальнобойщиков – обращение в Страсбургский суд. Инициатор – «Межрегиональный союз водителей-профессионалов» (МПВП), к которому пару недель назад примкнул профсоюз дальнобойщиков и таксистов «Дорога жизни СЗФО», образовавшийся в начале марта этого года («Дорога жизни» стала представителем МПВП в СЗФО). Также, по словам Александра Расторгуева, к началу осени возможна крупная водительская забастовка.

– Наше требование осталось прежним – отмена «Платона». Мы сейчас будем обращаться в суд в Страсбурге. Мы понимаем, что решение КС окончательное: мы попытаемся остановить это решение через Страсбургский суд. Нас просто выталкивают к общероссийской забастовке, к очередной акции протеста. Люди, которые хоть как-то верили в справедливость в КС, сейчас окончательно поняли, что пользы от него никакой, у нас остаётся только одно – забастовка. Я пока не могу сказать, когда она будет, сейчас всё это будет планироваться: летом – как пойдёт, но к осени, перед выборами – это 100%, – говорит он.

Многие дальнобойщики отмечают, что они до сих пор не платят за проезд по федеральным трасам. Не платить удаётся за счёт того, что система взимания штрафов до сих пор не налажена. Система «Платон» работает так: водитель получает специальное бортовое устройство, которое ставит на лобовое стекло, вносит определённую сумму денег в систему и едет. На трассах стоят специальные машины с датчиками: когда дальнобойщик проезжает мимо этих машин, датчики считывают данные с его фуры, считается километраж, после чего списываются деньги. Если у перевозчика нет бортового устройства, он просто проезжает мимо: его данные нигде не фиксируются, так как у «патрульных» машин системы «Платон» нет единой базы с ГИБДД.

– Если дальнобойщик едет без прибора, они ничего не могут сделать: они видят номер машины, но не могут по номеру вычислить владельца, так как у них нет доступа к базе ГИБДД. Поэтому многие водители не ставят эти приборы и не подключают. Но если «Платону» дадут эту базу, водителя будет очень легко отыскать. За это просто пока не взялись конкретно. Как только возьмутся конкретно, заставят платить всех. А наше государство заставлять умеет, особенно выбивать деньги. Уже сейчас, как мы видим, что ГИБДД, выезжая на дороги, проверяет в основном грузовые машины, – рассказывает организатор протестных акций.

Стоит отметить, сумма штрафа сейчас составляет 5 тысяч рублей, изначально была в десятки раз выше.

– До наших акций штраф был 500 тысяч рублей за одно нарушения, за два нарушения – миллион рублей. После того, как мы в ноябре на 600 машинах приехали к Смольному, штраф был понижен в сто раз – до 5 тысяч рублей, – говорит Александр Расторгуев, отмечая, что, по его информации, пока что ещё никого за это не штрафовали.

Собрали за «зарплату» РТИТС

31 мая в РТИТС сообщили, что система «Платон» собрала с большегрузов порядка 8,5 миллиарда рублей – это меньше, чем изначально прогнозировали чиновники. Минтранс сначала заявлял о том, что «Платон» за год соберёт 60 миллиардов рублей, сейчас речь идёт о сумме в 20 миллиардов рублей. За оставшиеся до конца года семь месяцев необходимо собрать ещё 11,5 миллиарда рублей.

– Из этой выручки каждый год должно отдаваться по 10 миллиардов рублей фирме ООО «Рога и копыта» имени Ротенберга на содержание «Платона». Они сейчас заработали 8,5 миллиарда: нужно ещё как-то заработать 2 миллиарда, чтобы отдать Ротенбергу, а потом уже только заработают то, что, возможно, пойдёт на дороги. Сумма в 8,5 миллиарда уже говорит о том, что они не справляются, учитывая самые ранние прогнозы по сборам, – говорит Александр Расторгуев.

По официальным данным РТИТС, в системе зарегистрировано уже более 250 тысячи перевозчиков, в парке которых находится порядка 725 тысяч транспортных средств, на учёте системы находится 458 тысяч бортовых устройств и уже оформлено 7,7 миллиона маршрутных карт.

Александр Расторгуев ко всем этим цифрам относится скептически.

– Количество зарегистрированных вообще ни о чём не говорит. Могут зарегистрироваться, положить этот «Платон» в бардачок и даже не включать его. Я знаю, многие организации так делают, как-то договариваются с «Платоном»: получают бортовое устройство, отчитываются, что получили, но не используют, – отмечает он.

0 7 3bf9306065

Еще раз в КС

По словам другого лидера протеста дальнобойщиков, председателя общественного движения «Объединение перевозчиков России» (ОПР) Андрея Бажутина, сторонники ОПР планируют подготовить ещё одну жалобу в КС, но грамотнее составленную.

Жалобу на сбор в КС отправляла думская фракция КПРФ: они сетовали на то, что «Платон» является дополнительным налогом, вопреки Конституции не обозначенным в Налоговом кодексе. По словам Андрея Бажутина, с самого начала было понятно, что «Платон» – это не налог, а сбор, поэтому в новом запросе акцент будет делаться совсем на другое.

– Существует статья Конституции №74, которая регламентирует, что у нас запрещены пошлины и сборы, в частности, за перемещение товаров и услуг по территории РФ. Мы пообщаемся с юристами и будем обращаться в суд, ссылаясь на эту статью, – говорит Андрей Бажутин.

Platosha 2Дальнобойщики: мы хотим оставить акциз и изменить мнение общественностиПо его словам, популярные раньше «улитки» (когда больше грузы ехали медленнее, чем нужно, образуя затор) оказались неэффективными, поэтому активисты «Объединения перевозчиков России» решили прибегнуть к другим формам мирного протеста. Одной из таких форм стал автопробег.

Ранее, 27 мая, 4 фуры и 30 легковых машин отправились из Санкт-Петербурга в автопробег по России против системы «Платон». Дальнобойщики планируют доехать до Москвы: сейчас они находятся в Армавире, вчера были в Ростове-на-Дону и в Краснодаре.

– Между регионами и городами у нас едет немного фур, так как это затратное мероприятие. Но в самих городах к нам присоединяются наши коллеги, и мы едем все вместе. Потом они остаются, а мы едем дальше – так из города в город. Мы едем по федеральным трассам и фиксируем все недостатки покрытия и инфраструктуры. Сбор не платим, потому что мы против «Платона». Мы всем водителям разъясняем, что эта система не налажена, поэтому смело ездите, штрафов не будет, – рассказывает организатор автопробега Андрей Бажутин.

После того, как недостатки будут зафиксированы и проанализированы, дальнобойщики будут обращаться во все суда и инстанции, в том числе и в Минтранс, с требованием учесть их предложения по исправлению недостатков дорожного покрытия и инфраструктуры. Если в Минтрансе их предложения не будут услышаны, тогда ОПР будет продумывать акции протеста. Главное требование дальнобойщиков остаётся неизменным.

– У нас принципиальная позиция по «Платону» – надо отменять его полностью. Для нас всё это даже не обсуждается, – подчеркивает Андрей Бажутин.

Напомним, система взимания сборов с машин весом более 12 тонн «Платон» действует в России с осени 2015 года. По задумке, этот сбор должен возместить вред, который дальнобойщики наносят федеральным трассам. Многие  дальнобойщики считают этот сбор избыточным и незаконным. Акции протеста дальнобойщиков начались ещё до введения сбора, самый пик протестов пришёлся на начало декабря, когда протестующие приехали в Москву на фурах и разбили лагерь в подмосковных Химках. Лагерь простоял до мая. Было создано несколько профессиональных объединений, в частности, «Объединение перевозчиков России» и «Дорога жизни», которая недавно примкнула к уже существующему профсоюзу водителей – «Межрегиональному союзу водителей-профессионалов».

Протесты водителей продолжаются до сих пор. Водители жалуются не только на финансовые убытки из-за сбора, но и на технические недостатки в системе. В частности, были жалобы на работу бортовых датчиков, которые неправильно высчитывали маршрут и расстояние.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы