Экономика

На границе «турецкие санкции» уже начались

Несмотря на то, что запрет на турецкие продукты вступит в силу только 1 января 2016 года, российские таможенники продолжают вести усиленный контроль за грузами из Турции. Как и любое другое ведомство (вспомним Минсельхоз, обнаруживший 15% некачественной турецкой сельхозпродукции сразу же после обострения отношений с Турцией), таможня хочет отличиться: «Санкции еще не введены, а мы уже накажем». Самое неприятное в этой ситуации не то, что это выглядит смешно (вчера товары из Турции были хорошими, а сегодня - плохие), а то, что страдают из-за этого чиновнического рвения россияне. В частности, российские предприниматели, которые уже оплатили импортные продукты, но не могут их спокойно ввезти в Россию

 

Выслужиться по полной

В отношении грузов из Турции по-прежнему действует 100% таможенный досмотр. По словам источников, знакомых с ситуацией, особое бдение российские таможенники проявляют в московских аэропортах, в порту Новороссийска, а также в ряде российских приграничных регионов. Между тем, сами таможенные органы тщательные проверки официально пока не подтверждают.

- Импортеры и таможенные представители начали испытывать трудности при оформлении импортных товаров из Турции, начиная с 25 ноября этого года. Сотрудники ФТС в рамках системы управления рисками проводят досмотр 100% товарных партий из Турции в местах таможенного оформления. Также производится отбор проб и образцов, которые отправляют на исследования в таможенные лаборатории, а сам выпуск продукции происходит только под обеспечение уплаты таможенных платежей, - перечисляет все радости нынешней жизни генеральный директор FM Logistic Customs Алексей Мисаилов.

Безусловно, все эти задержки приводят к дополнительным финансовым расходам. По словам учредителя транспортно-логистической компании V.I.G. Trans Игоря Ребельского, за день простоя фуры на границе или таможенном посту заказчик доплачивает порядка 100 евро.

- Сейчас больше недели можно потерять только на границе. Далее, когда товар приходит на место таможенного оформления, процедура повторяется еще раз, - отмечает бизнесмен.

Ранее в отношении турецких продуктов действовал режим «зеленого коридора», теперь, чтобы пройти контроль – с учетом образовавшихся очередей – можно потерять до полутора недель. Для скоропортящегося товара это не проходит бесследно. При этом испортиться успевают и товары нетурецкого происхождения, потому что очереди на досмотр - общие.

Очень многие предприниматели, столкнувшись с проблемами на границе, стали отменять свои поставки из Турции. По словам бизнесменов, бывало, что и морские суда, прибывшие в Россию, отправляли обратно.

- Все это приводит к дополнительным расходам для клиентов и увеличению сроков поставок. В Новороссийске суда из Турции разворачиваются и идут обратно. Конечно, никто не хочет, чтобы на них таможня отрабатывала политическую ситуацию, поставки отменяют, - рассказывает другой представитель V.I.G. Trans, руководитель департамента таможенного оформления Джамал Давиташвили.

Впрочем, взять и отказаться от уже оплаченного турецкого груза не так просто: как правило, в договорах не прописывают возможность возврата качественного товара «просто так».

- Возврат в связи с чем? В связи с тем, что таможня под любыми предлогами тянет с таможенным оформлением? Под форс-мажор это явно не подходит. Или в контракте можно прописать, что покупатель в любое время может вернуть товар без объяснения причин такого возврата? – жалуется один из участников ВЭД на тематическом форуме.

«Это не СУР, а скотство»

Предпринимателей возмущает, что под «прицелом» оказались они, а не те, против кого путинские санкции должны были быть направлены. Именно они теряют время и деньги, а не турецкие партнеры, которые уже получили плату за товар и напрочь забыли о грузе.

- Для непонятливых: если в порту сгнил оплаченный российским предпринимателем контейнер с мандаринами - это ущерб для России, а не для Турции, - пишет российский участник ВЭД

- Уже оплаченные и принадлежащие нашему предпринимателю товары - это ресурсы нашей страны. Уничтожение таковых ресурсов усилиями таможенников - это нанесение ущерба стране. Это либо глупость (хотелось бы верить) - либо, что тоже допускаю – предательство, - жалуется другой бизнесмен.

Gl 2За конфликт с Турцией расплатятся малоимущие россияне

Шито белыми нитками

В принципе российская таможня уже привыкла работать по такой схеме: как только Кремль портит с кем-то отношения - тут же на границе выстраивается вереница фур из Литвы, Украины и так далее.

- Во время обострения политических отношений с Украиной и Литвой можно было наблюдать аналогичную ситуацию. Тогда товары и перевозчики из этих стран также подвергались ужесточенным проверкам со стороны ФТС, вследствие чего значительно увеличились логистические расходы, а именно: простои, расходы на склады временного хранения, корректировка таможенной стоимости, классификационные решения и даже отказы в выпуске, - вспоминает Алексей Мисаилов.

- Самое печальное, что такой результат оказал негативный эффект на российских участников ВЭД, - резюмирует бизнесмен.

Впрочем, негативный эффект санкции оказывают не только на российских предпринимателей, но и на покупателей. В преддверии праздников цены на продукты, в частности, овощи и фрукты начинают расти, - эмбарго еще больше усугубляет эту ситуацию.

По оценкам некоторых экспертов, в 2016 году рост цен на продукты в России может достигнуть 10%, что почти в два раза больше, чем прогнозируют власти.

Напомним, 1 декабря текущего года правительство опубликовало перечень продуктов из Турции, запрещенных к ввозу в Россию. Всего 17 позиций, в основном это овощи и фрукты: помидоры, огурцы, лук, мандарины, апельсины, виноград и яблоки. Помимо этого в список попали мясо курицы и индейки, свежие гвоздики и соль. Санкции против Турции были введены в связи с атакой турецких ВВС на российский бомбардировщик Су-24.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы