Таможня

Рецепт от таможни: как «быть в шоколаде» при любом раскладе

Спасибо, что вы есть...

Пожалуй, впервые за двухлетнюю историю существования ИАИ "ПРОВЭД" таможня отреагировала на материал, прислав в редакцию свое видение происходящих процессов, статью,  которой мы с удовольствием поделились  с читателями на страницах издания. Вроде бы, не эпохальное событие, скорее,  некий ответ на призыв к диалогу на открытой всем желающим площадке, но все равно приятно. За это отдельное спасибо.

Теперь по сути. Главный смысл статьи "ПРОВЭД" был в том, что таможня на протяжении нескольких лет так и не смогла определиться, как и, собственно, зачем она собирается внедрять предварительное информирование в морских портах. К сожалению, пресс-служба СЗТУ так и не дала ответа на этот вопрос, по сути, прокомментировав один лишь заголовок и последний абзац двухстраничного материала. Прошедшая на прошлой неделе в Балтийской таможне встреча таможенников (при участии Станислава Шкленского) с морскими агентами лишь в очередной раз высветила глубину проблем, к которым таможня по-прежнему не знает, как подступиться.

Теперь про «Морской портал». «Суть в том, что информация о прибывающем судне и товарах    будет направляться в таможенные органы заблаговременно, до прихода судна в порт. Это позволит более эффективно планировать график обработки судов, грузовые работы в порту, рационально использовать складские площади», - пишут таможенники. На наш взгляд, слишком упрощенный взгляд на функционал портала. Особенно,  если учесть, что таможенникам вообще «по барабану» и грузовые работы, и складские площади – это забота операторов терминалов, которые, кстати, пока не проявили должного внимания к работе данного программного продукта, поскольку у них самих все это давно налажено и отработано.

Что касается методики Doing Business, о которой мы тоже писали неоднократно. Конечно, можно по-разному к ней относиться. Например, упомянутый СЗТУ показатель  - 21 день. С момента прибытия судна в порт до момента выгрузки на московском складе импортера, при условии старания всех участников процесса, согласитесь, это явный перебор. Тут бы спросить экспертов, которые формировали показатели, отвечая на анкету DB, откуда такие цифры. Но при внимательном прочтении списка таковых за 2013 год выяснится, что спрашивать-то особо и некого: мы обнаружили в нем лишь 5 компаний, которые хоть как-то имеют отношение к сервису в области международной торговли, но, видимо, погоды в рейтинге не делают.          

Впрочем, согласимся с СЗТУ, таможенники за прошедший год существенно улучшили свои показатели по срокам выпуска, что отмечают, пожалуй, все участники рынка. Так, по имеющимся у нас данным, в течение срока, установленного ст. 196 ТК ТС, в первом квартале 2014 года Балтийская таможня выпустила 85% грузов, а среднее время оформления составило 20 часов. Это, конечно, не 15 часов, на которые ссылается СЗТУ, но не будем забывать, что продолжительность рабочего дня на таможенных постах установлена в  12 часов, а значит, таможня по-прежнему на себя оттягивает два дня. Это опять же к вопросу, как считать.

А считать таможенники умеют. Для примера,  в привязке к методике DB оценивается не только деятельность таможен, но и ее главного руководителя. Причем, если сами показатели установлены решением Правительства РФ, то вот формирование методик их подсчета отдано на откуп самой службе. Совсем недавно, 15 мая вышел приказ ФТС № 895 «Об утверждении методик расчета определения значений показателей  для оценки эффективности деятельности руководителя Федеральной таможенной службы по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».  Не будем подробно останавливаться на нем, поскольку  он довольно скучноват для обывателя. Но, если начать разбираться в деталях, то сразу бросится в глаза, что  методики расчета показателей составлены таким образом, что руководитель всегда будет «в шоколаде», при любом раскладе.

Например, показатель "Предельное количество документов, необходимых участнику внешнеэкономической деятельности для пропуска товаров через границу при импорте", при расчете которого, согласно методике, не учитываются:

- товары, перемещаемые лицами,  осуществляющими внешнеэкономическую деятельность не менее 1 года, оформляющие менее 6 поставок в год;

- товары, которые являются опасными  и включают предметы военного назначения, требуют охлаждения или иных особых условий транспортировки, подлежат документальному санитарно-карантинному, карантинному фитосанитарному и ветеринарному надзору,  либо к которым применены специальные требования в отношении безопасности для окружающей среды помимо общепринятых международных стандартов;

- рисковые товары или требующие дополнительной проверки заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, стране происхождения, классификационном коде товара по ТН ВЭД ТС ввиду недостаточного либо недостоверного заявления соответствующих сведений в ДТ;

- преференциальные  товары;

- подакцизные товары, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них.

И главное: в расчете показателя учитываются лишь поставки, отвечающие типовым ситуациям  для индикатора "Международная торговля", заложенного в основу исследования Всемирного банка "Индикаторы ведения бизнеса" (Doing Business). Напомним базовые условия: перемещение 20-ти футового контейнера весом 10 тн и стоимостью 20 тыс долл. в столицу через ближайший морской порт.

Как вы думаете, сколько таких грузов пройдет через все эти фильтры? Как показывают наши расчеты - не более полутора процентов. Иными словами, при оценке деятельности таможни учитывается лишь крайне незначительная часть декларационного массива, и, соответственно, результат ее изначально не может быть признан корректным. Ну, это так, информация к размышлению. Как говорит Иван Ургант в своем вечернем шоу: «Работаем!»   

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы