Экономика

«Книжный» – трехактная пьеса о хорошей еде

Два бизнесмена из Ростова-на-Дону Евгений Литвиненко и Артур Акопов решили создать что-то интересное, свежее, объединив кофейню, ресторан, книжную лавку и культурную площадку. Так появилось заведение под названием «Книжный». Предприниматели рассказали о своем бизнесе в специальной рубрике ПРОВЭД Small Business Story.

 


Пьеса из трех актов

Оба ростовчане, оба молоды и амбициозны. Артур закончил РГУПС, Евгений – Высшую школу экономики. Евгений жил в Европе и Москве, занимался многими проектами, в частности, хорекой. Артур все это время был в родном городе, занимался разными видами бизнеса и наукой.

– Это наш собственный концепт из идеологической, финансовой и административной составляющих, расписан самостоятельно от первого до последнего момента. Для нас это не только бизнес, но и идеология. Нам хотелось сделать эстетический проект, потому что «Книжный» – это привязка и к книгам, и к искусству, мы позиционируем себя как гастрономическая площадка с культурным наполнением, – говорит Евгений Литвиненко.

Идея родилась у Евгения еще в Москве, где он с товарищем открывал небольшую кофейню. Просто клишировать опыт было неинтересно, поэтому вместе с другом и соинвестором решил реализовать его в новом качестве. Выбрали Ростов: это не только родина, но здесь еще иной инвестиционный фон.

Следуя интеллектуальной концепции, ребята даже этапы бизнес-плана называют театральным словом акт. Первый акт – кофейня и книжная лавка – реализовался в феврале. Здесь можно не только выпить кофе с кондитерскими изделиями, но и бокал вина. При этом почитать, купить или обменять книгу по системе буккроссинг: принес свою, поставил на полку, взамен выбрал понравившуюся.

– У нас только та литература, которую сами бы хотели видеть: нет деловой и учебной, в основном художественная, книги по искусству, литература в оригинале (на языке носителя более 500 экземпляров). Цены мы стараемся удерживать ниже, чем во многих магазинах. Неожиданно для себя чуть больше чем за 1,5 месяца работы мы получили хорошую посещаемость и продажу книг, – рассказывает Артур Акопов.

Второй акт стал сюрпризом, его открытие 8 апреля стало неожиданностью даже для постоянных посетителей. Была дверца, на ней штора, все думали, что там какие-то подсобные помещения. Оказалось, продолжение – ресторан авторской кухни с залом на 700 квадратных метров.

– Мы территориально собираемся расширяться, в этом помещении есть нижний этаж еще на 200 квадратных метров, там идет работа, и она близка к завершению. Что это будет, пока секрет, можно только сказать, что это 3-й акт. Есть планы, идущие еще дальше, и работа ведется, но пока нам бы хотелось это оставить в тайне, – говорит Артур.

 

 

Креативное меню

– Мы постарались подобрать вина, которых больше нет в городе, – продолжает знакомство с гастрономической площадкой Акопов. – У нас прекрасный шеф-повар, он знает классическую французскую и азиатскую кухни, но в каждое блюдо вносит свое новаторство. Даже всем известная паста с грибами имеет фирменный стиль – подается с грибами шиитаке и свежей малиной, это интересное сочетание. Меню сезонное, оно будет меняться каждые 3-4 месяца.

Но при этом они не претендуют на высокую кухню, не делают заявок на мишленовский уровень, а просто хотят, чтобы было вкусно. Например, стейки из мраморной говядины не обжаривают, а готовят по технологии су-вид – при контролируемых низких температурах при длительном времени. Из двух поставщиков мяса один – местный, они вообще нацелены на донского производителя. Так, в рыбном меню ушли от классического тунца и лосося; но красную рыбу народ любит, поэтому остановились на дальневосточной нерпе. Из местной рыбы выбрали пиленгас, который водится в Азовском море.

Цены вполне доступны посетителю со средним достатком. Порция того же пиленгаса стоит 450 рублей. Стейки дороже – от 1700 до 2500 рублей.

Оригинальность – их главное кредо, поэтому свои придумки во всем. В кофейне, к примеру, кофе подают в стаканчиках не просто со специфическим дизайном. Каждому выбирается наклейка, на ней цитата того или иного известного человека. Это как предсказание в конфетах и печенье.

Учредители утверждают, что «Книжный» – это работа команды, в которой задают тон специалисты: шеф-повар, шеф-бармен, шеф-сомелье, шеф-бариста. Они все молоды, постоянно совершенствуются.

– Мы стараемся их не ограничивать в творчестве, не ставим рамок и доверяем их профессионализму, – говорит Артур Акопов.

 

 

Три тонны мебели из Москвы

Дизайн помещения – вот где разгулялась буйная фантазия инвесторов и их друзей, семейной пары архитекторов-дизайнеров. Раньше на этом месте был культовый для ростовчан бар, с ним невольно могли сравнивать новое заведение, поэтому важно было отделиться от этого шлейфа.

– Здесь много ручной работы, даже физического труда. Например, стена на сцене из натурального дерева, для пропитки тонирования использовались немецкие масла, на стенах – штукатурка, ручная роспись. Здесь разные стили, всего понемногу: лофт, барокко, в элементах использованы живое дерево, патина, чугун, позолота. Светильники ручной работы на металлическом каркасе, люстры из книжных страниц, – рассказывает Артур.

Причем не стилизованные, а настоящие страницы книг. Для соблюдения противопожарной безопасности листы и другие книжные элементы декора пропитаны специальным раствором – рукописи здесь в прямом смысле не горят. И не нагреваются светодиодными лампами. Три тонны мебели, по словам Акопова, купили и привезли из Москвы. У некоторой – вековая история. Например, подстолье 1765 года изготовления.

 

 

Родителей-олигархов нет

Стоимость проекта предприниматели оглашать не хотят, сказали лишь, что использовали личные инвестиции, а также минимальное количество заемных средств.

– Мы работаем, у каждого из нас есть другой бизнес, который ведем параллельно: у Евгения – ритейл, у меня – производство. У нас нет родителей-олигархов, нет нефтяного краника, но есть жесткие экономические просчеты, анализ рентабельности бизнеса. На точку безубыточности надеемся выйти не за один год. Я знаю примеры ресторанов, когда вложения, даже гораздо большие, чем наши, отбивались за год. У нас другой подход к бизнесу, на зарплатах мы не экономим, – отмечает Артур.

Даже, наоборот, пришлось потерять. Изначально под проект рассматривалось другое помещение, были подготовлены архитектурный и дизайн-проект, разработана инженерная система и уже приступили к воплощению. Но собственники не успели оформить все документы, чтобы сдать помещение в эксплуатацию. Пришлось отложить на полгода. Это привело к финансовым издержкам: около 200 тысяч рублей израсходованы за время отсрочки на зарплатный фонд, так как штат уже был сформирован (сейчас в штате порядка 40 сотрудников). Предприниматели говорят, что эта задержка пошла им на пользу – позволила лучше подготовиться.

Пока владельцы «Книжного» идут по плану, который сами себе составили. Им предстоит освоить еще одно помещение и реализовать культурную составляющую проекта. Они хотят проводить на этой площадке встречи с писателями, музыкантами, артистами. Не зря же уже «висит чеховское ружье» – сцена в зале ресторана. Рядом с нею театральный уголок, там размещена афиша Молодежного театра, партнеров «Книжного», и это только начало будущих совместных планов.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы