Экономика

Деньги есть? Медведев наобещал бизнесу дешевых кредитов

Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса под 6,5% годовых вошла в указ о «национальных целях до 2024 года», подписанный Владимиром Путиным 7 мая. Новость вызвала прилив энтузиазма у лидеров предпринимательского сообщества. Так, президент «Опоры России» Александр Калинин эту назвал меру долгожданной. Незадолго до этого о расширении«Программы 6,5», реализуемой Корпорацией МСП, объявил Дмитрий Медведев. Теперь получить дешевый кредит на инвестиционные цели от 3 миллионов рублей смогут и предприятия торговли, на которые льготы ранее не распространялись.

Сегодня государство выделяет субсидии ряду банков, среди которых – ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, Альфа-банк и другие, возмещая им недополученные из-за льготных ставок доходы. Взять кредит под 6,5% могут малые и средние сельскохозяйственные, обрабатывающие, строительные, транспортные, туристические, медицинские предприятия, а также фирмы, занимающиеся утилизацией отходов, общественным питанием и оказанием бытовых услуг. Впрочем, сам премьер отметил, что до сих пор воспользоваться программой могли не все. Почему? Эксперты, опрошенные ПРОВЭД, разошлись во мнениях.

 


Слишком крупные банки

По мнению Юрия Твердохлеба, кандидата экономических наук, доцента кафедры «Регулирование деятельности финансовых институтов» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, кредитная «Программа 6,5» существует, скорее, на бумаге.

– Не думаю, что сегодня можно говорить о «Программе 6,5» как мощной форме поддержки малого и среднего бизнеса. Если спросить у представителей малого бизнеса, имеют ли они возможность пользоваться ею, то, уверяю вас, большая их часть либо вообще не слышала о «Программе 6,5», либо сталкивается с серьезными проблемами, пытаясь получить по ней средства, – говорит эксперт.

По его словам, основная проблема программы в том, что в ней участвуют крупные банки, кредитующие малый бизнес по остаточному принципу.

– Крупные банки в меньшей степени заинтересованы работать с малым бизнесом, потому что, во-первых, это высокие риски, а, во-вторых, масштаб рисков и получаемая доходность несопоставимы. Крупным банкам гораздо интереснее работать со средними или крупными компаниями. А по-настоящему глубокие отношения у малого бизнеса складываются с небольшими и средними банками. Они больше, чем крупные банки, дорожат своими клиентами, понимая, что крупный бизнес – это не их клиент, – объясняет экономист.

 

Слишком безграмотный бизнес

Николай Калмыков, кандидат социологических наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС придерживается другого мнения: он связывает недостаточную востребованность «Программы 6,5» с безграмотностью самого бизнеса.

– Действительно, идет серьезная работа по поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе через инструменты Корпорации и банка МСП. Но, к сожалению, предприниматели зачастую просто не понимают, как получить кредит. Не все из них знают о программах. Не все доверяют возможности получить льготный кредит, опасаясь каких-то страшных последствий, нередко – выдуманных. Качество самих заявок оставляет желать лучшего. Например, у предпринимателя есть автомойка, и он хочет вторую. Он не изучал учебник по маркетингу, а сделал все «на коленке». Он занимается простой, прикладной предпринимательской деятельностью. Ему не до этого – он делом занят. И здесь специалисты должны ему помогать. Необходимо выстраивать консультационную поддержку, не только когда предпринимателя обучают на курсах. Нужно создавать автоматизированные сервисы, позволяющие подготовить пакет документов на кредитную заявку за него, – отмечает собеседник издания.

 

Как улучшить программу?

По мнению Юрия Твердохлеба, по-настоящему масштабной «Программа 6,5» может стать лишь в руках небольших банков, работающих с «соразмерными» им клиентами. А для этого Центробанк должен ослабить контроль над сектором.

– Подозреваю, что ЦБ гораздо проще вести эту программу через крупные банки – легче контролировать и администрировать, чем через сеть мелких и средних банков. Чтобы сделать кредиты более доступными, необходима работа по переформатированию работы надзорных органов, которые контролируют деятельность банков. Очень часто банки вынуждены сдерживать свои возможности по кредитованию из-за жестких требований Центробанка. Нужна либерализация деятельности банков по кредитованию малого бизнеса. Это позволило бы сделать «Программу 6,5» масштабной и гораздо более активно используемой, – считает эксперт.

Николай Калмыков видит выход в просвещении предпринимателей и облегчении процедуры оформления кредита.

– Без повышения грамотности самих предпринимателей мы не сможем реализовать весь потенциал, который заложен в данном инструменте. Но и саму систему надо максимально упрощать, переводя в формат одного окна, – добавляет он.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы