Экономика

«Класс труда»: как петербуржцы учат людей рукоделию и зарабатывают на этом

Необходимость выживать в период экономических потрясений не только держит жителей России в тонусе, но и наталкивает некоторых на интересные идеи. ПРОВЭД в рамках рубрики Small Business Story рассказывает о петербуржцах, которые придумали идеальное средство для профилактики стрессов и творческой самореализации городского жителя, а заодно и кластер рукодельников – мастерскую «Класс труда».

Тяжелая металлическая дверь с деревянной резной ручкой ведет в помещение, из которого раздаются жужжание и стук. Здесь столярные верстаки, циркулярные пилы, полировальные машины, доски, бревна и фанера, запахи древесины и краски. Но в этом шуме и древесной пыли идет четкая работа – у каждого своя: кто-то проводит мастер-класс, кто-то готовит детали для будущей вывески, а кто-то тестирует оттенки краски. Это «Громкий зал».

После по-настоящему громкого идет «Тихий зал», около сотни метров которого разделены на пространства для работы с кожей, тканью, стеклом, глиной. Да с чем угодно. И каждый может подойти к соседу и попросить о помощи: так, деревянную тумбу можно расписать узорами, а сделанную здесь же кожаную сумку – украсить ювелирным изделием. Здесь же и рабочее место Дениса Гутова. Вместе со своей женой Таей Богатыревой они создали этот коворкинг, мастерскую для работы и творчества «Класс труда».

Кризис как возможность

Всё началось в кризис 2008-2009 годов. Тогда Денис работал в банке, а Тая – в МТС. Обычные корпоративные сотрудники, они оба попали под сокращение кадров.

Ни я, ни Тая даже и не думали о своём бизнесе. Тая, сидя дома, в какой-то момент занялась рукоделием: куклы, цветочки, что-то совсем простенькое. А я после ухода из отдела по работе с вип-клиентами занимался финансовыми консультациями состоятельных людей, а для собственного удовольствия помогал финансовыми и маркетинговыми консультациями стартапам, хотя на этом я почти ничего не зарабатывал. Вместе с кризисом пришла и необходимость найти что-нибудь ещё, - вспоминает Денис.

К 2010-2011 годам, когда наступила эпоха надежд и медведевских инноваций, не зарядиться  энергией было сложно. К этому времени Денис ездил за вдохновением на форум «Селигер», стал своим во всех тусовках в Петербурге, которые в то активное и многообещающее время занимались популяризацией и продвижением инноваций и стартапов: Ассоциация бизнес-ангелов, клуб инноваторов ИТМО, бизнес-инкубатор «Ингрия»… Пару лет Денис был привлеченным консультантом у Санкт-Петербургской ассоциации бизнес-ангелов, помогал упаковывать приходящие к ним проекты, вырисовывать для них финансовые и маркетинговые планы. Даже попытался сделать свой небольшой IT-стартап – сервис доставки товаров из магазинов США и Китая, нечто похожее на смесь Blablacar и Uber. Но проект затух в течение года, не хватало ни времени, ни денег (кстати, через пару-тройку лет после этого стали появляться подобные идеи, но уже с инвестициями). Хоть бизнес и не выгорел, но Денис набрался опыта и познакомился с новыми людьми.

– Её хобби с этими тряпочками и заготовками разрослось настолько, что квартира стала напоминать мастерскую. Тая принимала участие в выставках, ярмарках и уже знала кучу ребят, которые занимались чем-то подобным. Я же постоянно помогал жене, что-то привозил-увозил, так или иначе попадал на эти ярмарки, видел, как все эти люди обмениваются опытом, общаются. Отсюда и возникла идея создать коворкинг для таких ребят, где бы они не только работали и общались, но и проводили для всех желающих свои мастер-классы. В начале 2012 года интернет-предприниматель Юра Лифшиц открыл в Петербурге крупнейший коворкинг для айтишников «Зона действия». Я общался с Юрой, видел, как создается его проект, так что это тоже подтолкнуло меня к созданию подобного пространства для рукодельников, - говорит Денис.

Однако денег на такой проект найти было еще сложнее, чем на стартап по доставке товаров: фокус инвесторов тогда был четко ориентирован на IT-проекты. Чтобы привлечь средства, нужно было сначала запуститься и показать, что проект жизнеспособен.

Однокурсник Дениса рассказал, что в США подобный формат мастерских уже успешно функционирует, так что изобретать велосипед не пришлось: оставалось только изучить схему их работы. В итоге Денис стал головой проекта, занялся его финансовой стороной и маркетингом. Тая привлекла мастеров-хендмейдеров. Не хватало только человека с техническим бекграундом, который взял бы на себя вопрос оборудования и обустройства. Таким человеком и стал рассказавший об американской модели коворкингов однокурсник.

Первый в России коворкинг для рукодельников

В начале 2013 года Денис нашел помещение на территории завода «Ленполиграфмаш». Тогда собственник площадки Кирилл Соловейчик решил развивать её как креативный квартал.

– Нас привели в трехэтажный заводской кирпичный корпус, который пустовал лет семь. Мы взяли 200 квадратных метров, а всего на этаже было около двух тысяч квадратов. Мы договорились на какие-то скидки по аренде: сначала чуть ли не бесплатно, а потом цена будет постепенно подниматься и ко второму году сотрудничества должна дойти до коммерческой. Там не было туалетов – торчала труба, не было розеток и света – торчали просто кабеля, были выбиты стекла, разваливались рамы, падала штукатурка. С февраля до конца мая мы делали ремонт. Нам помогали волонтеры. Взамен они получили возможность поработать в нашем коворкинге бесплатно, когда мы открылись. У меня был целый список, - вспоминает Денис.

Еще до открытия «Класса труда» ребята провели пробный бесплатный для посетителей фестиваль мастер-классов в «Зоне действия». Тая позвала своих знакомых рукодельников, а Денис договорился, что если всё пройдет успешно, то следующий такой фестиваль можно будет проводить за деньги.

Всё вышло удачно благодаря тому, что у нас были хорошие знакомые, которые были готовы помогать, - уверен Денис. – Кроме ребят из «Зоны действия», есть еще девочки из коммуникационного агентства NextMedia, Эльнара и Катя, которые одними из первых начали заниматься SMM-продвижением ВКонтакте. Они дали несколько советов по продвижению. Мы писали о своем мероприятии в соцсетях, разослали информацию о фестивале своим знакомым, всё это стали активно репостить. В результате за пару-тройку недель у нас появилось около тысячи человек в группе, а на само мероприятие в течение дня пришли около 200 человек. То есть мы не платили за рекламу.

Официально «Класс труда» открылся в мае 2013 года и стал первым в России коворкигом для тех, кто работает руками. Из-за медийного шума вокруг открытия в первые несколько месяцев удалось привлечь первых резидентов, а летом 2013 года со своими мастер-классами «Класс труда» начал участвовать во всех возможных городских фестивалях.

Постепенно на «Ленполиграфмаше» начал создаваться целый креативный кластер, цех мастеров, креативных ремесленников. Туда приходили те, кому не подходил формат коворкинга, кому нужно было свое пространство, поэтому они организовывали свои мастерские рядом.

– Мы заняли часть этажа. У нас тогда был творческий трэш. Мы умудрялись проводить какие-то мероприятия, ресторанные дни, кинопоказы. И народ стал туда ходить. Если бы мы прожили там еще какое-то время, мы неплохо бы раскачали площадку в формате на стыке ремесленничества и искусства, - говорит Денис.

На девятый месяц работы «Класс труда» вышел на операционную окупаемость, а деньги от посетителей, мастер-классов и заказов позволяли отбивать льготную аренду в 400 рублей за квадратный метр. Но когда пришло время перейти на полную ставку, которая составила 700 рублей за квадрат, оказалось, что денег не хватит. Мониторинг окрестностей в пределах километра показал, что 400 рублей – это средняя цена за квадратный метр, поэтому весной 2014 года «Класс труда» переехал в здание газгольдера на Газовой улице. Теперь мастерская соседствует через стенку с фотостудией и швейным производством, а первый этаж делит с ребятами из клуба кросс-фита, которые занимаются антигламурными спортивными тренировками.

Финансовый вопрос

Инвестиций как таковых в самом начале не было. Мы, основатели проекта, потратили 50-100 тысяч рублей личных средств. К осени 2014 года мы поняли, что если не вкладывать дальше деньги, то нельзя будет прожить. Нужно платить аренду, докупать инструменты. К этому моменту наш третий партнер вышел из проекта. А нам с Таей ничего больше не оставалось, как продать квартиру, которая была в ипотеке. Я закрыл на эти деньги кредит, а оставшихся денег хватило, чтобы расплатиться с долгами по аренде, докупить инструменты, вложить средства в развитие площадки и отложить нам с Таей на год съема квартиры и на еду. То есть после переезда в проект ушло ещё 300-400 тысяч рублей. Теперь обратного пути не было. Мы поняли, что нужно либо зарабатывать себе на жизнь и функционирование мастерской, либо всё это закрывать. Мы выбрали первое, - вспоминает Денис.

Если «Класс труда» раньше называли проектом самозанятости, то теперь он не только окупается, но и обеспечивает работой мастеров и администраторов. Площадка развивается по четырем основным направлениям: непосредственно коворкинг, работа с заказами, мастер-классы и работа с детьми.

Месячный абонемент для коворкера обойдется в 7 тысяч рублей, час работы – 200 рублей. Здесь у каждого будет своё место и можно пользоваться всеми инструментами, но есть несколько правил: не бери чужого и клади всё на место.

Мастер-классами занимается Тая: она находит мастеров и записывает тех, кто желает чему-то у них научиться. При этом, как показывает практика, не каждый рукодельник сможет провести качественный мастер-класс, поэтому каждого приходится долго тестировать и проверять.  Цены на занятия варьируются от двух до десяти тысяч рублей в зависимости от того, чему человек хочет научиться, и на сколько дней рассчитан курс.

– Мы, конечно, не можем всему обучить. Например, мы не можем сделать кузню или проводить мастер-классы по вязанию или кройке и шитью. Но здесь должны сойтись не только физическая, но и экономическая целесообразность и возможность. Если мастер-класс можно посмотреть в интернете, то люди не готовы будут платить за него какую-то существенную сумму. Количество усилий и всевозможных затрат по набору группы за 500-600 рублей и за 3 тысячи рублей для человека абсолютно одинаково. А ведь не только мы, но и мастер должен получить какие-то деньги за эти занятия. Так что мастер-классов за 300 рублей у нас не будет, но и что-то сильно дорогое мы тоже не проводим. Ведь если берешь большие деньги за что-то, то и выдавать нужно что-то уникальное. Поэтому мы не называем наши курсы по дереву курсами столярного мастерства. Столярному делу можно обучиться в школе «Рубанков нет», где ученики пользуются дорогим инструментом, а преподают настоящие профи, которые возрождают культуру столярного мастерства. Мы же этим не занимаемся.

Еще одна статья доходов «Класса труда» – это работа с заказами. Их выполняют резиденты, число которых варьируется от 15 до 30 человек. Для небольшого заказа Денис рекомендует кого-то из мастеров, а при серьезном занимается им сам как проектный менеджер и подряжает специалистов.

- Мы почти нигде не рекламируем, что что-то мы делаем на заказ. У нас нет портфолио, всё держится на сарафанном радио. Нам присылают картинку, если что-то похожее есть в Икее, то проще там и купить. Потому что если мы будем это делать, то выйдет и дольше, и дороже, как и любой ручной труд, - объясняет Денис.

Новое направление – это мастер-классы для детей. Малыши пытаются делать себе игрушки и знакомятся с инструментами и материалами. Здесь, как говорит Денис, есть куда копать: «У нас есть возможность еще немного расширить территорию, но, понимая опасность экономического положения в стране, я отказываюсь от этого. Я отказываюсь от экстенсивного пути развития. Интенсивный путь – да. Поэтому, ближе к осени откроется отдельный зал для детских мастер-классов».

Кому это нужно

Как ни странно, но в «Класс труда» чаще приходят женщины, их 60-65% от всех посетителей. Дело здесь не только в том, что по статистике женщин больше, но и в том, что они, как говорит Денис, в принципе более активны. Так, достаточно велик и процент тех мужчин, которые пришли в мастерскую под влиянием своих женщин, которые здесь уже были. Женщины же чаще занимаются и детьми. Так что детское направление не столько для малышей, сколько для их родителей, ведь обычно человек не всегда начнет для себя искать дополнительное развлечение. Но всё меняется, по словам Дениса, когда они приводят своих детей, а потом узнают, что здесь и взрослые могут заниматься.

– Наша основная задача – это вовлечение, - говорит Денис. – Например, работает человек в офисе, и ему хочется попробовать что-то сделать руками. Он ещё не знает, что ему подойдет – кожа, дерево, керамика, ткани, стекляшки или железки. Так, люди приходят к нам, пробуют несколько мастер-классов, а потом берут абонемент, и занимаются тем, что больше всего его зацепило. Впоследствии кто-то из этих людей может и вовсе арендовать у нас место. Так и работает наша воронка виральности, наше сарафанное радио. Это то основное, что дает нам прирост аудитории. Мы не тратим денег на рекламу. У нас есть контент-маркетинг в группах и на сайте. Максимум, что я трачу на рекламу – это печать тысячи флаеров для раздачи на фестивалях в течение полугода.

Денис вообще не очень любит рекламу и лишнюю огласку. Так, «Класс труда» находится на достаточно закрытой территории. Денис считает, что так безопаснее: если бы двери и окна мастерской выходили на улицу, и была бы большая яркая вывеска, то сюда чаще бы заглядывали с проверками. Пока же никаких проблем ни с проверками, ни с властью не было: «Мы совсем маленький тараканчик, мы никому не нужны. Ну и слава богу».

Не любит Денис кричать и о благотворительности. «Класс труда» помогает благотворительному фестивалю «День яблок», организациям AdVita и «Антон тут рядом», приюту для животных «Ильинка». Хоть и не делают это систематически.

– Те, кто знает, что у нас можно что-то попросить, они обратятся. Кричать о том, что я занимаюсь социальной ответственностью бизнеса, это бред, считает Денис. – А вообще мы про коммерцию. Мой интерес – это городской житель. Есть стрессы мегаполиса, и один из видов уйти от этих стрессов – не в бар пойти или на хоккей посмотреть и попить пива, а прийти к нам и что-то поделать руками. Поэтому мои конкуренты – это кино, футбол и бары. Мы понимаем, что в тратах людей мы не предмет первой необходимости. Единственный наш ответ кризису – это добавлять что-то новенькое и стараться максимально долго не повышать цены.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы