Экономика

Как мы напечатали бизнес на 3D-принтере

Кружку робототехники для детей Kidsfab уже два года. На лето ребята ушли на каникулы, а в конце августа снова вернутся в мастерские, чтобы проектировать 3D-модели, конструировать роботов и распечатывать на 3D-принтере, учить их выполнять команды. ПРОВЭД познакомился с основателем Kidsfab Дмитрием Спиваком, чтобы узнать, как он загорелся идеей запустить такой проект, как решал возникающие проблемы, сколько вложений потребовало дело и много ли можно заработать на детской мечте создавать роботов.

Dima

− Вообще по образованию я экономист. Первая моя работа – в банке, выдавал кредиты физическим лицам. Через какое-то время перешел в кредитование бизнеса, но не задалось, я проработал ещё полгода, это было на четвертом или пятом курсе университета, я понял, что это не мое, уволился и пошел искать интересную работу. Я работал в фонде ТВН, он занимался выдачей грантов наукоемкому бизнесу. Я подумал, что там будет интересно, ведь туда приходят предприниматели со своими идеями, проектами. На практике, конечно, всё оказалось прозаичнее. Работая в ТВН, я происоединился к проекту FabLab, который получил грант от фонда. Это проект родом из Америки, это лаборатория-мастерская, где стоит оборудование, вот как у нас, например, − лазер,  3D-принтер, − и люди туда приходят пользоваться этой техникой, которой нет у них дома, создавать какие-то технические бизнес-проекты или заниматься техническим творчеством.

Дошло до того, что проект поддержали в Минэкономразвития, и создатели проекта приняли решение организовать сеть FabLab’ов по всей России. Года три я этим занимался, и мне стало казаться, что я могу делать всё быстрее и лучше один. К тому же, я понимал, что по-прежнему остаюсь наемным лицом. Я уволился и стал пытаться заниматься своим бизнесом. Я нахватался в FabLab каких-то навыков, в той тусовке предпринимателей, которая там была. Не скажу, что я ас в программировании, но моих знаний хватает для того, чтобы, следя за инновациями, придумать, как где что сделать, внедрить, каких ещё роботов можно создать.

За год до открытия Kidsfab я ещё пытался заниматься всем подряд с партнером: продавать 3D-принтеры, пытался обучить взрослых программированию и работе с робототехникой, не пошло. Делали формочки для кондитеров, освоив технику литья из силикона, занимались лазерной резкой на заказ, 3D-сканированием, даже шоколадные конфеты делали какое-то время. А потом решили, точнее, решил – к тому времени я уже был один – что надо заниматься обучением детей робототехнике.

О деньгах на проект

На первом этапе вложений никаких не было, не было никаких денег, грантов. Мы тогда арендовали с партнером помещение на Чкаловской и занимались всеми вот этими видами бизнеса. Денег не то, что не было, мы были в минусе: взяли большой кредит и полгода ещё потом его отдавали. И вот, не имея ничего, мы пошли на фестиваль, и набрали там детей на бесплатный мастер-класс. Дата его проведения приближалась, и мы понимали, что у нас ничего нет, никакого материала, работать не с чем. Я тогда пошел в организацию, которая делает обучающих роботов и сказал: «Здрасьте, а можно я у вас роботов возьму? У нас тут с детьми будут мастер-классы, может, кто-нибудь купит». Они согласились, я взял их роботов и провел мастер-класс. После него дети стали записываться на курсы. И опять встал вопрос: а с чем работать? Роботов уже знал, где брать, а что с ними делать? И стали придумывать на ходу, так все на коленке началось, без вложений – только за аренду заплатили. Волка ноги кормят, здесь что-то взяли, там побегали, нашли людей. Сейчас серьезно занимаемся выстраиванием всех процессов, все описываем, составляем должностные инструкции, прописываем обучающие программы, формы отчетности, технологии производства роботов и т.д.

Робототехника и 3D-печать меня всегда увлекала, это самому интересно до сих пор – разрабатывать, улучшать, использовать какие-то новые инструменты, чтобы дети делали в итоге какую-нибудь руку-манипулятор. Мы постоянно стараемся изобретать что-то новое, чтобы ребятам было интересно. У других намного проще, в кружках. Там учат программировать, но на простецких примерах, хотя детям и это в новинку. Но так как нам это все интересно самим, мы продолжаем улучшать наших роботов, методические пособия и обучающую программу.

Роботы, с которыми работают ребята. Первые отпечатаны на 3D-принтере, а более новая и совершенная модель (ниже) - вырезана лазером.
robot0

robot

Об успехах подопечных

Самое сложное, что ребята делали для печати на принтере – ёлочные игрушки. Дети второго года обучения программируют в Open Scad. Там пишется код, задаются параметры, например, нужен шар с диаметром 5. Потом в программу записывается, что из шара нужно вычесть, например, параллелепипед. И так в итоге дети создали ёлочные игрушки, занятие было перед новым годом, и мы их распечатали на принтере.

Принтер печатает вот эти детали около часа, так что для серийного производства он, конечно, не подойдет. Моток пластика весит около килограмма, а вот такая деталь, похожая на Lego, – 5-10 г, так что можно посчитать, на сколько его хватит.

 Одному мальчику так понравилась программа, в которой мы работаем, что он в 3D нарисовал наш класс, с партами, ёлочкой. Сказал, что около 15 дней рисовал. Младшие группы моделируют в такой программе, которая сделана по типу рисовалки, не с кодами. Какие там коды, малыши ещё читать толком не умеют – от шести лет набирали. С ними мы печатали брелочки с их именами, брелочки с роботами или детальки для роботов.

Со второй половины года перестали набирать шестилетних, поняли, что наша методика не подходит. Сейчас пишем специально для них курс, и собираемся перейти с обычных ПК на планшеты: детям сейчас неудобно работать с мышкой, привычнее водить по экрану пальцем.

Купили плату Raspberry, вот подсоединил экран. Ещё несколько планшетов сделаем к новому учебному году.

raspb

Вот этого робота ребята сами моделировали, вырезали лазером и участвовали с ним в соревновании. Соревнование называется «Линия» − робот должен как можно быстрее проехать по черной полосе, которую он распознает при помощи датчиков. После соревнований его модифицировали, потому что стало понятно, что нужно больше датчиков, чтобы робот двигался плавно.
gonoch

На последнем занятии мальчик расплакался, что не успел напечатать деталь. Позволили ему дождаться, когда принтер напечатает, вот сидел несколько часов, ждал. Девочки к нам тоже ходят, но их, конечно, меньше. Мне кажется это в большей степени предубеждение родителей, что это не для девочек, хотя у них всё очень хорошо получается.

 

О доходности

Прибыль есть, да. В принципе проект всегда окупался, потому что, как я уже сказал, особых вложений изначально не было. Принтер купили в процессе – заказали на Ebay, первый год занимались на арендованном. Расходники, платы, микросхемы заказываем на AliExpress. Этот принтер я сам собрал, вроде как IKEA, только инструкция намного толще. Учителя у нас получают от 20 до 40 тысяч в месяц, зависит от количества детей в группе, от часов. Но это в любом случае несколько дней в неделю, может быть и так, что только выходные. Работают молодые ребята, кто-то ещё учится, в техническом вузе, например. С опытными, закаленными сложнее – они уверены, что и без нас всё знают, знают как лучше. А мы в процессе можем что-то изменить, добавить, придумать новое. Работать с Google-документами для них тоже нонсенс. Так что команда молодая.

Ни о чем другом пока не думаю, продавать роботов вряд ли получится – они слишком сложные в освоении, нужна родительская помощь в подключении и настройке, а это уже не массовый продукт. Всё, что мы здесь производим, производим для себя. Только так вот в процессе заказы на сторону выполняем, например эти значки для промо-акции детского конструктора у нас заказали, вырезаем лазером.

Пока проекту есть куда расти, будем его растить. В планах открыть Kidsfab и в регионах, но только идея франшизы мне не нравится, не доверяю.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы