Экономика

Почему вырос экспорт российских легковушек?

Россия увеличила экспорт легковых автомобилей. Эксперты считают, что достигнуть результатов удалось в основном за счет продажи иномарок, произведенных в нашей стране. Чтобы добиться за рубежом спроса на разработки отечественного автопрома, необходимо развивать качество и сервис.


По данным ФТС России, за первые семь месяцев 2017 года физические объемы поставок легковых автомобилей за границу увеличились на 91,4%. При этом сократился экспорт грузового транспорта на 28%. Такой разрыв вполне объясним. Прежде всего, тем, что российский грузовой транспорт – а это, в первую очередь, КАМАЗы – продается в основном в России и странах ЕАЭС. Поскольку за последние годы там, как и у нас, произошли изменения валютного курса, а никаких революционных событий, связанных и с производством грузовых авто не случилось, то снижение импорта закономерно. С легковыми автомобилями ситуации иная.

По мнению директора Ростовского филиала Финансовой группы «БКС» Андрея Смурыгина, не стоит безоглядно уповать на статистику, потому что она имеет погрешности.

– При небольших прежних объемах легко показать увеличение. Например, продавал два автомобиля, а стал четыре – показывается рост на 100%. Такие большие цифры могут быть особенностями статистики, поэтому к ним нужно подходить без особой эйфории. Ситуация на авторынке, скорее, стабильная, колебания либо носят временный характер, либо находятся в отдельном сегменте, и на общую картину сильно не влияют, – объясняет эксперт.

По словам Андрея Смурыгина, весь российский автопром делится на три основных сегмента: грузовые авто, отечественное автомобилестроение и импортные разработки, производимые внутри России. Именно последний сегмент дал высокий показатель по легковым автомобилям.

 

Российские «иномарки»

Согласно исследованиям агентства «Автостат», если из общего числа автоэкспорта за первые полгода исключить страны, входящие в Таможенный Союз, то рост составит не 91%, а 61%. В количественном выражении это 24 тысячи машин.

Лидируют автомобили марки Skoda Yeti, их экспортировано около 12 тысяч штук – половина всех поставок. Интерес к этой модели объясняется тем, что в Европе ее сняли с производства, так как там готовятся выпускать новую – Skoda Karoq – но чтобы продажи не останавливались, было решено экспортировать Skoda Yeti из России, которая собирается в Нижнем Новгороде, на ГАЗе.

На втором месте среди экспортируемых брендов располагается отечественная LADA, которой принадлежит 23% экспорта легковушек – 5,5 тысячи машин. Это внедорожник 4х4 (2,9 тысячи штук) и седан Vesta (1,4 тысячи штук). Также было экспортировано по 1,3 тысячи машин Hyundai и Renault. В пятерку лидеров попадает Volkswagen: вывезли более тысячи машин.

Если говорить о географии, то на первом месте импортеров – Чехия. В эту страну ушла половина российского экспорта за первые шесть месяцев 2017 года (около 12 тысяч штук). На второй строчке находится Украина (2,3 тысячи автомобилей), а замыкает тройку лидеров Латвия (1,8 тысячи штук). Также более тысячи машин из России было вывезено в Венгрию и Ливан.

 

Дешево и сердито

Вторая половина года показывает, что возможности продолжения роста у российского автопрома есть. Так, АВТОВАЗ, по сообщению пресс-службы предприятия, в августе увеличил продажи на 25%. Правда, на внутреннем рынке. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли и продажи автомобилей УАЗ на российском рынке. По итогам семи месяцев нынешнего года в России было реализовано более 21,2 тысячи автомобилей УАЗ (13,8%). По словам гендиректора УАЗ Вадима Швецова, его компания намерена нарастить и экспортные продажи: цифру в 7 тысяч машин он назвал реалистичной.

Как считают эксперты, сдвиги происходят за счет удачных управленческих решений компаний и расширения географии поставок. Так, 5 сентября было подписано соглашение о дистрибуции автомобилей ГАЗ с филиппинской диверсифицированной бизнес-группой Eastern Petroleum. Речь идет об обновлении филиппинского автопарка микроавтобусами «ГАЗель Next»: будет поставлено 100 тысяч единиц до 2023 года.

У нашей страны есть широкое поле для реализации продукции российского автопрома. Это Африка, где много еще малоразвитых стран, некоторые страны Азии, тот же Иран, который находится под серьезными санкциями и для которого закрыт рынок ЕС и США. Минус такой политики в том, что спрос строится на низкой цене, а не на высоком качестве.

– Наши машины больше берут те страны, для кого важнее вопрос цены, а не качества. Мы в основном экспортируем на развивающиеся рынки, а хотелось бы, чтобы российские авто конкурировали с лучшими аналогами. И нашему автопрому предстоит серьезная работа, потому что если не будет достойного качества, развитого техобслуживания, сервиса, то рассчитывать на рост не стоит, – считает ведущий эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов.

Он привел в пример Китай. Еще несколько лет назад автомобили китайского производства вообще не брались в расчет на мировом рынке из-за их низкого качества. Сегодня китайский автопром сильно продвинулся вперед, и его продукция стала востребованной. Сможем ли мы совершить такой рывок и так изменить качество своей продукции, а также сервис и поддержку в виде льготного кредитования, еще неясно. По мнению Сергея Пухова, если курс рубля будет укрепляться, нашим экспортерам будет тяжело конкурировать только в ценовом поле, поэтому надо работать над качеством.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы