Из-за чего рухнул экспорт автомобилей из России в Казахстан?
Поставки автомобилей из России в Казахстан упали в четыре раза. В прошлом году мы экспортировали на казахстанский рынок почти на 50 тысяч меньше машин, чем в 2015 году. О том, почему это произошло, рассказывает эксперт по экспорту.
Сэкономили на тенге
По итогам прошлого года, экспорт автотранспортных средств из РФ в Казахстан снизился с 63,3 тысячи до 15,2 тысячи штук, следует из данных ФТС России. В денежном эквиваленте продажи упали втрое – с $738,2 млн до $247 млн. Связано это с ослаблением тенге, объясняет Юрий Шурыгин, исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортёров.
– В 2015 году очень сильно обвалился рубль, а тенге оставался прежним. Казахстанцы хлынули в Россию и в приграничных районах – Курганской, Оренбургской областях – скупили российские автомобили, потому что стоимость в тенге на наши автомобили для них снизилась в разы. Это был удар по казахстанскому рынку автомобилей: местные дилеры ничего не могли продать, потому что в России эти же автомобили были в разы дешевле, – рассказывает эксперт.
У кого денег было больше, брали в России не только автомобили, но и квартиры. Но продолжалось это не долго.
– В 2016 году у них произошла девальвация тенге, он выровнялся по отношению к рублю, и баланс восстановился – снизился импорт автомобилей из России. В этом основная причина спада, – добавляет Юрий Шурыгин.
В меньшей степени на ситуацию с экспортом из России повлияло введение утилизационного сбора в Казахстане в 2016 году, добавляет эксперт. При этом Юрий Шурыгин отмечает, что официальные данные не до конца отображают реальность, поскольку не все ввезённые физлицами для личного пользования автомобили попадают в статистику.
Сколько продали легковушек?
Раньше больше половины экспортируемых Россией легковушек попадало на казахстанский рынок. В прошлом году картина изменилась. Поставки легковых машин в эту страну упали в три раза, и Казахстан спустился на вторую строчку. На его долю пришлось всего 16% российского экспорта легковых автомобилей ($180,2 млн), тогда как годом ранее, в 2015 году – 52% ($576,1 млн).
Теперь основной покупатель российских легковушек – Беларусь. В прошлом году белорусы купили у нас легковых машин на $273,9 млн, что составило 25% от всего нашего экспорта таких автомобилей. Для сравнения, в 2015 году на долю Беларуси приходилось 20% российского экспорта легковушек ($223,7 млн), и она была на второй строчке в списке ключевых импортёров.
Украина тоже нарастила импорт российских легковых машин. В 2016 году украинцы купили у нас легковушек на $40,3 млн, что составило 4% от всего российского экспорта легковых автомобилей, тогда как в 2015 году – в два раза меньше – на сумму в $20,1 млн (2%).
Куда ещё продаём автомобили?
В целом минувший год оказался не самым удачным для российской автомобильной промышленности. Экспорт автотранспортных средств из России упал почти на треть (30,6%) – до 85,3 тысячи штук. В денежном выражении поставки снизились на 11,9% – до $1,5 млрд, следует из данных ФТС России.
В основном мы продаём легковые машины. В прошлом году экспортировали 67,9 тысячи легковушек, грузовых машин почти в пять раз меньше – 14,3 тысяч штук.
Казахстан находится на третьей строчке в списке основных покупателей российских автотранспортных средств. На первом месте – Беларусь, которая в прошлом году импортировала 25,5 тысячи наших автомобилей на 302,6 млн.
Украина – на третьей строчке. Поставки автомобилей в эту страну резко выросли. В 2016 году украинцы у нас купили 6,8 тысячи машин, что на 2,5 тысячи штук больше, чем в 2015 году. В денежном выражении экспорт автомобилей из России на украинский рынок вырос в два раза – до $78 млн.
Помимо Украины закупки различных российских автотранспортных средств нарастили Германия, Ливан, Китай, Венгрия, Вьетнам и Куба.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка