Экономика

Автопроизводители мечтают о загранице

Из-за роста курса валют для многих россиян автомобиль снова стал роскошью: реальные доходы людей резко упали, а цены на машины и ставки по автокредиту, наоборот, выросли. Эта ситуация моментально отразилась на производителях: в прошлом году они потеряли десятую часть своих клиентов и были вынуждены значительно сократить свое производство. Чтобы заводы вновь заработали на полную мощность, автопроизводителям необходимо завоевать внешний рынок.

Падение без спроса

Так, в 2014 году объем продаж новых автомобилей в России составил 2,3 миллиона штук, что на 10% меньше показателей 2013 года. В этом году падение спроса будет продолжаться. По прогнозам экспертов, объем продаж по итогам года может составить всего 1,75% миллиона автомобилей. При этом наибольший спад спроса придется на первое полугодие. Наряду с сокращением в массовом сегменте прогнозируется спад продаж премиум-марок.

В прошлом году также заметно упал импорт: в страну было ввезено 700 тысяч автомобилей, что на 21% меньше показателей предыдущего года. Главным образом сокращается импорт из Японии, США и Германии. Тенденция к снижению импортных поставок может продлиться до 2020 года. При этом динамика экспорта автомобилей выглядит достаточно оптимистично. Несмотря на то, что соотношение между экспортом и импортом по-прежнему очень большое (один к девяти), прошлый год показал приятную для производителей тенденцию: объем экспорта увеличился на 1,9%, достигнув 118,4 тысячи штук в год. Это стало возможным благодаря росту поставок в страны СНГ: в Узбекистан, Беларусь и Казахстан.

Обесценивание рубля сделало отечественных производителей на внешнем рынке более конкурентоспособными, поскольку у нас относительно подешевела рабочая сила и себестоимость сырья. В частности, серьезно снизилась себестоимость производства алюминия, который в ближайшее время может быть очень востребован. «Автоконцерны планируют производство облегченных автомобилей с использованием алюминиевых сплавов в связи с внедрением новых составов топливной эффективности. Сейчас автомобиль состоит на 7,5% из алюминия (по массе), к 2010 году планируется довести этот показатель до 40%. Китайские производители могут столкнуться с дефицитом алюминия, и в условиях дорогостоящего алюминия в выигрыше будут российские производители с низкой себестоимостью», - объясняет старший аналитик Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк» Кирилл Никода.

Nissan

Прогнозы и оценки экспертов подтверждают петербургские производители. Так, по словам генерального директора компании Nissan Manufacturing Rus Дмитрия Михайлова, в прошлом году завод в Санкт-Петербурге технически мог выпустить 50 тысяч автомобилей, но выпустил столько, сколько реально было востребовано на рынке, - около 32 тысяч автомобилей. «В этом году технически мы готовы выпустить 100 тысяч автомобилей, но понимаем, что объемы спроса в связи с экономическими событиями не растут, и поэтому будем еженедельно и ежемесячно отслеживать ситуацию и синхронизировать наше производство со спросом», - говорит гендиректор Nissan в Петербурге.

Дмитрий Михайлов также отмечает, что компания уже готова поставлять автомобили за границу, поскольку производит такие же модели, которые выпускаются и продаются во всех странах мира. «Фактически производственные мощности уже сформированы, осталось только открыть границу и проверить эффективность логистики», - говорит он. Под открытием границы здесь подразумевается сокращение таможенных пошлин на экспорт автомобилей, компенсация затрат на ввозные пошлины, взимаемые европейскими странами, а также субсидирование логистических затрат. Среди приоритетных направлений – Восточная Европа и скандинавские страны, в частности, Финляндия.

Hyundai

В прошлом году российский завод Hyundai в Санкт-Петербурге, несмотря на кризис, показал рост, выпустив 237 тысяч автомобилей, что на 4% больше показателей предыдущего года. При этом 26117 автомобилей было экспортировано в семь стран СНГ, что составляет 11% от общего объема производства компании. В этом году автопроизводитель планирует сократить объем производства, но ненамного – до 228 тысяч автомобилей в год.

Генеральный директор Hyundai Motor Manufacturing Rus Чон Дон Ель отмечает, что компания тоже столкнулась с определенными трудностями из-за падения рубля, а потому нуждается в господдержке и расширении рынка сбыта. «На уровне федерального правительства нужно повысить компенсации за утилизацию и выделить дополнительные субсидии на поддержку экспорта автомобилей. Что касается регионального уровня, то здесь необходима местная поддержка производства и сбыта автомобилей, которые собираются в Петербурге», - говорит он.

В целом автопроизводители отмечают, что выход на внешние рынки позволил бы им достаточно быстро – буквально в течение нескольких месяцев - компенсировать потерянные объемы производства и прибыли в России. Между тем, несмотря на их оптимистические ожидания и громадные планы, вопрос о востребованности продукта «Made in Russia» за рубежом, по-прежнему остается открытым.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы