Экономика

Госдума России: транзитный потенциал страны используется всего на 5%

Нижняя палата российского парламента  констатирует, что транзитный потенциал России используется лишь на 5%, из-за чего  потери бюджета составляют  2,5 трлн. рублей. Поэтому Госдума ставит неудовлетворительную оценку процессу совершенствования  внешнеторговой деятельности, одновременно отмечая и положительные сдвиги…

 

На прошедшем в пресс-центре «Парламентской газеты» круглом столе: «Развитие внешнеторговой деятельности - важнейший фактор формирования доходной части федерального бюджета»  собравшиеся обсудили ряд актуальных тем в этой области. Международный транзит товаров, упрощение процедур торговли, некоторые аспекты администрирования внешнеторговых грузопотоков - эти и другие, острые на сегодняшний день вопросы, активно обсуждались экспертами и представителями ГД РФ. Было отмечено, что,  несмотря на серьезную работу в данной сфере, результаты оставляют желать лучшего. 

   Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак, оценивая результаты проводимой работы в области развития внешнеторговой деятельности, поставил оценку «неудовлетворительно».

"Мы делаем крайне мало. Мы проигрываем конкуренцию на глобальном рынке транзита и часть вины  за подобный  неудовлетворительный результат  лежит на всех участниках процесса. Администрированием внешнеторговых грузопотоков и их контролем занимается шесть министерств и четыре федеральных агентства , но работа ведется не так  эффективно,  как хотелось. На данный момент Россия использует только 5% от своего возможного транзитного потенциала, все остальное идет без нас. Это не удивительно, мы пока не в состоянии предоставить качественную, гарантированную, эффективную и современную услугу в сфере транзита", - заявил Михаил Брячак.

  Александр Чуев,  руководитель экспертно-аналитического центра модернизации экономики убежден, что координационный совет по совершенствованию внешнеторговых грузопотоков, объединив представителей всех заинтересованных ведомств и участников бизнес-сообщества имеет большие возможности для продуктивной работы. По мнению эксперта, сложности,  конечно, есть.  К примеру,  он выразил пожелание  более активной работы некоторых участников, в частности, Федеральной таможенной Службы (ФТС). Чуев привел данные о влиянии внешнеторговой деятельности на бюджет РФ.

"Более 54 процентов доходной части бюджета формируется от внешнеторговой деятельности. Но, если смотреть более подробно, то цифра ещё выше — порядка 60-70 процентов, поскольку многие предприятия не  занимаются напрямую ВЭД, но зачастую их деятельность так или иначе связана с этой сферой. Такая цифра является очень значительной. Россия в этом плане уникальная страна, в Европе и в Америке бюджет  формируется в большей степени за счет развития производства и т.д. В подобной ситуации, учитывая важнейшую и определяющую роль внешнеторговой деятельности для формирования бюджета, необходимо ответить на вопрос, а все ли мы получаем, действительно ли цифра должна быть такой?", — задался вопросом эксперт.

   По мнению Чуева, остро стоит проблема «серого»  импорта:  такая ситуация может складываться и  вследствие  высоких административных барьеров для добросовестных участников ВЭД, из-за чего  бюджет недополучает серьезные средства. На основе сравнительного анализа выпущенных товаров стран-торговых партнеров РФ и зафиксированных данных в России, по существующим объемам и применяемым к ним ставкам, бюджет теряет 2,5 трлн. рублей.

   Представитель «Росграницы» Георгий Доенин рассказал о некоторых пилотных проектах,  призванных упростить процессы ВЭД.

 Он уточнил, что существует ряд определенных проблем с реализацией деловых процессов в пунктах пропуска. Проявляется это в виде очередей, запроса дополнительных документов на границе и т.д.

" На основе опыта зарубежных коллег, мы инициировали  внедрение ряда информационных систем, в частности, ряд пилотных проектов,  связанных с управлением электронными очередями на границе, с контролем передвижения транспортных средств в пределах пунктов пропуска и с управлением транспортными потоками на подъезде к пунктам пропуска", - сообщил Доенин.

    В 2012 году "Росграница" совместно с эстонскими коллегами внедрила систему резервирования времени  пересечение границы, это, по своей сути,  электронная очередь, которая позволяет перевозчикам заблаговременно подать заявку о планируемом времени   пересечения границы, что должно способствовать сокращению очередей. Системой могут воспользоваться как частные лица, так и участники ВЭД. Со слов Доенина, система уже зарекомендовала себя как успешная, есть положительные отзывы от участников ВЭД. Успешный опыт планируется перенести и на другие участки российской границы, начнут с российско-финляндского участка границы, далее запланирован украинский участок. 

  Так же  активно внедряется система управления транспортными потоками,  которая позволяет при подъезде к развилке получить информацию о загруженности пункта пропуска и выбрать  более эффективный маршрут. Данная система уже реализуется в пункте пропуска «Нехотеевка»  российско-украинского  участка границы, далее действие системы будет расширено и на соседние с Нехотеевкой пункты пропуска. «Конечный эффект скажется на доходной части бюджета. Правда, как эти новации скажутся на бюджете, пока сказать сложно, так как на этапе пилотирования практически не затрачиваются средства из бюджета, финансирование осуществляется за счет поставщиков оборудования и за счет участников рынка», — пояснил специалист.

Советник по вопросам таможенного права Марина Лякишева подвела некий итог заседания.

"Главная проблема, которую мы сейчас видим, отсутствие должного уровня информационных технологий. Единого окна нет, безбумажных технологий нет,   масса средств из бюджета тратится на эту волокиту, а огромное число сотрудников таможни занимается этой деятельностью. У нас около 70 тысяч участников ВЭД и на них порядка 60 тысяч таможенников, это в два раза больше,  чем в США, при учете того, что объемы декларирования у них в разы превышают российские. В ближайшие годы необходимо достичь новой модели таможенного администрирования. Как добиться эффективной работы,  используя ограниченные государственные ресурсы?  Не контролировать то,  что контролировать не нужно. "Добросовестный"  бизнес при перемещении  во всем мире контролируют после выпуска", - заявила эксперт.

   По мнению Марины Лякишевой, необходимо доработать систему управления рисками. Подход,  принятый бизнесом при взаимодействии с госорганами был ошибочным,  поскольку предполагалось, что разработка предложений по мероприятиям ДК Совершенствование таможенного администрирования возможна без вмешательство в систему управления рисками (СУР).  Но на практике оказалось, что это невозможно. Большая часть мероприятий по ДК не распространяется на рисковые поставки. Эксперты и бизнес-сообщество не знают, какое количество рисковых поставок используется при перемещении товаров.

"Общественность должна понимать, как это всё работает, на чём государство концентрирует усилия и какая эффективность от этой деятельности. Это же улица с двусторонним движением. Это выгодно не только участникам ВЭД, в не меньшей степени это выгодно госчиновникам,  которые пытаются эффективно использовать  ограниченные ресурсы", — отметила эксперт.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы