Экономика

Наш автопром находится в состоянии стагнации и вряд ли из него выберется

Спрос на автомобили в России к 2025 году должен на 80-90% обеспечиваться за счет внутреннего производства. А углубление локализации производимых автомобилей и экспорт автомобильной техники и компонентов за семь лет должны достичь 70-85%. Также на рынок должны выйти новые продукты в области электротранспорта, автономного вождения и газомоторной техники. Эти и многие другие задачи обозначены в стратегии развития автомобильной промышленности РФ, утвержденной правительством. Что из этого сбудется, а что – нет? Отвечают эксперты.

 


Леонид Голованов, заместитель главного редактора издания «Авто-Ревю»:

– Мы все больше закрываемся от внешних рынков. Это значительно усложняет часть поставленных задач, в частности, вопрос увеличения экспортных поставок. Для успешного экспорта нужна политика открытости. Остаются только «лазейки», но пользуясь ими, невозможно наладить широкую дорогу в бизнесе.

С локализацией производства у нас все плохо, на мой взгляд. Чтобы говорить о высокой степени локализации, мы не должны собирать автомобили из запчастей, созданных за рубежом и привезенных в Россию, а должны полностью делать их в России. Нужно иметь очень большой рынок, продажи на котором исчисляются многими миллионами, – примерно как в Китае, где продается 20 миллионов автомобилей в год. Или же необходимо быть включенными в общую евроинтеграцию, в общие глобальные рынки, чего, к сожалению, не происходит. Сейчас локализация производства сводится у нас к тому, что мы или производим простейшие детали, или собираем здесь, на месте, то, что разобрано за рубежом. Перспектив здесь я не вижу.

Что касается развития новых продуктов в сфере автотранспорта, то у России очень большие перспективы в отношении газомоторной техники. Но они сдерживаются крайне низкой обеспеченностью в плане газовой инфраструктуры. Парадоксально, но в 30 километрах от Москвы в домашних хозяйствах нет газификации, а в том, что касается автомобильного транспорта, ситуация еще хуже, – в наших городах крайне мало АКГНС (автомобильных компрессорных газозанаполнительных станций – прим. ред.), которые наполняют автомобили сжатым метаном. И вместо того, чтобы строить какие-то планы, нужно хотя бы для начала построить нужное количество заправочных станций.

С автономным вождением и электрокарами все еще более сложно. В плане электротранспорта мы сильно отстаем от Запада – и в отношении законодательного регулирования этого рынка, и в развитии инфраструктуры. Сеть зарядных терминалов могла бы стоять возле каждого дома. Вдобавок, к сожалению, пока еще в мире не придумано дешевых электромобилей: они все дорогие, и для нашего рынка, с его низкой покупательской способностью, это не вариант.

Что касается автономного вождения, то существуют проекты, ведутся работы, но эта тема очень сложная, это действительно передний край науки. Человечество столкнулось с необходимостью развивать искусственный интеллект. Но насколько конкурентоспособны российские компании в этой сфере, покажет лишь время.

В отрасли стагнация. Никаких серьезных достижений нет, и хвастаться особо нечем, даже несмотря на реализацию проекта «Кортеж» и на успех автомобиля «Лада Веста». Это два самых успешных наших проекта сейчас. Однако по сравнению с уровнем мирового автопрома это все даже не позавчерашний день.

 

Михаил Чаплыгин, руководитель Auto-Dealer.ru – Петербург:

– Утвержденная правительством стратегия развития автомобильной промышленности предполагает, в частности, углубление локализации производимых автомобилей до 70-85%. На текущий момент чуть больше 60% авто имеют локализацию 50% и выше. И, конечно же, локализация должна углубиться, без этого никуда. Это соответствует тренду прежней стратегии. Должно быть поступательное движение.

А вот во всю эту «грядку» – электрификацию и всякое прочее – я не верю. Как Станиславский говорил: «Не верю!» Нам бы дороги привести в нормальное состояние, а потом уже думать об электромобилях. По мне, это некий хайп. А где же, например, тот пресловутый, хваленый, долгожданный, обещанный Ё-мобиль? Нет его.

То, что электрические автомобили не найдут широкого распространения на территории России, это факт. Может быть, где-то там, в двух наших столицах, что-то будет развиваться, но Москва и Петербург – это не вся Россия. Можно создать инфраструктуру для электрокаров для имиджа: Сколково, аэропорты, сделать что-то под Чемпионат мира. Но большинству наших граждан, так называемому «среднему россиянину» такие автомобили недоступны даже близко, поэтому говорить о том, что у нас все будут ездить на электромобилях, невозможно.

Стратегия развития автопрома предусматривает стимулирование спроса на электромобили, на авто, работающие на газу, и на автономное вождение. Предполагается, что будет сформировано послепродажное обслуживание, создана соответствующая инфраструктура. Хотелось бы сосредоточиться на инфраструктуре. Это же здорово – иметь планы по развитию инфраструктуры под электромобили, но это бюджет. Нам, конечно же, нужны грандиозные, амбициозные цели. Полетим на Луну, на Марс и все прочее. Можно выделить деньги, протендерить, выбрать государственного подрядчика из дежурных, настроить этих липовых заправок – и все. Электрокарами будут пользоваться единицы. Сегодня люди, которые покупают электрокары, делают это не в угоду экологической безопасности и не из экономии, а потому что это модно. Можно сколь угодно долго говорить о том, что существуют специальные бесплатные парковки, льготы, преференции, налоги и так далее. Но, извините, у нас МРОТ – 17 тысяч рублей. О чем говорить? Какая учительница из Иваново может позволить электромобиль? Когда в свое время рассуждали про Ё-мобиль, то заверяли, что он сначала будет по такой цене, потом по такой, а в результате проект схлопнулся вообще. Не верю.

Сомнения вызывает и тезис о росте экспорта автомобильной техники и компонентов. Экспорт у нас не особенно развит, потому что он завязан на Беларусь, на Украину, на Казахстан. Объемообразующий поток автомобилей эти страны не дадут. Объемообразующий поток – это Китай, Америка, Европа. Но в Китае, Америке, Европе свои автомобильные заводы, и наши заводы не могут конкурировать.

Наш автопром находится в состоянии стагнации. Европейские санкции, экономика – внешнее давление усиливается. А если все заводы по производству машин заработают у нас в полную силу, то рынок захлебнется. У нас переизбыток производственных мощностей – однозначно такого количества заводов не нужно. Люди проинвестировали деньги, а загрузить их не могут, потому что спроса нет на такое количество автомобилей. GM ушел, это было политическое решение. Nissan – это дорогие машины, Toyota – тоже, Ford на ладан дышит.

Ничего нельзя предсказать. Если вам кто-то даст прогноз до 2025 года по рынку автомобилей, то это будет ложь.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы