Экономика

Каждую пятую машину ждет экспорт?

Круг отраслей, в которых могут использоваться специальные инвестиционные контракты, решили расширить. Соответствующий документ был подписан накануне. В область применения СПИКов уже включили агропромышленный комплекс и энергетику, теперь на очереди – автопром. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров предложил внести нормы по использованию российских компонентов в производстве и закрепить обязательство экспортировать 20% машин. Смогут ли производители экспортировать каждую пятую машину?

 


Игорь Моржаретто, автоэксперт и автообозреватель на ВЕСТИ FM, партнер аналитического агентства «Автостат»:

– Я бы не стал ставить жесткие рамки по экспорту российских автомобилей, даже тогда, когда речь идет о применении СПИКов. Собрать нужное количество автомобилей для экспорта мы можем, но кто же их купит? Выйти на рынки очень сложно, нас там никто не ждет. Старые рынки мы потеряли, освоение новых – крайне сложный процесс.

Ни одна отечественная компания по производству автомобилей не экспортирует сегодня 20% от всей производимой продукции. Максимум – это 10% у КАМАЗа.

Развитие отечественного автопрома поддерживается государством и будет поддерживаться далее. И речь идет не только об огромном количестве рабочих мест – а это, действительно, очень большое число. Речь идет о прибыли: на каждый вложенный в производство автомобилей рубль государство получает три рубля в виде налогов.

 

Виталий Архиреев, автоэксперт, экс-редактор портала Колеса.ру:

– Точные данные по отечественному автопрому в плане экспорта дать сложно. Потому что некоторые компании, например, УАЗ и КАМАЗ, держат их в секрете. Я полагаю, потому, что у них много военных заказов. Они экспортируют наверняка. Предположу также, что наши КАМАЗы уходят в Сирию, но об этом говорить нельзя.

Обсудить можно малый коммерческий транспорт формата «Газели» и легковушки от «Лады». Экспорт небольшой, если говорить по той же «Ладе». На Кубу было отправлено в 2017 году порядка 100 автомобилей. В Среднюю Азию и Китай машины поставляются в партнерстве с «Азия Авто» (крупнейший автосборочный завод на территории Казахстана – прим. ред.). Например, в уходящем году LADA 4x4 были поставлены в Китай в количестве 100 штук. Есть также малые проценты поставок LADA 4x4 в Германию: там очень сильный «LADA Клуб», и машины поставляются туда в определенном количестве – данные эти, как правило, не публикуются.

По УАЗу – страны, куда поставляются автомобили, это Никарагуа, Куба, Вьетнам.

Государство будет продолжать инвестировать в отечественный автопром. Ведь на наших заводах по производству автомобилей лежит огромная социальная нагрузка: это рабочие места, это большие кластеры – вокруг заводов образуется огромная инфраструктура, в том числе социальная – детсады, школы, поликлиники. Люди переезжают в эти города, потому что там есть работа. А бросить производство, перейти на отверточную сборку западных автомобилей было бы неправильно.

Отказываться ни в коем случае нельзя. Тем более что наш автопром за последние три года демонстрирует самые успешные шаги за всю историю своего существования. Я адепт отечественного автопрома. Например, можно рассмотреть эволюцию УАЗ-Патриот. Сейчас делается новая модель под рабочим индексом «3170», это первый кроссовер в истории российского автопроизводителя. Производитель открыто заявляет, что будет конкурировать с Volkswagen Tiguan и Ford Kuga. Мы составим им конкуренцию не только в плане цены, но и в плане технологичности.

ГАЗ сейчас работает над автоматической коробкой. Это самое ожидаемое со стороны пользователей, потому что ездить в городе «на ручке» – то еще испытание. Улучшение явно пойдет на пользу этому автомобилю. ГАЗ развивается, они отмечали юбилей недавно. Путин неспроста объявил о своем выдвижении именно на ГАЗе. Думаю, что ГАЗу будут помогать.

Автомобили Lada X-Ray и Lada Vesta по всем параметрам заткнули за пояс своих конкурентов: по цене автомобиля, по оснащенности и по стоимости гарантийного обслуживания. Надо разбираться с этим вопросом, а не пользоваться клише, которое создают московские журналисты федеральных СМИ. Искусственно создан черный шлейф вокруг отечественного автопрома, говорят: «Опять ничего не получилось». А на самом деле получилось! Получилось почти все, чего мы с вами хотели.

Выход на западные рынки – вопрос даже не ближайшего десятилетия. Там нас тоже будут затыкать экологическими нормами, требованиями всякими техническими, которые будут выдумывать на ходу, давая время своим производителям на раскачку. Это все мы уже наблюдали с КАМАЗом, когда вводились нормы от Евро 0 до одного, второго, третьего (экологические стандарты – прим. ред.). То же самое будет продолжаться и сейчас. Но сейчас представителям Запада будет сложнее – отечественный автопром научился все делать гораздо лучше, чем раньше.

Что касается 20% экспорта – если говорить про весь российский автопром, то цифра вполне достижимая. Например, КАМАЗ + ГАЗ в совокупности именно эту цифру и дают, как я полагаю.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы