Экономика

Почему электромобили до сих пор такие дорогие?

Будут ли россияне массово разъезжать на электромобилях в обозримом будущем, почему эти машины до сих пор такие дорогие и почему их трудно утилизировать? На эти и другие вопросы отвечают эксперты.

 


Александр Ковригин, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-Холдинг», заместитель председателя Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере ТПП РФ:

– Электромобили дорогие, потому что они выпускаются в малых количествах, это первое. Очень дорогие батареи, вернее, ингредиенты, из которых они собираются. Это одна из основных причин.

Я в автомобильной промышленности работаю больше 50 лет. Нам в России, конечно, нужно бы заниматься электромобилями, беспилотниками, неплохо бы заняться гибридным двигателем – это должен быть и бензиновый, и электродвигатель одновременно. И у нас в свое время разработки электромобилей на ВАЗе были самые лучшие, даже лучше зарубежных проектов. Но мы потеряли всю автопромышленность, не только электромобили.

Какой-то период времени мы думали, что мы все купим – это был самый первый девиз Чубайса. У нас есть нефть, газ, а значит, машины нам не нужны, самолеты нам не нужны – мы все купим. Второй посыл был уже в 2005-х годах: давайте иностранцы сюда придут и все за нас сделают. Volkswagen придет, сделает машины. Renault придет, сделает машины.

В итоге у нас сегодня отечественных предприятий автомобильных почти не осталось, особенно в легковом автомобилестроении. ВАЗом на 75% владеет Renault-Nissan. ТагАЗ вообще сейчас умер, нет этого завода. А Горьковский не выпускает легковые автомобили, он выпускает ГАЗели, микроавтомобили. Что мы сейчас здесь можем делать? Разработаем и будем выпускать электромобили? У всех есть своя программа. У Volkswagen есть своя программа на 25 лет, и мы на нее не повлияем. У Renault есть своя программа, у Nissan – своя программа.

В России сейчас нет своей автомобильной промышленности. Мы говорим, что это российские предприятия, но это не так. Если санкции расширят и европейским автоконцернам скажут, что не должно быть совместных предприятий, они уйдут от нас. И с чем мы останемся? Нам надо сейчас изменить идеологию, надо уходить от того, что за нас кто-то что-то сделает.

Я думаю, что для России электромобили – это перспектива, может быть, 30-40 лет. Volkswagen говорит о том, что они в Германии только через 20 лет будут заниматься этим серьезно. Кроме того, для нас проблема заправочные станции для электромобилей. Мы не Европа, где очень много частных домов, в которых человек может самостоятельно подзарядить свой двигатель. В России в доме, где 20 этажей, с зарядкой автомобилей проблема будет большая. В Москве сейчас можно где-то зарядить электромобиль, но если выедешь за пределы столицы – фактически нет ни одной зарядной станции.

Экологичность электромобиля – вопрос сложный. С точки зрения выбросов он, конечно, чище, но с точки зрения утилизации – намного сложнее, чем в случае с бензиновой машиной. Там же есть аккумуляторная батарея.

Считается, что это транспорт будущего. Сегодня расчеты говорят: если сейчас всех перевести на электромобиль, то у нас просто электроэнергии не хватит. Я считаю, что это одно из перспективных направлений, но для России это не главное сейчас. У нас экономики в России нет. Начать хотя бы молотки свои делать, а то у нас все китайские.

 

Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт и автообозреватель на ВЕСТИ FM:

– Современная батарея для электромобиля делается с применением редкоземельных металлов, и это как-то очень дорого. Нынешняя батарея составляет чуть ли не 70% стоимости автомобиля, и чтобы снизить эту цену, некоторые фирмы, допустим, французские, продают только автомобиль, а батарея – собственность фирмы, и когда она заканчивает свою жизнь через несколько лет, вам ее меняют на другую. В любом случае электромобиль дешевле своего аналога бензинового или дизельного, кроме стоимости батареи.

Электромобили никто бы не покупал, если бы в целом ряде стран не действовали государственные программы, поощряющие покупку такого автомобиля. Государство компенсирует во многих странах и 10%, и 30%, и даже 50% цены. Иначе их бы не покупали в принципе.

Развивать сектор надо, потому что весь мир пошел по этому пути сейчас. Но я сильно сомневаюсь в каких-то серьезных мерах, которые будут предприняты в этом направлении в России. Во-первых, они вряд ли будут существенными в денежном выражении. Во-вторых, знаете, Россия – это страна с большими расстояниями и достаточно суровым климатом. Если анонсируется, что у того или иного автомобиля пробег на одной зарядке составляет 300, 400, 500 километров, то в условиях российских городов с суровой зимой и с пробками это может составлять и 10, и 20, и 30 километров. На морозе батарея расходуется очень быстро. В моей реальной истории (я пробовал ездить на электромобиле зимой) было написано 200 километров, а хватало пробега примерно на 7 километров.

Есть еще большой вопрос с утилизацией. Сегодня не существует в мире ни одной программы по утилизации батарей. Вообще нет понимания, что с ними делать дальше. Например, Nissan, как фирма старейшая и самая крупная по продаже электромобилей, придумала программу, когда после 7-8 лет службы аккумуляторную батарею просто себе забирают и бесплатно раздают неким людям, у которых есть частные дома, и эти батареи служат резервным источником питания. Никаких систем утилизации сегодня, к сожалению, не существует.

Но главная проблема в России – это расстояния и погода, потому что в условиях зимы этот автомобиль не живет. Сеть заправочных станций создать очень сложно. Сегодня в России порядка полутора тысяч электромобилей. По большей части они сосредоточены в Приморском крае (это машины, бывшие в употреблении), в Москве и Санкт-Петербурге. Условно говоря, они могут иметь некую перспективу эксплуатации в городах, а вот за пределами городов перспектив вообще никаких нет.

Стимулирование сектора электромобильного транспорта пока проводится только на уровне декларации. Хотя если взять наших производителей, то заниматься электромобилями на условиях предоставления субсидий от государства готовы все: и ГАЗ, и КамАЗ, и АвтоВАЗ как часть концерна Renault-Nissan. Все готовы. Другое дело, что спроса на электромобили нет и не будет в ближайшее время.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы