Экономика

Доедет ли электромобиль до России?

Уже с 1 ноября этого года, по постановлению правительства, подписанному Дмитрием Медведевым, все российские АЗС должны быть оборудованы зарядными устройствами для электромобилей. Эксперты выражают сомнение в реальности таких планов, да и в их необходимости, ведь объемы рынка электромобилей крайне малы, называется цифра от 250 до 1000 таких машин на всю страну. Хуже того, на фоне экономического кризиса продажи электрокаров падают. Согласно информации агентства «Автостат», за 6 месяцев 2016 года в России было куплено всего 33 таких машины: 14 Tesla Model S, 1 кроссовер Tesla Model X, 12 Mitsubishi i-MiEV, 6 Nissan Leaf. Помимо высокой стоимости машин, существенной проблемой остается отсутствие публичных «электрозаправок». По данным агентства, во всей России их меньше 50, причем абсолютное большинство находится в Москве и Московской области.

Тем не менее, учитывая бум электротранспорта в Европе и США, у предпринимателей есть некоторая надежда, что этот рынок будет развиваться и в России. Первой компанией, которая уже начала производство зарядных станций для электрокаров, стала петербургская АудитЭнерго Групп (АЭГ), для которой основным бизнесом является производство нестандартного оборудования для промышленных предприятий и автоконцернов. Фирма пользуется поддержкой Центра развития и поддержки предпринимательства городской администрации. Производство зарядных станций стартовало в 2014 году.

«На сегодняшний день мы можем предложить зарядные станции для домашнего использования, корпоративных парков и общественных мест. Станции универсальны и подходят для заряда любых электромобилей», − рассказала генеральный директор АЭГ Ия Гордеева.

zapravka car
Фото: Центр развития и поддержки предпринимательства

Фирма осуществляет полный цикл установки станций: производство, монтаж, пуско-наладку, подключение к системе управления, программирование зарядных карт и гарантийное обслуживание. Сегодня в городе 4 общественных зарядных станции: в торговом центре «Галерея», в паркинге «Пулково», на улице Руставели и в поселке Терволово под Гатчиной. Две из них были созданы АЭГ.

Кроме того, фирма установила более 20 частных электрозаправок в гаражи автовладельцев.

Стоимость домашней станции – от 60 тысяч рублей, корпоративная обойдется в 90–350 тысяч в зависимости от модификации, публичная – более 300 тысяч. По словам Гордеевой, до рентабельности бизнеса еще очень далеко, так как электромашин в городе слишком мало. В АЭГ надеются, что заправками заинтересуются не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах России.

«На международный рынок  мы можем выйти с конвейерными линиями по производству компонентов для электрозаправок. Мы можем их проектировать, у нас есть все оборудование для их производства, это на 100% российский продукт. В России кроме нас этим больше почти никто не занимается», − отметила Гордеева. 

detali
Фото: Центр развития и поддержки предпринимательства

По ее мнению, рано или поздно люди поймут преимущества электрокаров. Такой транспорт бесшумен, имеет высокий КПД, низкую стоимость владения и нулевые выбросы в атмосферу. При существующих тарифах на электроэнергию и бензин, километр пробега обычной машины обходится в 3–4 рубля, электромобиля – 20–35 копеек. Кроме того, такие машины очень надежны – ломаться там почти нечему.

Развитию электроавтотранспорта должна поспособствовать и правительственная программа, рассчитанная до 2025 года, она предусматривает льготные тарифы на платных дорогах, возможность двигаться по выделенным полосам, бесплатные парковки, нулевой транспортный налог и упрощение технических регламентов для строительства зарядных станций. Кроме того, совет Евразийской экономической комиссии принял решение до сентября будущего года снизить таможенные пошлины на электрокары.

Тем не менее, эксперты сомневаются, что эти меры могут переломить ситуацию и сделать электромобили действительно массовым явлением. Об этом рассказал глава Товарищества Энергитеческих и Электромобильных проектов в Сколково Анатолий Долголаптев. Стоит отметить, что в 90-ые Долголаптев был видной политической фигурой − заместителем Председателя Совета Федерации.

«Мы не должны забывать, что даже без ограничительных барьеров электромобиль в 2-3 раза дороже, чем обычный автомобиль аналогичного класса. И главная причина этого – чисто технологическая. Литий-ионные батареи стали намного дешевле, чем раньше, и намного эффективнее, но даже сейчас они слишком дорогие, и потенциала для их дальнейшего удешевления нет.

Электромобили навсегда останутся лишь дорогим товаром для пижонов, или для людей, которые действительно любят нашу природу и заботятся о ней. Но для 90% населения такой автомобиль никогда не станет доступным.

Tesla – это прекрасная компания, но я не верю, что они когда-нибудь будут продавать больше нескольких сот тысяч автомобилей в год, а это очень мало», − считает Долголаптев. С его точки зрения будущее – за гибридным транспортом.

Вчерашний отчет самого известного в мире производителя электрокаров Tesla, увы, скорее подтверждает позицию Долголаптева.

Tesla Motors Inc признала, что ей не удалось выполнить собственный план по поставкам автомобилей в первом полугодии 2016 года, сообщает Газета.ru. Компания планирует произвести 80 тысяч машин за год, но за первые полгода ей удалось доставить только 30 тысяч, следует из отчёта корпорации. Чистый убыток компании в 2015 году составил 889 миллионов долларов.

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы