Общество

В Ростове-на-Дону в преддверии ЧМ-2018 началась война за «золотые участки»

На главной площади Ростова-на-Дону, Театральной, проходят все значимые события города. Рядом с ней собираются разместить и фан-зону для болельщиков Чемпионата мира по футболу. Сегодня за площадью вместо панорамы на Дон можно увидеть самый настоящий шанхайский квартал, прикрытый забором. Чтобы поскорее избавиться от него и расчистить территорию, дома начали поджигать, говорят местные жители.

 

Шанхайский квартал в самом центре

Это остатки частного сектора, застроенного в середине прошлого века. В 70-е годы район решили реконструировать. Был проект, по которому планировалось организовать открытое пространство с видом на Дон. В последующие годы его видоизменили – появилась лестница, уходящая вниз к реке от стелы, а по обеим сторонам каскадом должны были располагаться многоэтажки. Часть домов построили, и дело застопорилось. Власти время от времени возвращались проекту, но до ума так и не довели.

– Еще в 80-90-е нам официально объявили, что на этом месте строительство не разрешено, потому что это первая очередь реконструкции города. И вот до сих пор живем с косметическим ремонтом – и построиться не имеем права, и никак не отселят, – рассказывает Валентина Лифшиц, прожившая здесь более 20 лет.

По ее словам, с 2004 года началось оживление – пришла инвестиционная компания ЗАО «Мегаполис». Она собирались строить ТРЦ и начала отселять людей. Дома освобождались в шахматном порядке: из одного выселили, соседний не тронули. По словам Валентины Георгиевны, те, кто ушел отсюда, остались довольны, купили квартиры за полученную компенсацию. А потом у компании возникли финансовые проблемы.

Сейчас здесь остались полуразрушенные строения, среди них примерно десяток домов, в которых живут люди.

– Периодически здесь горели заброшенные дома. Трудно сказать, из-за неосторожности бомжей или наркоманов, которые постоянно приходят сюда, или по другим причинам. Район брошенный – света нет на улицах, ночью ходим с фонариками. Но последнее время жить здесь стало совсем страшно, – рассказывает местная жительница Ольга Островецкая.

 

 

Вернулись в 90-е

Новая волна обустройства этой территории больше напоминает цунами, а методы – бандитские. Началось все весной, когда к жильцам начали захаживать какие-то люди. Захаживают до сих пор.

– Несколько дней назад пришли ко мне двое мужчин, не пожелавшие представиться, сказали только, что занимаются отселением. Один сказал, что все это купил и будет здесь строить. Сообщил, что через 10 дней он должен отчитаться перед главой города о том, что провел с нами диалог и мы согласны на его условия. За весь мой участок предложил 2,4 миллиона рублей. Пригрозил, что если я не соглашусь, пройдут три суда, и меня выкинут в общежитие. А коммерческая стоимость земли здесь высокая, ее называют «золотой», и тот же «Мегаполис» давал мне от 6 миллионов за сотку, – рассказывает Валентина Лифшиц.

Побывали разные люди и у соседей. К Рузанне Багдасарян месяца полтора назад пришла представитель риэлторского агентства ООО «Меркурий 200». Сказала, что хотят улучшить их условия, но только собирают информацию и отдают тому, кто будет строить.

– На этом участке нас пять собственников – моя мама и ее дочери с семьями. Я первый раз на их вопрос, что бы мы хотели получить, честно говоря, назвала завышенную цену – 25 миллионов рублей. Но они предложили вообще 1,8 миллиона рублей за сотку, в крайнем случае – 2 миллиона. У нас 3,3 сотки – это 7,2 миллиона рублей – что я куплю на 5 семей? – спрашивает владелица участка на Чувашском переулке.

Потом торг продолжился по телефону, и в офис женщина ходила, окончательную сумму назвала в 15 миллионов рублей. После этого переговоры закончились, зато начались пожары. Сначала загорелся разрушенный дом – подумали, кто-то бросил окурок, вызвали пожарных, затушили. Буквально через два дня – новый пожар, который на Чувашском переулке уничтожил пять домов.

– Все началось с нижнего от нас дома, – вспоминают супруги Виталий и Марина Миргородские. – Потом был небольшой взрыв, дальше пожар перекинулся на дома, расположенные выше. Это было в пять вечера 7 августа, мы тушили свой дом, и нам было не до всего остального. А вот сосед видел человека, который на загоревшие участки подбрасывал что-то.

Миргородским удалось спасти свое жилье, дом только сверху обгорел, а вот семья Багдасарян пострадала серьезно – сгорели все дома на участке. Незадолго до этого, устав ждать, они решили обустроиться. Водопровода здесь нет, отопление печное, вот и стали бурить скважину (обошлась в 50 тысяч рублей), привезли стройматериалы. Сгорело все.

– Хорошо, что без жертв обошлось, – говорит одна из сестер Багдасарян. – В одном домике жил 10-месячный ребенок, в другом – 3-летний, со мной мама престарелая, после операции не ходит – соседи помогли ее из дома вынести, спасибо им. А власти утверждают, что здесь живут одни алкаши, и что это они и подожгли. 

 

 

Кому выгодно?

Погорельцы написали заявление в полицию и прокуратуру с просьбой разобраться в случившемся. Когда пожарные выдадут заключение о поджоге – а устно они сказали, что не сомневаются в этом, – то будет заведено уголовное дело. 

Сейчас они так и живут на пепелище, дети и бабушка находятся у родственников. Представители администрации Пролетарского района сказали, чтобы они переждали три дня, после этого их определят. Время прошло – власти молчат, и людям приходится довольствоваться слухами.

– О материальной помощи речь не ведут, скорее всего, нас отправят в переселенческое жилье, в старый фонд в районе Каменки, – рассуждает Рузанна Багдасарян. – У района нет своего фонда, он собирает документы, и уже город будет предоставлять временное жилье. Нам дали понять, что получим по минимуму.

Жителям «Шанхая», находящимся в информационном вакууме, ничего не остается, как строить собственные версии. Одни рассказывают, что люди, приближенные к администрации, говорили о переделе земельного рынка в этом месте. Что здесь дорогие участки, и их надо удешевить, а после пожара денег владельцам участков дадут меньше. По мнению других, главный интерес – у строителей нового дома: квартиры там сейчас сложно продать – вид из окна на свалку и халупы отталкивает.

Нам удалось созвониться с риэлторской компанией «Меркурий 200». Ее руководитель, представившаяся Анжеликой Дмитриевной, подтвердила, что собирали они сведения для строительной компании, изучали оценочную стоимость участков. И назвала ее: «Вертол девелопмент». Она же строит ЖСК «Тихий Дон» (дом по Нижегородскому переулку), в планах у них вести строительство ниже к Дону, как раз на тех участках, о которых идет речь.

Не стоит забывать и о предстоящем Чемпионате мира по футболу. Часть мероприятий будет проходить на Театральной площади, за которой прячется «Шанхай». Отсюда как раз открывается вид на стадион, только старые дома его портят – не показывать же их иностранцам. Расселить всех явно не успеют, как не успеют построить новые дома и провести реконструкцию всей зоны.

– Зато можно успеть расчистить территорию от завалов разрушенных и сгоревших домов, – говорят жильцы. – Застелить рулонный газон, поставить красивые шатры для фанатов. И все шито-крыто.

Если бы не жильцы, которые не собираются молчать.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы