Экономика

Ягодный рай под Псковом: сможем ли мы обогнать белорусов?

В Пустошкинском районе Псковской области расположились крупнейшие в стране поля черной смородины и других ягодных культур, принадлежащие одному хозяйству. Несмотря на высокий спрос, промышленное производство ягод в России почти отсутствует: собственники предприятия полны смелых планов.

 

Создатели «Озерного края» далеко не новички в сельском хозяйстве, им давно принадлежит плантация в Марокко.

– У нас была проблема выравнивания сезонности. Мы давно поставляем на рынок овощи и фрукты, выращенные в Марокко, и нам важно что-то продавать и в межсезонье. Анализировали разные варианты и остановились на производстве ягод. Многие земли в Псковской области не распахивались с 90-х годов, они в ужасном состоянии, местами настоящий лес растет. Но в 2011 году недалеко от границы с Беларусью мы все же купили участок, после чего долго его готовили и раскорчевывали. Вложения очень серьезные – до 400 тысяч рублей на один гектар: нужно было раскорчевать, дважды перепахать, раскислить и удобрить землю, – рассказывает главный инвестор «Озерного края» Руслан Кисс.

Качество почвы для ягодных культур – отличное. У предприятия 600 гектаров уже оформлены, еще 300 арендованы или находятся в стадии оформления документов на собственность. В планах – довести плантацию до 1000 гектаров, из них 500-600 займет черная смородина.

– Кроме этого мы выращиваем черноплодную рябину, красную смородину. Уже посажены 6 гектаров малины, продукция поступает на рынок свежих ягод. В планах – до 10 гектаров, с совсем большими объемами возникают трудности со сбором. Плюс дефицит человеческих рук и отсутствие инфраструктуры: нет возможности привозить туда рабочих для сбора. Деревни в Псковской области стоят пустые, живут там только старики. Всего на 370 гектарах работают до 30 человек. Когда идет массовый ручной сбор малины, к ним добавляется еще 50-60 человек, которых не без проблем собирают по всей стране и привозят на место. Также планируем посадить до 4 гектаров жимолости, облепихи, крыжовника, черники и ежевики. Уже засажены 370 гектаров, еще 250 посадим этой осенью, – продолжает предприниматель.  

Чтобы набраться опыта, инвесторы анализировали похожие хозяйства в Беларуси, Украине и Польше. Специалистов в России нет, поэтому агронома для хозяйства нашли с трудом. Первый посадочный материал на 50 гектаров был заказан у белорусов, в 2013 году его посадили. Саженцы принялись очень хорошо, уже плодоносят. Крайне сырое лето 2016 года навредило всем фермерам, в том числе и «Озерному краю». Первый урожай в хозяйстве был именно тогда, но пошли сильные дожди, и смородина сгнила на кусте.

Настоящий первый урожай в хозяйстве только в этом году.

– Ожидалось, что будет 300-350 килограммов с гектара. Но фактически получилось намного больше – под тонну с гектара. В Польше и Беларуси собирают по 4-6 тонн с гектара. Мы надеемся даже превзойти эти показатели, – рассказывает Руслан Кисс.

 

 

Сбор смородины происходит при помощи бывшего в употреблении финского ягодоуборочного комбайна. Много времени уходит на его настройку, кроме того, машина все время ломается.

– По 2-2,5 часа в день приходится его ремонтировать. Мы подбирали ягодные культуры так, чтобы время созревания было разнесено по времени. Например, жимолость тоже можно собирать комбайном, а плодоносит она рано. При правильном подходе комбайн будет непрерывно работать с конца июня по конец сентября, когда можно собирать черноплодку и шиповник, который мы тоже собираемся посадить. В России комбайны не производят. Мы продолжим покупать бывшие в употреблении финские и восстанавливать, новые стоят слишком дорого. Хороший комбайн стоит от 5-6 миллионов рублей. Те, которые покупаем мы, – 600-800 тысяч рублей, – рассказывает генеральный директор предприятия Алексей Травин.

Все собранное продается на базы, которые перекупают грибы и ягоды у населения и производителей. Оптовые закупочные цены на рынке – 40 рублей за килограмм, розничные – 200-250 рублей за килограмм.

– Мы практически первые на этом рынке. Конкурируем только с белорусами, а конкурировать с ними тяжело, потому что значительная часть их продукции – реэкспорт венгерской и польской ягоды, которая очень дешевая, так как поддерживается субсидиями Евросоюза. Белорусы продают по той же цене, что у нас себестоимость, – сетует Руслан Кисс.   

Очень низкие закупочные цены на рынке – только в сезон сбора. Уже через месяц замороженная смородина будет стоить до 80 рублей за килограмм. Себестоимость проекта – 500 миллионов рублей: около 200-220 миллионов рублей уже вложено. Самым дорогим и главным вложением станет строительство холодильных камер на 10-15 тысяч тонн продукции неподалеку от места производства – с учетом того, что хозяйство еще будет заниматься сбором дикоросов у населения, чтобы увеличить ассортимент.    

Проект продвигался бы быстрее, если бы чиновники Псковской области соблюдали закон, говорит Руслан Кисс.

– Мы три года обивали пороги Псковской областной администрации. Область должна выделить нам деньги за возвращение земель в сельскохозяйственный оборот. Если бы область выполнила перед нами обязательства, которые предписаны законом, мы бы уже имели засаженными 600, а не 370 гектаров земли, как сейчас, – рассказывает инвестор.

Впрочем, хозяйство и так очень большое. Руслан Кисс называет его крупнейшим в России, Алексей Травин чуть осторожней – крупнейшим на Северо-Западе.

Замороженная черная смородина востребована на рынке: ее используют в кондитерской, фармацевтической и ликеро-водочной промышленности. Потребление черной смородины в России, по оценкам Руслана Кисса, составляет от 30 до 60 тысяч тонн в год, так что перспективы для роста – огромные. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы