Экономика

Инфографика: как российские власти «помогли» малому бизнесу

Нам то и дело говорят с трибун, что власти предпринимают множество мер для поддержки, оптимизируют ресурсы и налоги и всеми силами стараются сделать Россию благоприятной для малого бизнеса. Ведь в нашем ВВП доля малого и среднего бизнеса не имеет и 20%, в то время как в других странах она превышает 50%. Но пока получается все наоборот.

 

Открыть собственный бизнес – решение непростое для любого человека. Нередко именно налоги вместе с административной нагрузкой и штрафами становятся той причиной, из-за которой многие так и не решаются начать свое дело, а уже действующие предприниматели навсегда уходят в тень.

 

Сколько в России предпринимателей?

Численность предпринимателей, которые регистрируются, растет медленнее, чем число тех, кто хочет закрыть свой бизнес. Всего по состоянию на 1 января 2017 года в ЕГРИП было зарегистрировано 3,7 миллиона предпринимателей, фермерских и крестьянских хозяйств. По сравнению с январем 2016 года их численность возросла на 2,5%, в то время как число ликвидированных предпринимателей выросло на 7,5%.

В численном выражении данные еще более впечатляющие. Зарегистрировалось 92,4 тысячи человек, а прекратили свою работу 623,7 тысячи человек. Получается, что на одного начинающего предпринимателя приходится шестеро тех, кто решил попрощаться с этой затеей.

Ситуация в регионах сильно различается. В некоторых она просто катастрофическая, и в особенности в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. За год в Чеченской республике число зарегистрированных ИП и фермерских хозяйств упало на 11% – до 87 тысяч человек, а число ликвидированных выросло на 7,8%. Примерно такая же ситуация в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесской республике, Ингушетии и Северной Осетии. Уходят предприниматели и из северных регионов. На 4-5% снизилось их число в Еврейском автономном округе и в Магаданской области.

Главными же рекордсменами по закрытию бизнеса стали Крым и Севастополь. За год численность зарегистрированных ИП и хозяйств в Крымском федеральном округе выросла на 10,4%, но при этом число ликвидированных предпринимателей увеличилось сразу в 2,24 раза, вопреки всем словам чиновников из телевизора. Крупный российский бизнес, банки или госкомпании в регион так и не пришли, а существующие предприятия оказались под давлением санкций и произвола местных властей.

Относительно благополучным для малого бизнеса стал Санкт-Петербург. Здесь за год число новых предпринимателей выросло на 11,2%, а количество ликвидировавшихся увеличилось на 9,5%.

 

IP

 

Не все так гладко и в столице. За 2016 год там стало на 9,6% больше предпринимателей – всего 234,3 тысячи человек. Число ликвидированных при этом выросло на 11,3%. В прошлом году компания PricewaterhouseCoopers (PwC) провела исследование предпринимательства в Москве за 2010-2016 годы и пришла к выводу, что каждый шестой московский предприниматель занимается деятельностью менее одного года, а потом ее прекращает. Почти 40% ИП выживают чуть дольше – от 1 года до 5 лет. Продержаться на плаву от 5 до 10 лет под силу меньше чем 30%.

Мешают московскому бизнесу высокие налоги и всевозможные отчисления. Чего стоит один только торговый сбор, введенный в столице. Не платить его можно, лишь перейдя на патентную систему налогообложения. Для розничной торговли в 2017 году она варьируется от 324 тысяч рублей в Центральном районе и до 133,4 тысячи рублей в более отдаленных районах и поселениях.

Впрочем, у чиновников, как в королевстве кривых зеркал, своя точка зрения на происходящее. В марте заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина так прокомментировала ситуацию: «Число предпринимателей, которые выбирают для работы в бизнесе патент, растет благодаря комплексным мерам налоговой политики города: тонкой настройке параметров патентной системы налогообложения, введению торгового сбора, информационной поддержке, осуществляемой Правительством Москвы. Сегодня индивидуальное предпринимательство стало драйвером активного развития малого бизнеса в столице».

 

Меры «поддержки»

Последние два года стали настоящим испытанием. Падение курса рубля, рост налогов, увеличение инфляции и сокращающийся потребительский спрос сократили наш и без того малочисленный малый бизнес. Особенно сильно из-за этого пострадали предприниматели, занятые в сфере торговли – это самая многочисленная категория.

Кризис, санкции и падение потребительского спроса серьезно подкосили малый бизнес. Но все эти проблемы ни в какое сравнение не идут с теми, что породили на протяжении последних лет наши власти. Первый серьезный удар по малому бизнесу нанесли, когда ввели фиксированные ставки взносов в пенсионный фонд с 1 января 2013 года. Уже тогда почти сразу в стране закрылось больше полумиллиона предпринимателей. Ставки ежегодно растут и продолжают действовать и сегодня. В 2017 год индивидуальный предприниматель должен заплатить за самого себя минимально 27990 рублей. Эта сумма не предел. Минфин регулярно говорит о том, что эту сумму необходимо увеличить. Кроме того, с января 2016 увеличились ставки ЕНВД на 15,9%, и подорожали трудовые патенты для иностранных рабочих.

USA B 2Как в США помогают малому бизнесуВ 2015 году для московских предпринимателей, которых в стране больше всего, был введен торговый сбор – дополнительная плата за торговую площадь, размер которой вычитывается в зависимости от района столицы. В 2016 году предприниматели только по нему уплатили более 5,78 миллиарда рублей.

Некоторые нововведения имели поистине масштабный характер, затронув работу всех отраслей промышленности и видов деятельности. Так, осенью 2015 года начал действовать сбор за проезд большегрузов по федеральным трассам «Платон» и новый экологический сбор с предприятий. Затем повысили акцизы на алкоголь, табак, бензин и нефтепродукты. Как и следовало ожидать, в 2017 году ставки по ним снова выросли.

Еще больше нагрузку увеличат новые правила, по которым налогоплательщики обязаны обеспечить передачу фискальных данных в онлайн-режиме. Для этого необходимо перейти на новые кассовые аппараты со специальным модулем. Обойдется такая касса «в копеечку». По самым скромным оценкам, один такой аппарат будет стоить от 25 тысяч рублей. Дополнительно нужно будет оплачивать услуги связи, услуги оператора фискальных данных и расходы на программное обеспечение аппарата. Многие предприниматели готовятся потратить на все это более 50 тысяч рублей. До 1 июля это должны были сделать все предприниматели кроме тех, кто работает на ЕНВД и патентной системе налогообложения, а с 1 января 2018 года – все остальные.

Серьезной проблемой является и тот факт, что все эти новые поборы малый бизнес в отличие от крупных предпринимателей далеко не всегда может включить в цену и переложить на покупателя, и особенно в условиях падающего спроса. В противном случае он просто не выдержит конкуренцию. Поэтому платить за «меры поддержки» приходится из своего кармана.

Многие из этих норм заставляют предпринимателей работать неофициально. Размеры теневого малого бизнеса оценить трудно. Эксперты РАНХиГС подсчитали, что для 11,7% экономически активного населения (8,7 миллиона человек) неофициальные заработки являются единственной формой дохода. А еще 30 миллионов человек, то есть 40,3% работающего населения, совмещают их с легальной работой. И эта доля продолжит расти, если государство по-прежнему будет так «поддерживать» наш малый бизнес.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы