Экономика

Российской IT-отрасли поможет только экспорт

У отечественных компаний, занимающихся разработками в сфере IT, нет возможности быстро и эффективно экспортировать свою продукцию, так как у них нет ни денег, ни опыта международных продаж и маркетинга. Чтобы выйти на внешний рынок (страны СНГ не в счет - тут все намного проще), нужна как минимум сервисная служба поддержки на английском языке, бюджет на рекламу «там», в разы превышающий местный рекламный бюджет, и многое другое. По словам представителей отрасли, государство должно сейчас поддерживать именно экспортирующие компании: только так можно сделать российских разработчиков более конкурентными и вдохнуть жизнь в отрасль.

Деньги, язык и маркетинг

По словам экспертов, в России пока нет разработчиков, сравнимых по капитализации с крупнейшими иностранными производителями программных продуктов.

- Отечественные компании попали в замкнутый круг: для разработки качественного продукта наукоемким компаниям нужна финансовая поддержка, которой они исторически обделены. Как не было достаточного финансирования двадцать лет назад, так его нет и сейчас. Именно поэтому по качеству мы отстаем от западных производителей и проигрываем им в конкуренции, - рассказывает генеральный директор компании «3В Сервис» Вячеслав Петухов.

Об этом же говорит другой эксперт, начальник отдела маркетинга НПП СпецТек Игорь Антоненко.

- Российским разработчикам программных продуктов даже на своем рынке трудно соперничать с мировыми монополистами с капитализацией в десятки-сотни миллиардов долларов. Довольствуясь остатками рынка, которые им оставляют монополисты, российские разработчики не имеют свободных ресурсов (человеческих и финансовых) на то, чтобы создать инфраструктуру экспорта своих продуктов. Экспансия западных компаний на наш рынок основана на их прочной позиции на своих рынках, на которых они накопили огромный ресурс. Отечественные разработчики в большинстве своем этим похвастать не могут, - отмечает он.

Еще один немаловажный фактор, создающий барьеры для выхода на международный рынок, – это русский язык. По словам Вячеслава Петухова, в этом плане у компаний из Индии большое преимущество перед российскими: кроме низкой цены, они хорошо владеют английским языком. Российским же компаниям нужно не только выполнить локализацию, но и адаптировать продукт под Запад - и лучше с помощью носителей языка, что еще больше увеличивает конечную стоимость разработки.

Третий ограничитель – это отсутствие маркетинговых вложений. По словам специалиста, по сути, программное обеспечение побеждает не своими качеством и особенностями, а маркетинговым продвижением.          

- Если рассматривать в контексте массового рынка, то маркетинг играет одну из ключевых ролей. Важно учитывать следующее: в Америке должен продавать американец, в Англии – англичанин. То есть служба поддержки и служба продажи хотя бы частично должны быть локальными. Наша компания также смотрит и оценивает для себя западные рынки. Уже сейчас у нас есть заказчики в Германии и в честной конкуренции при прямом сравнении свойств мы побеждаем, но в маркетинге, в продвижении и умении продавать на том рынке мы, конечно, еще сильно отстаем, - говорит генеральный директор «3В Сервис».

Работа на заказ

Между тем, российские программные продукты все-таки представлены на внешнем рынке. Правда, не так, как хотелось бы. По словам экспертов, иностранные компании заказывают у российских компаний разработку тех или иных продуктов, а потом реализуют их под своей маркой.

- Отечественные продукты, за редким исключением, вряд ли могут заинтересовать иностранцев, так как западный рынок насыщен продуктовыми предложениями. Однако их могут заинтересовать заказные разработки. Продуктовый бизнес имеет свои ограничения: каким бы мощным продукт ни был, он не может закрыть все индивидуальные потребности всех заказчиков. На этот случай заказчики обращаются за заказной разработкой соответствующего ПО, которое будет дополнять используемый ими продукт. Именно такие заказные российские разработки в основном востребованы за границей, - объясняет Игорь Антоненко.

При этом заказная разработка поступает в полную собственность заказчика - несмотря на то, что она была создана трудом российского программиста.

- В этой связи разработчиков на заказ в принципе трудно отнести к российской IT-индустрии, так же как трудовых мигрантов, скажем, из Таджикистана, работающих на стройке в России, невозможно отнести к трудящимся строительной отрасли Таджикистана. И те, и другие создают собственность на чужбине, только одни материальную, а другие интеллектуальную, - поясняет собеседник.

Об этом же говорит Вячеслав Петухов:

- Доля экспорта значительно меньше, чем могла бы быть. За рубежом вы можете встретить только рекламу «Лаборатории Касперского», все остальные российские разработки продаются под чужими торговыми марками и для всего мира считается, что это иностранные ПО: английское, французское, американское и так далее.

Конференции и маркетинг

Для того, чтобы российские разработчики смогли заявить о себе за границей, нужно активнее участвовать в международных конференциях, выставках и вкладываться в маркетинг. А главное - уходить от разработки на заказ.

- Первоначально – это выставки и конференции, а дальше – проактивный маркетинг. Также необходимо создавать свои бренды, уходя от разработки на заказ, выпускать свой продукт. По моему мнению, начать нужно с российского рынка: мы должны разрабатывать и поставлять качественный продукт для отечественного рынка и уже потом выходить на международный. С другой стороны, если нет желания развиваться здесь, то лучше сразу выходить под созданными специально для запада торговыми марками, это будет гораздо эффективнее, - говорит генеральный директор IT-компании.

На вопрос ПРОВЭД, чем отечественные программные продукты могут заинтересовать иностранцев - ценой, качеством, уникальностью, - эксперт отвечает:

- Нет отечественного продукта, есть просто программный продукт без привязки к национальности. Он может быть либо хорошим, либо плохим. Программное обеспечение должно опираться на знания и навыки разработчиков, должно быть инновационным. Если мы сосредоточимся на сегменте с наукой, связанном с какими-то тонкими процессами и глубокими знаниями, то здесь мы все еще имеем превосходство: наши разработчики действительно создают решения, которые ценятся на рынке. А так - секрет успеха прост. Во-первых, нужно делать продукты качественными. Во-вторых, делать их недорогими. А в-третьих, стараться на российском рынке получить заказчиков, с которыми можно потом работать и развиваться, - добавляет он.

По мнению Вячеслава Петухова, сейчас попасть на внешний рынок есть шансы только у тех компаний, которые выпускают нишевые продукты: различные системы моделирования, расчетные процессы, продукты, направленные на решение узкоцелевых задач. Таких компаний во всем мире немного, но и ниша узкая, что тоже является объективным препятствием.

С этим не соглашается Игорь Антоненко. По его словам, нишевые разработки моментально выкупаются компаниями-гигантами, поэтому стратегии должны быть более глобальными.

- Порой высказывается мнение, что российским разработчикам нужно не конкурировать с западными, а искать незанятые ниши, создавать там свои продукты и конкурировать в этой среде. Но это тупиковый путь. Невозможно сохраниться и выжить в нише рядом с мировым монополистом с капитализацией в сотни миллиардов долларов. Стоит этому монополисту обратить взгляд на эту нишу, и тогда конец. Мы видели, как это происходит: мировой гигант покупает одного из разработчиков в этой нише, интегрирует его продукты в свою линейку, и после этого оставшимся в этой нише остаётся закрыть бизнес, или надеяться, что найдется другой гигант, который их купит, - объясняет он.

Помощь всегда нужна

Что касается господдержки, то она, по словам эксперта, «всегда нужна»: в частности, это могут быть льготы, а также снижение налоговой нагрузки. Последние изменения в госзакупках в сфере IT тоже могут принести определенную пользу.

- Преимущества для отечественных компаний, безусловно, помогут. Для некритических систем вполне можно все перевести на отечественное программное обеспечение. Глобальное решение запретить, к примеру, Windows, взять и перевести всех на Linux, как делают в Китае, вполне допустимо, - делится своим мнением гендиректор «3В Сервис».

По мнению Игоря Антоненко, государство должно помогать, но не тем компаниям, которые продают иностранное ПО российским компаниям и не тем, кто разрабатывает продукты под заказ иностранцам.

- Нужно, прежде всего, прекратить удушение отечественного разработчика на отечественном же рынке. Тогда и экспорт, со временем, умеренно увеличится. Государству нужно наконец определиться, кто относится к отечественной ИТ-отрасли, и предоставлять поддержку именно тем, кто к ней относится. Абсурдна ситуация, когда у государства отношение ко всем одинаковое – и к отечественным разработчикам, и к «челнокам», паразитирующим на ввозе и перепродаже иностранного ПО на российском рынке, - резюмирует он.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы