Экономика

Финляндию заинтересовал малый и средний бизнес России

Во многих странах малый и средний бизнес играет важную роль в структуре ВВП, в частности, в Финляндии. При этом финны поддерживают не только свои компании, но и иностранные, работающие в Финляндии. О том, почему ближайшие соседи заинтересовались нашими предприятиями, и о том, какую выгоду можно получить, ведя бизнес в этой стране, рассказал ПРОВЭДу руководитель отдела инвестиций Cursor Oy Сергей Трошков.

Налоги и рабочие места

«Финляндия на национальном уровне подтвердила стратегический интерес к привлечению иностранных компаний, и Россия сейчас находится в топ-листе тех стран, к которым обращен интерес. Более того, есть понимание, что не нужно искать сразу большие инвестиции, это не столь эффективно, а нужно все больше и больше работать с малым и средним бизнесом, поэтому во все программы, которые реализуются на территории Финляндии, включены малый и средний бизнес и даже стартапы», - отмечает собеседник ПРОВЭДа.

По словам Сергея Трошкова, Финляндия заинтересована в российских компаниях по трем причинам. Во-первых, привлеченные компании создадут новые рабочие места, во-вторых, увеличатся налоговые поступления в бюджет, в-третьих, это поможет диверсифицировать товары и услуги. «В Финляндии традиционно сильными отраслями были судостроение, бумагоделание, информационные технологии, но внутренний рынок достаточно узкий и нишевый. Приход новых компаний из России, которые приносят с собой новую продукцию, новые разработки, новые услуги, безусловно, интересен с точки зрения оздоровления экономики», - объясняет он.

«Подушка безопасности»

Стоит отметить, сотрудничество между странами существует давно, однако сейчас интерес увеличился - причем в двустороннем направлении. Если раньше в основном поддержка предоставлялась финским компаниям, которым помогали выходить на большой рынок России, то сейчас все больше и больше российских компаний выходят через Финляндию на европейский рынок. «Рынок дозрел, российские компании вышли на определенный уровень, их продукция стала более конкурентоспособной, они уже готовы экспортировать, это во-первых, - рассказывает Сергей Трошков. -  Во-вторых, многие компании хотят диверсифицировать риски: если просядет российский рынок из-за валютного курса, то можно будет сохранить бизнес в Европейском союзе – благодаря валютному источнику доходов».

Сейчас существует два больших направления, по которым в Финляндии выделяются субсидии и гранты. Первое - это поддержка инновационной деятельности, разработок новых технологий, продукции, услуг и прочего. Второе – помощь при выходе на международные рынки - в Европу, страны Азии и так далее. Россия при этом тоже может выступать в качестве внешнего рынка. «Обычно финансовая поддержка для компаний составляет около 50% от затрат. Используется компенсационный принцип, то есть сначала компания тратит, а потом ей некоторые расходы компенсируют», - отмечает руководитель отдела инвестиций Cursor Oy.

Finl 1

Под финским флагом

Однако не все компании могут воспользоваться такими возможностями: все финансовые программы поддержки в Финляндии работают только для финских компаний. «Таким образом, компания из России должна зарегистрироваться в Финляндии, открыть акционерное общество и начать деятельность, на практике это означает – нанять первого сотрудника. Только после этого перед иностранной компанией открываются финансовые программы поддержки. До регистрации, до того, как компания стала финским юридическим лицом, возможна только консультационная поддержка: консультации по развитию бизнеса, помощь в контактах, информационная поддержка, но не более», - уточняет собеседник.

При этом он отмечает, что, как правило, речь не идет о полном переносе деятельности в Финляндию. «За пять лет работы у нас не было ни одного случая, когда компания полностью хотела бы переехать из России в Финляндию: всегда шла речь об экспансии, расширения бизнеса, выходе на новые рынки. К примеру, многие компании организуют «зеркальные» производства, когда в России компания работает на смежный рынок, а финское производство – на иностранный рынок», - рассказывает он.

Более того, есть приоритетные отрасли, которые в первую очередь могут рассчитывать на поддержку. «Если говорить о наиболее актуальных отраслях, то можно выделить информационно-коммуникационные, компьютерные технологии, био- и медицинские технологии, «зеленые» технологии и энергосбережение, а также судостроение», - резюмирует Сергей Трошков.

«Дойная корова» государства

Стоит отметить, что в экономике Финляндии малые и средние компании имеют больше веса, нежели в России. По словам генерального директора финской компании Eurofacts Андерса Блума, МСП в Финляндии производят более 50% валового национального продукта, тогда как в РФ в два раза меньше – всего 25%. «Сектор среднего и малого бизнеса – это дойная корова, это машина для сборов налогов», - подчеркнул финский гость, выступая на прошедшем в Санкт-Петербурге «Партнериате». При этом он отметил, что сейчас около трех тысяч российских предпринимателей так или иначе занимаются бизнесом в Финляндии.

Несмотря на международный опыт, по словам, члена Общественной Палаты РФ Виктора Ермакова, продвижение на внешние рынки и развитие экспортной деятельности не является актуальным приоритетом для российских малых и средних предприятий. Сейчас, по данным Экспортного страхового агентства России, всего 0,5% от всех российских МСП занимаются экспортом. Для сравнения, в Канаде доля таких компаний составляет 9%, в Германии - 19%, в Италии - 27%.

MSP 1

Скорее всего, в ближайшее время эта цифра кардинально не изменится. У малого и среднего бизнеса России по-прежнему очень много страхов перед внешними рынками. Как показывают результаты опросов, среди основных проблем предпринимателей - недостаток информации о требованиях зарубежных рынков и потенциальных партнерах, недостаток финансов для ведения экспортной деятельности, отсутствие сертификации продукции по международным стандартам, несоответствие продукции требованиям зарубежных рынков, неконкурентность продукции по цене за рубежом и так далее. При этом пункты, связанные с ограничительными мерами и политическими рисками, меньше всего волнуют бизнесменов.

Между тем, экспансия зарубежных рынков принесла бы немалую пользу российской экономике. «Малые и средние предприятия являются единственным резервом увеличения объема экспортируемой несырьевой и высокотехнологичной продукции, а также продукции с высокой добавленной стоимостью», - напоминает Виктор Ермаков.

Тем более, потенциал у отечественных компаний есть. По словам члена Общественной палаты, серьезным экспортным потенциалом сейчас обладают такие сектора российской экономики, как телекоммуникации, обрабатывающие производства, IT и программное обеспечение, биотехнологии, микроэлектроника, нанотехнологии, космические технологии, авиастроение и судостроение. К радости бизнесменов, многие их этих пунктов перекликаются с интересами финской стороны.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы