Экономика

Малому бизнесу – мало внимания

В петербургском «Ленэкспо»  торжественно открылся «XIII Форум субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга». Впрочем, торжественность была весьма условной. Изначально планировалось, что форум откроет губернатор Полтавченко, но в конце прошлой недели председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев заявил, что градоначальник не приедет из-за заседания правительства. В итоге, открытие проигнорировал и сам Качаев, приславший заместителя. Красную ленточку с получасовым опозданием перерезали вице-губернатор Сергей Мовчан и председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства Елена Церетели. Последним штрихом стал неработающий микрофон, так что дежурные фразы о важности малого бизнеса были слышны плохо.

В кулуарах предприниматели не без горькой иронии отметили, что уровень организации церемонии, а главное, отсутствие на ней Полтавченко, ярко символизируют дефицит реального внимания со стороны власти к проблемам малого и среднего бизнеса.  Впрочем, бизнесмены признают, что форум в любом случае остается важной площадкой для дискуссий. Малый бизнес в Петербурге это, по преимуществу, кафе и магазины, хроническая проблема  которых – аренда и содержание помещений. Именно этим вечным вопросам был посвящен самый многолюдный круглый стол форума - «Анализ проблем потребительского рынка».

forum3

Одна из наиболее болезненных тем – аренда нестационарных торговых объектов (НТО), то есть всевозможных «временных» киосков и малых павильонов. «Сейчас такие объекты вынуждают заключать трехлетние соглашения на аренду земли, в 2009 году этот срок также был три года, но потом его увеличили до пяти лет. То есть сейчас у нас явный шаг назад. Сейчас большинство предпринимателей получают новые объекты на аукционах, за большие деньги. Кроме того, ужесточились требования по внешнему виду объектов. Бизнесменам трудно отбить свои деньги, особенно если учесть, что оборот у многих предприятий за год упал на 20%», - отметил Владимир Меньшиков, ответственный секретарь комиссии по потребительскому рынку совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга.    

Возврат к трехлетним договорам вообще вызывает глубокое раздражение у бизнеса, тем паче, что идею пятилетних соглашений продвигал сам Полтавченко. Николай Крутицкий, заместитель начальника Управления земельных ресурсов комитета имущественных отношений, пояснил, что частая процедура продления договоров имеет важную контрольную функцию. «Как мы без нее поймем, что участок используется по назначению? У комитета нет возможности ежедневно обходить каждый ларек в городе. Нам постоянно жалуются, что в таких павильонах регулярно продают алкоголь (что запрещено), причем продают даже ночью. И жалуются нам часто владельцы близлежащих стационарных магазинов», - заявил чиновник. Крутицкий также «гарантировал», что у бизнесменов, которые не имели нареканий от власти, проблем с новым договором не возникнет. Присутствующие в зале предприниматели тут же опровергли эти слова. Бизнесмены на своем опыте знают, что есть масса случаев, когда человеку, многие годы исправно и без задержек платившему за аренду, договор не продлевают. Не согласен с Крутицким и вполне лояльный к городским властям Владимир Меньшиков. «Нельзя забывать, что теперь договора нужно заключать с учетом нового архитектурно-художественного регламента, что довольно дорого. Кроме того, федеральные власти вообще говорят о договорах на семь лет! И решение в Петербурге сократить этот срок до трех выглядит странно», - отметил он.          

Еще один важный вопрос, который уже многие годы регулярно обсуждается на форуме – наличие фундамента у НТО, который, на самом деле, есть у любого павильона больше 30 метров. По действующим нормам его формально быть не должно, и каждый бизнесмен находится под угрозой расторжения договора об аренде земли. «Очень многие объекты со свайным или ленточным фундаментом сданы в эксплуатацию и занесены в схему размещения НТО. При этом «запрет на фундаменты» в момент их занесения в схему уже применялся», - отметил ресторатор Ашот Эфендиев. Но к моменту перезаключения договора чиновники вдруг вспоминают, что капитального основания у НТО как бы быть не должно, и часто отказывают в продлении договора аренды. Также предприниматели не понимают, почему для общепита максимальный метраж НТО – 400 метров, а для розничной торговли – только 150.

Пандус для кафе

Новой проблемой для бизнеса стала и необходимость переоборудования кафе и магазинов так, чтобы обеспечить равный доступ для инвалидов-колясочников, эти требования содержатся в 419 ФЗ, который вступает в силу с 1 января. «Отныне у всех групп инвалидов должен быть равный доступ в любое помещение: в магазин, столовую, банк. Не должно быть помещений, в которые инвалид не может попасть. Но в старом городе, в исторических домах, сделать это очень трудно, и закон это предусматривает, разрешая сделать лишь «все возможное». А значит, надо уже сейчас приглашать социальных инспекторов, которые должны помочь определить, где можно установить, например, переносные пандусы. Если это не сделать, будут штрафы – от 100 МРОТ и выше», - заявил Лев Петров, директор Благотворительного фонда содействия инвалидам и лицам пожилого возраста «Надежда». Он отметил, что в законе четко не прописано, кто именно должен заниматься установкой пандусов и устранением порогов – арендатор или арендодатель помещения.

«Не приходится сомневаться, что в реальности штрафовать будут именно арендаторов, частный бизнес. И все эти штрафы и затраты на пандусы будут вложены в стоимость продаваемых товаров, то есть потребитель за все это заплатит. А по уму, начать «доступную среду» надо бы с судов. В Мировой суд Петроградского района здоровому-то человеку физически трудно попасть, такой там вход», - сетует  Светлана Сивец, руководитель Международного центра предпринимательства и права. В некоторых районах Петербурга уже завелись самозваные «общества защиты прав потребителей», которые вымогают у бизнесменов, не оборудовавших кафе пандусами, деньги. В Петербурге в отношении самозванцев возбуждено одно уголовное дело, в Москве – уже шестнадцать.   

 Налог на дождь

То, что государство частично перекладывает на бизнес свои обязанности по помощи инвалидам не вполне правильно, но хотя бы совершенно понятно, что цель все же благородная. А вот что совершенно непонятно, так это то, что предпринимателей пытаются заставить платить за дождь и снег.

В августе этого года вышло распоряжение №36-р, которое гласит, что каждый арендатор должен в месячный срок заключить договор с Водоканалом на прием дождевых и талых вод. В договорах, заключенных ранее, этого пункта нет. «То есть, когда дождь падает на пустое место – никто ничего не платит. А если на этом месте наш магазин, то за дождь должны заплатить мы! Расчет Водоканал делает исходя из площади крыши и автоматически направляет на оплату» - возмущаются предприниматели. Представитель комитета имущественных отношений Крутицкий и здесь с не согласился, ведь «это обязанность предпринимателя - содержать свое имущество». Он не уточнил, когда именно с бизнеса начнут собирать налог на воздух и солнечный свет.

 «Чиновники не имеют права заставлять бизнес заключать такие договоры с Водоканалом. Это даже пахнет чем-то нехорошим, ведь вы фактически патронируете эту организацию, обеспечивая ей доход. Земля находится в собственности КУГИ, вот пусть КУГИ проблемы с дождем и решает», - заявляет в этой связи Светлана Сивец.

Все многочисленные заявления и претензии, которые в ходе форума поступили от малых предпринимателей, будут включены в итоговую резолюцию мероприятия. Как неоднократно и с гордостью заявляла Елена Церетели, пожелания бизнеса прошлогодней такой резолюции были реализованы на 50%. «А почему не на 100% или хотя бы не на 80? - интересуется Светлана Сивец. - Чиновники так боятся переработать?».     

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы