Возмущённые фермеры: как у них и как у нас
Фермеры в Европе протестуют с размахом и сообща. Совсем не так, как в России. 100 тракторов возмущённых фермеров на подъезде в Москву – это трудно себе представить. 1300 тракторов на улицах Парижа – вполне. Европейские аграрии, как и наши, сталкиваются с ворохом проблем, но, по крайней мере, им дают высказаться.
В середине сентября эстонские фермеры выставили перед парламентом в Таллине 10 тысяч бутылок со свежим молоком. На каждой из них – кличка коровы и год, когда животное было продано за границу или убито. Помимо этого, аграрии вручили своим депутатам «Троянскую корову», сделанную из дерева и набитую пачками молока.
Фермеры таким способом хотели обратить внимание властей на проблему сокращения молочного поголовья и свиней в стране из-за кризиса. По словам организаторов акции, они хотели напомнить «о тех лучших в Европе коровах, которые в течение последних двух лет из-за неблагоприятного экономического климата уехали за границу или пошли на убой».
Молочное и мясное производство в Эстонии стало нерентабельным. За последние два года эстонские аграрии были вынуждены уменьшить количество коров на 10%, а свиней – на одну треть, что, в свою очередь, привело к сокращению большого количества рабочих мест в сельскохозяйственной отрасли, что также усугубило экономическую ситуацию.
В апреле отличились французские фермеры, которые вылили на границе с Испанией около 30 тысяч литров испанского вина. Причём, алкоголь протестующие взяли не в магазине, а у перевозчиков, которые везли товар во Францию. 1500 тысяч французов перекрыли дорогу, разрисовали фуры и устроили это показательное уничтожение вина из-за того, что испанские конкуренты своим дешёвым вином сбивают цены во Франции. Цены на алкоголь отличаются вдвое: если бутылка французского в среднем стоит 80 евро за литр, то испанского – всего 40.
Фермеры своей акцией пытались убедить властей обратить внимание на собственное виноделие, а не поощрять наращивание импорта из соседней страны.
Бельгийские фермеры и дальнобойщики весной перекрыли главные автомагистрали страны в знак протеста против введения налога на грузовые перевозки – аналога нашего «Платона». Сразу же образовались огромные пробки на ключевых автомагистралях и на въездах в крупные города.
Бельгийские власти решили собрать деньги на ремонт автодорог за счёт владельцев грузовых автомобилей. Размер сбора для всех разный и зависит от того, сколько километров проезжает автомобиль свыше 3,5 тонн по дорогам Бельгии. На налог также влияет общий вес грузовика, тип подвески и количество осей.
Это не первая подобная акция бельгийцев. Прошлым летом фермеры, протестуя против низких цен на молоко и свинину, блокировали ключевые магистрали и не пропускали фуры к нескольким крупным логистическим центрам.
У французов прошлый год был ещё ярче. В сентябре 2015 года французские фермеры пригнали на улицы Парижа 1300 тракторов. Участники акции требовали у правительства вмешаться в ситуацию: из-за ценовой политики торговых сетей, высокого натиска со стороны других европейских стран и российских санкций их доходы стали падать.
Фермеры жаловались на то, что их издержки на производство молока превышают закупочные цены, которые им диктуют крупные сетевые магазины. При этом на них давят конкуренты из Дании и Германии, у которых затраты на производство гораздо меньше, чем у французов. Вдобавок закрыт экспорт молочной продукции в Россию.
Стоит отметить, французские фермеры очень часто выступают против низких закупочных цен на свою продукцию. Немногим ранее они вывалили навоз на улицы некоторых городов, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Навозом заблокировали даже доступ к популярному среди туристов замку Мон-сен-Мишель. А в Бретани напали на супермаркет: забросали экскрементами животных вход в магазин и сожгли покрышки в знак протеста.
Ещё раньше аграрии блокировали автомобилями и тракторами подъезд к городу Кан. Они не пропускали фуры к супермаркетам и требовали повысить закупочную стоимость мяса и другого продовольствия.
Среди прошлых ярких протестов французов – акция с яйцами. Фермеры, протестуя против низких оптовых цен на сельхозпродукцию, разбили перед зданием налоговой службы в Каре-Плугер 100 тысяч яиц. Также аграрии грозились сократить производство яиц на 5%, чтобы добиться повышения цен.
У российских фермеров причин для возмущения не меньше. Причем, низкие закупочные цены – это не самое страшное, что может произойти в сельхозотрасли в России. Главный бич фермерства, по крайней мере, на Кубани – рейдерство. В любой момент агрария могут лишить пары сотен-тысяч гектаров земли только потому, что эти земли понадобились какому-нибудь агрохолдингу или отдельному влиятельному лицу.
Пороха в пороховницах у кубанцев достаточно – готовы не только голубей в небо пускать, чтобы привлечь внимание президента к проблеме, но и сесть на трактора, чтобы отправиться в Москву. Но в отличие от французов – доехать до столицы не могут.
Напомним, тракторный марш на Кремль, в который отправились фермеры из Краснодарского края в конце августа, правоохранительные органы завернули в Ростове-на-Дону. Часть участников пробега посадили на 10-30 суток, часть – оштрафовали на 10-30 тысяч рублей. После этого началось административное и силовое давление на людей, так или иначе причастных к пробегу на тракторах. Между тем проблемы кубанских аграриев до сих пор не решены.
Стоит отметить, борьба дальнобойщиков в России, выступающих за отмену «Платона» – платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков свыше 12 тонн – тянется с конца 2015 года.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка