В Усть-Луге и в Большом порту Санкт-Петербурга Федеральная таможенная служба выявила 500 контейнеров с недовесом в 4,5 тысячи тонн. Об этом сообщил руководитель ФТС России Владимир Булавин в рамках первого публичного обсуждения результатов правоприменительной практики. И это еще не все.
«При этом после этой акции встали в Германии и в прибалтийских государствах еще 3 тысячи контейнеров», – добавил глава таможенного ведомства.
Арифметика простая, но цифру даёт ошеломительную: в среднем недовес с каждого контейнера составляет 9 тонн, и это только то, что было выявлено в рамках проверки.
«По правилам IMO (Международной Морской Организации – прим. ред.), установленным год назад, все контейнеры без исключения проходят взвешивание перед погрузкой. Без сертификата, официально подтверждающего вес, контейнер на борт загружен быть не может. Таможня обратилась к морским агентам с просьбой предоставить сертификаты, в которых указаны истинные веса, вот расхождение и обнаружили», – рассказывает президент Ассоциации морских перевозчиков Александр Виноградов.
Документов много, толку мало
Сертификаты о верификации массы груженых контейнеров (сертификаты VGM), выдаваемые по результатам взвешивания, всегда оставались у капитана судна и к таможенному оформлению отношения никакого не имели. Видимо, именно этим и пользовались все, кто имел отношение к столь масштабным махинациям с весом.
– Все возили ниже по весу, и знают об этом все, кто сталкивался с морскими перевозками. Это называется «убить вес». И убивали его очень сильно. Вплоть до такого, что, например, контейнер весит 25 тонн, а заявляли 3 или 4 тонны. Всё это, естественно, делалось через судоходные линии, которые тоже на этом зарабатывали. Меняются документы где-то в Европе через агента, – рассказывает юрист одной из компаний, оказывающих таможенные услуги в Северо-Западном регионе.
Однако в первую очередь все «кивают» в сторону таможни с её системой управления рисками: очевидно, что мимо СУР такое пройти не могло, так как риски в отношении нестандартной загрузки существовали уже давно. Комплексная же проверка по СЗТУ в очередной раз показала, что система управления рисками со своей коррупционной функцией справляется куда лучше, чем с прямыми задачами таможенного контроля: вскрытые в рамках проверки контейнеры декларировались с колоссальным расхождением по весу.
Пытаясь исправить ситуацию, ФТС в очередной раз обратила внимание подчинённых таможенных органов на необходимость усиления контроля достоверности представляемых таможенным органам информации о весе контейнеров, в том числе «путем принятия профилактических мер». По свидетельству участников ВЭД, на Усть-Луге и на Балтийской таможне уже сейчас почти на каждый контейнер сформирован целевой профиль риска, обязывающий взвешивать и досматривать контейнеры, чтобы сопоставлять эти сведения с документами, полученными от морских агентов. Это не могло не сказаться на сроках таможенного оформления, а также на срыве работы многих компаний, в том числе в нарушениях таможенного законодательства не замеченных.
– Естественно сроки нарушаются – и выпуска, и временного хранения. Масса ящиков на Усть-Луге застряла – почти все грузы с неверной коррекцией, их начали повально взвешивать, – комментирует ситуацию менеджер одной из компаний таможенного представителя. – По многим прошли сроки временного хранения, но их еще даже не досмотрели, а ЦПР предусматривает обязательных досмотр. Там демередж огромный. Не хватает сил, крытых площадок, чтобы это все хотя бы расставить.
Кто замешан в схеме?
Одновременно с активизацией СУР Федеральная таможенная служба подготовила проект соглашения об информационном взаимодействии на безвозмездной основе Балтийской таможни и морских перевозчиков, на основе которого последние будут обязаны предоставлять в электронном виде сведения о номере и весе контейнеров (карго-план, сертификаты о верификации массы груженых контейнеров). Любопытно, что при наличии доступа к КПС «Портал морской порт» соглашение обяжет перевозчиков эти сведения передавать дополнительно и посредством данного портала «в совместимом формате».
Но как мы видим, таможня – это пусть и немаловажное, но все же лишь звено в цепочке весовых превращений: неверный вес невозможно скрыть ни от судоходной линии, ни от стивидора в порту.
Возникает вопрос, по всей видимости, риторический: как сговор такого масштаба и с таким составом участников мог столь долго оставаться «незамеченным»? По имеющейся у нас информации, есть международные транспортные компании, которые «умеют» решать подобные вопросы на всех уровнях. Как стало известно из источников в правоохранительных органах, в отношении одной из таких крупнейших международных транспортных и логистической компаний, название которой пока в интересах следствия не разглашается, уже проводились разбирательства и проходили допросы руководства по подозрению в осуществлении махинаций с весом контейнеров. Чем закончатся данные мероприятия, покажет время, ведь, как известно, теневой бизнес так просто со своими сверхдоходными схемами не расстается.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Таможня
- 2018.01.10 2:28Таможенные итоги года: 10 главных событий
- 2017.12.29 6:39Электронные таможни не совместимы с менталитетом таможенников
- 2017.11.08 9:35Нужны ли импортерам СВХ?
- 2017.09.13 1:59Предварительное информирование при ввозе товаров в ЕАЭС: что изменится?
- 2017.09.12 9:37Таможенный представитель: справится ли без него участник ВЭД?
- 2017.09.11 11:00Маркировка товаров: на какие грабли наступают участники ВЭД
- 2017.09.06 3:11Контрафактность товара определяется контрафактностью его частей
- 2017.08.21 4:43Сертификат соответствия и декларация о соответствии: проблемы на таможне
- 2017.08.10 4:04Монетизация административного ресурса
- 2017.08.09 9:19Бизнес на костях: китайцы «истребляют» африканских слонов при помощи таможни
- 2017.08.07 11:47Брать деньги таможня умеет, отдавать – нет
- 2017.08.03 11:50Временный ввоз и транзит станут прозрачнее
- 2017.08.01 9:55Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет
- 2017.07.28 9:40Форма предварительного решения о классификации товара станет единой
- 2017.07.26 6:20Как Сафоничеву удалось обвести ФТС вокруг пальца
- 2017.07.20 12:26Почему таможня меняет коды?
- 2017.07.14 4:20Просто о сложном: как работают правила Инкотермс?
- 2017.07.13 1:15Не зная кода, не суйся в воду
- 2017.07.10 12:33Бизнес жалуется на неразбериху в таможне
- 2017.07.04 3:11Модернизация автоматизации бардака
- 2017.06.29 10:05Территория недоверия, или просто место заколдованное
- 2017.06.16 1:31Корректировка таможенной стоимости глазами участника ВЭД: как это «работает»?
- 2017.06.10 5:46Таможня и бизнес: Обыкновенный лоббизм, или Эффект Даннинга-Крюгера
- 2017.04.21 9:08Уполномоченные экономические операторы: почему система работает за рубежом и не работает у нас?
- 2017.04.20 2:55Какие пункты пропуска в России самые проблемные?
- 2017.04.19 1:12Что сдерживает электронный транзит?
- 2017.04.18 5:45В России хотят чипировать одежду, парфюмерию и покрышки
- 2017.03.24 2:48Российские таможенники не поняли, чьи яблоки они пропустили в Россию
- 2017.03.20 5:42Таможенный детектив: чужая пыльца на азербайджанских яблоках?
- 2017.03.17 11:50Российские таможенники провоцируют яблочный конфликт с Азербайджаном
- 2017.02.06 9:18Казахстан несёт убытки из-за жёстких мер Кремля и ФТС России
- 2017.01.18 12:47Что делать, если на таможне вымогают взятку
- 2017.01.12 10:46Как таможня и банки мешают переработчикам лома
- 2016.12.29 12:57В Псковской таможне не увидели проблем с транзитом в России
- 2016.12.28 9:12Эксперт: гарантия по книжке МДП в 100 тысяч евро в России перевозчикам не светит
- 2016.12.09 2:44Перевозчики сообщают о проблемах с транзитом в России
- 2016.10.06 4:23Таможня России три года кошмарит перевозчиков из Казахстана
- 2016.09.20 11:59Как таможня зарабатывает на корректировке
- 2016.07.18 10:01Саморегулирование таможенных представителей: помощь или попытка отжать бизнес?