Пока в таможенном ведомстве подсчитывают доходы и показатели, самое время вспомнить, что нового произошло в жизни российской таможни и участников ВЭД за прошедший год.
1. Банки начали выдавать электронные таможенные гарантии
С 3 апреля 2017 года в ФТС России наладили информационное взаимодействие с кредитными организациями и Банком России по передаче в таможенные органы информации о выданных банковских гарантиях обеспечения уплаты таможенных платежей.
Как отмечали в ведомстве, электронный документ таможня принимает не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления, а бумажную – целых пять рабочих дней. Впрочем, далеко не все могут переломить себя и перейти к безбумажным технологиям. По свидетельству участников ВЭД, многие таможенники распечатывают электронные банковские гарантии и продолжают с ними работать на бумаге.
2. В ФТС заработали электронные таможенные расписки
С 21 сентября ФТС стала выдавать электронные таможенные расписки в соответствии с приказом Минфина от 9 июня 2017 года. До того, как документ вступил в силу, таможня, подтверждая принятие обеспечения, выдавала лишь бумажный документ. Для участников ВЭД это было неудобно. Частные лица были вынуждены тратить время и посещать инспектора на таможенном посту. Но если сейчас кому-то требуется бумажная форма, ее можно получить дополнительно.
3. Новые электронные транзитные декларации
В минувшем году был сделан еще один шаг на пути к информатизации российской таможни. Эксперимент, который растянулся на несколько лет, завершился, и в марте заработали электронные транзитные декларации в соответствии с приказом Минфина РФ от 30.08.2016 № 144н. Электронное декларирование предполагает заблаговременную подачу транзитной декларации в формализованном виде через «Личный кабинет участника ВЭД» либо через специальное программное обеспечение. К моменту прохождения границы бланк должен быть уже у сотрудников таможни.
4. Открыли «упрощенный таможенный коридор» между Россией и Узбекистаном
В июле 2017 года ведомства двух стран обеспечили возможность информационного взаимодействия и объявили о запуске «упрощенного таможенного коридора» (УТК). Его суть состоит в том, что участники ВЭД из двух стран, которые попадают под категорию низкого риска и желают участвовать в проекте, могут получать упрощения при ввозе и вывозе товаров. Правда, пока это лишь овощи и некоторые виды продовольствия, но таможенники обещают позже перечень расширить.
Упрощения для многих участников ВЭД весьма существенны – это ускоренное оформление и приоритет по сравнению с лицами, которые не принимают участия в УТК. Кроме того, в отношении таких участников ВЭД таможенный досмотр не производится, если не выявлен риск нарушения таможенного законодательства. А если риск все же выявлен, таможенники обещают проводить досмотр в максимально короткие сроки.
5. Заработали автоматический выпуск и автоматическая регистрация деклараций
С 24 апреля 2017 года эксперименты по автоматическому выпуску и автоматической регистрации деклараций завершились, и ФТС сообщила о том, что данными функциями наделили все таможенные посты, которые могут регистрировать таможенные декларации, причем как по экспорту, так и по импорту.
Технология предполагает, что декларации могут регистрироваться и даже выпускаться автоматически без участия таможенного инспектора, что не только должно существенно уменьшить сроки выпуска, в особенности для безрисковых поставок, но и уменьшить влияние человеческого фактора. Пока технология еще имеет ряд проблем, и объемы такого выпуска невелики. По статистике ведомства, за январь-сентябрь в автоматическом режиме было выпущено 45,6 тысячи деклараций, что составляет только 1,4% от всего массива. Однако в планах ФТС довести за несколько лет долю автоматически зарегистрированных деклараций до 99%, а автоматически выпущенных – до 80%.
6. ФТС приняла новую программу развития
В мае утвердили новую Комплексную программу развития ФТС России до 2020 года взамен старого документа, действовавшего с декабря 2012 года. Новая стратегия объективно стала лучше и заимствовала многое из дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», многие пункты которой так и не были выполнены в срок.
Новый документ акцентирует внимание на создании единого механизма администрирования ФТС и ФНС, «электронной таможни» и «единого окна», таможенном пост-аудите, механизме «прослеживаемости» движения товаров по аналогии с другими таможнями мира, а также на других инновациях. Тем не менее о каких-то радикально новых технологиях в документе пока не говорится, авторы предлагают лишь совершенствовать уже существующие, а также те, которые пока действуют в рамках экспериментов и пилотных проектов.
7. Россия возглавила Европейский регион ВТамО
В июле прошлого года первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов был избран вице-председателем Совета Всемирной таможенной организации по Европейскому региону. Ведомство сообщило о том, что планирует возглавить деятельность специально созданной рабочей группы ВТамО по транзиту с целью проработки вопроса сопряжения транзитных систем России и Европейского союза для организации упрощенного и ускоренного прохождения транзитных грузов на всем протяжении Еврорегиона от Лиссабона до Владивостока.
8. Мы поднялись в рейтинге Doing Business
Весьма значимым событием этого года стал тот факт, что Россия, наконец, поднялась в международном рейтинге Doing Business. В минувшем году нам удалось забраться с 40-й на 35-ю строку. При этом мы опередили Казахстан и Беларусь.
Однако поистине гигантский скачок мы совершили по параметру «Международная торговля», который учитывает время и затраты на прохождение таможенных формальностей. По этому пункту мы поднялись с 140 места сразу на 100-е. Теперь наши ближайшие соседи по рейтингу – Филиппины, Антигуа и Барбуда, Эквадор и Восточный Тимор (Тимор-Лесте). При этом авторы исследования отмечают, что в России сократились сроки прохождения контроля и существенно снизились затраты. Подтолкнуло нас вверх и открытие порта Бронки. «Россия сделала проще экспорт и импорт, открыв новый глубоководный порт на берегу Финского залива, и снизила затраты на прохождение контроля в порту Санкт-Петербурга», – отмечали составители рейтинга.
9. В России появилась Хартия добросовестных участников ВЭД
ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России» подписали Декларацию об одобрении Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Как отмечается в документе, «объединения предпринимателей, поддерживая Хартию, обязуются формировать и доносить до максимально широкого круга предпринимателей общую позицию о неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности, внедрять в практику антикоррупционные программы и иные меры антикоррупционной корпоративной политики в сфере ВЭД».
Идеологи проекта надеются, что это будет список благонадежных участников ВЭД, дополнительно к «зеленому коридору». Предприниматели ждут улучшения делового климата, снижения сроков и уменьшения объемов таможенного контроля.
Но, несмотря на то, что анонсировали Хартию еще в самом начале года, до каких-то результатов дело так и не дошло. Ее участником не стала ни одна компания, и так и не ясно, какие преимущества будут на практике созданы для участников ВЭД.
10. В таможне сделали «горячую линию»
Таможенные органы сделали еще один шаг навстречу бизнесу, создав горячую линию в региональных таможенных управлениях. По телефону или электронной почте заинтересованные лица могут узнать все, что касается работы нового Таможенного кодекса ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2018 года.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Таможня
- 2017.12.29 6:39Электронные таможни не совместимы с менталитетом таможенников
- 2017.11.08 9:35Нужны ли импортерам СВХ?
- 2017.09.13 1:59Предварительное информирование при ввозе товаров в ЕАЭС: что изменится?
- 2017.09.12 9:37Таможенный представитель: справится ли без него участник ВЭД?
- 2017.09.11 11:00Маркировка товаров: на какие грабли наступают участники ВЭД
- 2017.09.06 3:11Контрафактность товара определяется контрафактностью его частей
- 2017.08.21 4:43Сертификат соответствия и декларация о соответствии: проблемы на таможне
- 2017.08.10 4:04Монетизация административного ресурса
- 2017.08.09 9:19Бизнес на костях: китайцы «истребляют» африканских слонов при помощи таможни
- 2017.08.07 11:47Брать деньги таможня умеет, отдавать – нет
- 2017.08.03 11:50Временный ввоз и транзит станут прозрачнее
- 2017.08.01 9:55Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет
- 2017.07.28 9:40Форма предварительного решения о классификации товара станет единой
- 2017.07.26 6:20Как Сафоничеву удалось обвести ФТС вокруг пальца
- 2017.07.20 12:26Почему таможня меняет коды?
- 2017.07.14 4:20Просто о сложном: как работают правила Инкотермс?
- 2017.07.13 1:15Не зная кода, не суйся в воду
- 2017.07.10 12:33Бизнес жалуется на неразбериху в таможне
- 2017.07.04 3:11Модернизация автоматизации бардака
- 2017.06.29 10:05Территория недоверия, или просто место заколдованное
- 2017.06.16 1:31Корректировка таможенной стоимости глазами участника ВЭД: как это «работает»?
- 2017.06.10 5:46Таможня и бизнес: Обыкновенный лоббизм, или Эффект Даннинга-Крюгера
- 2017.06.05 11:43«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках
- 2017.04.21 9:08Уполномоченные экономические операторы: почему система работает за рубежом и не работает у нас?
- 2017.04.20 2:55Какие пункты пропуска в России самые проблемные?
- 2017.04.19 1:12Что сдерживает электронный транзит?
- 2017.04.18 5:45В России хотят чипировать одежду, парфюмерию и покрышки
- 2017.03.24 2:48Российские таможенники не поняли, чьи яблоки они пропустили в Россию
- 2017.03.20 5:42Таможенный детектив: чужая пыльца на азербайджанских яблоках?
- 2017.03.17 11:50Российские таможенники провоцируют яблочный конфликт с Азербайджаном
- 2017.02.06 9:18Казахстан несёт убытки из-за жёстких мер Кремля и ФТС России
- 2017.01.18 12:47Что делать, если на таможне вымогают взятку
- 2017.01.12 10:46Как таможня и банки мешают переработчикам лома
- 2016.12.29 12:57В Псковской таможне не увидели проблем с транзитом в России
- 2016.12.28 9:12Эксперт: гарантия по книжке МДП в 100 тысяч евро в России перевозчикам не светит
- 2016.12.09 2:44Перевозчики сообщают о проблемах с транзитом в России
- 2016.10.06 4:23Таможня России три года кошмарит перевозчиков из Казахстана
- 2016.09.20 11:59Как таможня зарабатывает на корректировке
- 2016.07.18 10:01Саморегулирование таможенных представителей: помощь или попытка отжать бизнес?