Казахстан три года пытается убедить Россию признать книжки МДП казахстанских перевозчиков. За каждый транзит по России из-за профилей риска им приходится платить по тысяче долларов аффилированной с ФТС компании «Арсеналъ» и простаивать на границе до 7 дней или давать взятку в 1,2 тысячи долларов. Обращались ко всем, к кому только можно – от экс-главы российской таможни Андрея Бельянинова до первого вице-премьера России Игоря Шувалова – безрезультатно, рассказывает ПРОВЭДу генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан Теодор Каплан.
Без взятки жди неделю
Напомним, проблемы с книжками МДП в нашей стране начались в 2013 году, когда ФТС России стала вводить различные ограничения и запреты, которые фактически парализовали работу в этой системе на территории России.
– Россия не признаёт систему МДП, а мы сидим все на этом. К чему это приводит? Машина приезжает, скажем, на таможенный пункт пропуска «Верхний Ларс», это Кавказ. Водитель показывает книжку МДП, его должны пропустить без досмотра тут же, чтобы он следовал транзитом по России, но срабатывает система управления рисками. Книжка МДП в России введена в профиль риска, и машина подвергается досмотру. Два раза её досматривают, семь дней на это тратится, более тысячи долларов надо там заплатить, – рассказывает Теодор Каплан.
Впрочем, есть и другой вариант.
– Альтернативный – плати взятку в 1200 долларов таможне и поедешь без остановки, – говорит генеральный секретарь КазАТО.
В такой системе координат перевозчики из Казахстана работают уже три года. Ничего не изменилось даже после того, как Владимир Путин в феврале 2015 года дал поручение обеспечить в России действие книжек МДП. Не возымело действия и решение Межгосударственного совета ЕАЭС.
– 5 июля 2013 года Бельянинов (в ту пору глава ФТС России – прим. ред.) заявил о запрете использования книжек МДП, где-то с августа всё началось, и нас с тех пор кошмарят – уже три года. Я лично пять раз общался с Шуваловым, два раза присутствовал Бельянинов при этих встречах, три раза были его заместители – и Давыдов, и Голендеева, и Малинин – и они не могли возразить против моих доводов. Говорили «Казахстанцев будем пускать по системе МДП» и не выполняли. 29 мая прошлого года в Бурубае главами правительств стран ЕАЭС было подписано распоряжение, обязывающее Бельянинова открыть МДП по всей территории России, и опять ничего не сделано, – рассказывает Теодор Каплан.
Между тем, транзит через Россию у казахстанцев большой – около 1,2 миллиона тонн в год.
– 80 тысяч автомобилей в год на Казахстан идёт, умножаем на 15 тонн, получается 1,2 миллиона тонн. Везут со всех стран, но больше всего – из Германии, потом идёт Польша, Турция, Италия, а там уже все прочие – и Словения, и Словакия, и Франция, и Португалия, из Нидерландов много, Дания есть. Все страны, с кем торгует Казахстан, – говорит Теодор Каплан.
В КазАТО видят решение проблемы в том, чтобы разрешить действие книжек МДП на территории РФ для перевозчиков из Казахстана.
– Мы хотим, чтобы Россия признала конвенцию МДП, по крайней мере, для казахстанских перевозчиков. Мы не можем вмешиваться в другие дела. Но сегодня и этого нет, – говорит генсек союза.
Это не единственное неудобство, которое доставляет Россия казахстанским перевозчикам. С января действует запрет на прямой транзит грузов из Украины в Казахстан через Россию. Для товаров из Украины можно использовать только более длинный маршрут – через территорию Беларуси – и при условии наличия системы ГЛОНАСС. Из-за этого казахстанцам пришлось перейти на дорогие альтернативные маршруты.
– Через Россию с Украины мы сейчас ничего не возим. С Украины мы сейчас везём через Чёрное море, Каспийское море на Казахстан. Это на 3 тысячи евро дороже, – отмечает генеральный секретарь КазАТО Теодор Каплан.
Стоит отметить, импорт грузов в Казахстан в первом полугодии 2016 года заметно сократился. Как следует из официальных статистических данных Комитета статистики МНЭ РК и Комитета государственных доходов МФ РК, поставки в эту страну с января по июнь 2016 года упали на 4,5 млрд долларов. Это было вызвано снижением поставок легковых автомобилей, нефтепродуктов, двигателей и летательных аппаратов.
В целом импорт обработанных товаров упал на 29% (до 10,3 млрд долларов), сырьевых – на 21,2% (до 0,9 млрд долларов).
Сокращение импорта Казахстана началось ещё в прошлом году. По итогам 2015 года, поставки обработанных товаров упали на 26,7%, или на 10,4 млрд долларов (до 28,4 млрд долларов), а сырьевых товаров – на 14,2%, или на 0,4 млрд долларов (до 2,1 млрд долларов). Тогда как в 2014 году импорт обработанных товаров в денежном эквиваленте составлял 38,8, а сырьевых – 2,5 млрд долларов, а в 2013 году – 43,6 и 5,2 млрд долларов соответственно.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД
Материалы по теме
- Таможня
- 2017.11.08 9:35Нужны ли импортерам СВХ?
- 2017.09.13 1:59Предварительное информирование при ввозе товаров в ЕАЭС: что изменится?
- 2017.09.12 9:37Таможенный представитель: справится ли без него участник ВЭД?
- 2017.09.11 11:00Маркировка товаров: на какие грабли наступают участники ВЭД
- 2017.09.06 3:11Контрафактность товара определяется контрафактностью его частей
- 2017.08.21 4:43Сертификат соответствия и декларация о соответствии: проблемы на таможне
- 2017.08.10 4:04Монетизация административного ресурса
- 2017.08.09 9:19Бизнес на костях: китайцы «истребляют» африканских слонов при помощи таможни
- 2017.08.07 11:47Брать деньги таможня умеет, отдавать – нет
- 2017.08.03 11:50Временный ввоз и транзит станут прозрачнее
- 2017.08.01 9:55Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет
- 2017.07.28 9:40Форма предварительного решения о классификации товара станет единой
- 2017.07.26 6:20Как Сафоничеву удалось обвести ФТС вокруг пальца
- 2017.07.20 12:26Почему таможня меняет коды?
- 2017.07.14 4:20Просто о сложном: как работают правила Инкотермс?
- 2017.07.13 1:15Не зная кода, не суйся в воду
- 2017.07.10 12:33Бизнес жалуется на неразбериху в таможне
- 2017.07.04 3:11Модернизация автоматизации бардака
- 2017.06.29 10:05Территория недоверия, или просто место заколдованное
- 2017.06.16 1:31Корректировка таможенной стоимости глазами участника ВЭД: как это «работает»?
- 2017.06.10 5:46Таможня и бизнес: Обыкновенный лоббизм, или Эффект Даннинга-Крюгера
- 2017.06.05 11:43«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках
- 2017.04.21 9:08Уполномоченные экономические операторы: почему система работает за рубежом и не работает у нас?
- 2017.04.20 2:55Какие пункты пропуска в России самые проблемные?
- 2017.04.19 1:12Что сдерживает электронный транзит?
- 2017.04.18 5:45В России хотят чипировать одежду, парфюмерию и покрышки
- 2017.03.24 2:48Российские таможенники не поняли, чьи яблоки они пропустили в Россию
- 2017.03.20 5:42Таможенный детектив: чужая пыльца на азербайджанских яблоках?
- 2017.03.17 11:50Российские таможенники провоцируют яблочный конфликт с Азербайджаном
- 2017.02.06 9:18Казахстан несёт убытки из-за жёстких мер Кремля и ФТС России
- 2017.01.18 12:47Что делать, если на таможне вымогают взятку
- 2017.01.12 10:46Как таможня и банки мешают переработчикам лома
- 2016.12.29 12:57В Псковской таможне не увидели проблем с транзитом в России
- 2016.12.28 9:12Эксперт: гарантия по книжке МДП в 100 тысяч евро в России перевозчикам не светит
- 2016.12.09 2:44Перевозчики сообщают о проблемах с транзитом в России
- 2016.09.20 11:59Как таможня зарабатывает на корректировке
- 2016.07.18 10:01Саморегулирование таможенных представителей: помощь или попытка отжать бизнес?