Во всём мире государства давно взяли курс на упрощение международной торговли и ускорение прохождения границы. Во многих странах действует и развивается институт уполномоченных экономических операторов, а число компаний, которые уже получили этот статус, исчисляется десятками тысяч. Российская версия УЭО тем временем стоит на месте, превратившись в некую касту для избранных.
Зачем нужны УЭО?
Рост объёмов мировой торговли потребовал от таможенных администраций изменений. Досматривать всех и каждого было невозможно, а ужесточение законодательства порождало рост числа таможенных нарушений и преступлений. Ужесточение таможенных барьеров препятствовало торговле и приводило к росту времени и затрат на транспортировку товара.
Таможенным органам и бизнесу необходимо было перестраивать свою работу, и для этого были разработаны Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации SAFE. В документе вводится понятие уполномоченного экономического оператора (УЭО) – «субъекта международной торговли, который осуществляет свою деятельность в соответствии со стандартами ВТамО или принципами обеспечения безопасности цепи поставок товаров».
Компания, являющаяся уполномоченным экономическим оператором, должна соответствовать ряду требований в организации бухгалтерского учёта, финансовой устойчивости, компетентности сотрудников, безопасности в цепочке поставок и по ряду других вопросов.
Взамен компания, имеющая данный статус, получает ряд преимуществ со стороны таможни, связанных с упрощением таможенных процедур. При этом стать УЭО могут не только импортёры или экспортёры, но и другие участники сферы ВЭД: перевозчики, таможенные представители, торговые посредники, операторы портов и так далее.
Почему таможню Сингапура считают лучшей в мире?Всемирная таможенная организация выпустила целый комплекс документов, регламентирующих работу УЭО – от руководств для государственных органов по разработке и внедрению УЭО для властей страны до практических рекомендаций самим участникам ВЭД. Одним из самых важных стало Руководство для таможенных органов по интегрированному управлению цепочкой поставок, принятое в 2004 году.
Разработанная цепочка поставок предполагает физическое перемещение товара из пункта отправления в пункт назначения и параллельное перемещение коммерческих данных. Чтобы оценить все возможные риски, таможенным органам нужно максимально рано получить всю информацию и иметь возможность проконтролировать весь процесс. Чтобы реализовать такой подход к управлению рисками, иметь качественную информацию, таможенные администрации и сами участники ВЭД должны относиться к глобальной цепочке поставок как к интегрированной коммерческой деятельности по взаимному соглашению.
Помимо интегрированной цепочки таможенного контроля таможенные администрации должны согласовывать и внедрять «одобренные цепочки поставок» – когда экспортёр и импортёр имеют статус «уполномоченного участника ВЭД» и в ходе перемещения груза соглашаются использовать только надёжных экономических операторов.
Предоставление подробной информации о различных аспектах своей работы и соответствие стандартам позволяет участнику ВЭД быстрее и проще выпускать товар, а таможне – углубленно контролировать цепочки поставок и лучше следить за их безопасностью, не подвергая досмотру все товарные партии. В этом заключалась суть нововведений.
Зарубежная практика
Программы УЭО активно развиваются в зарубежных странах, и их число с каждым годом растёт. Как отмечается в компендиуме программы УЭО, в мире действует 69 таких программ и ещё 16 планируется к запуску. Кроме того, действует 40 программ MRA, которые предполагают взаимное признание уполномоченных экономических операторов между несколькими государствами.
Евросоюз
Одной из самых обширных является программа AEO, действующая в Евросоюзе. Она начала работать в 2008 году, статус УЭО получили уже более 15,1 тысячи компаний.
В Евросоюзе существует три вида уполномоченных экономических операторов – «С», «S» и «F», которые отличаются привилегиями по применяемым мерам таможенного контроля, а также признанием данного статуса за пределами ЕС. Существенным преимуществом программы является признание статуса УЭО во всех странах ЕС, а также доступность для малого и среднего бизнеса.
От компаний требуется соблюдение стандартов безопасности и документооборота, доказательство финансовой состоятельности и подтверждение платежеспособности. Для получения статуса УЭО в Европе необходимо предоставить подробные данные о самообследовании и сотрудничать с таможенными органами.
США
Аналогом системы УЭО в США стала Программа таможенно-торгового сотрудничества по борьбе с терроризмом – Customs-Trade Partnership Against Terrorism (С-ТРАТ).
Основной акцент в США делается на обеспечении национальной безопасности, нежели на совершенствование таможенного администрирования. Поэтому основная цель С-ТРАТ – предотвратить допуск в страну оружия массового уничтожения и лиц, которые могли бы подвергнуть риску международную систему поставок.
Но немаловажную роль в программе занимают и оптимизация логистики, и управление цепями поставок. С-ТРАТ устанавливает три уровня безопасности для участников ВЭД, которые контролируются специалистами по управлению цепями поставок. К программе также может присоединиться малый и средний бизнес, и она охватывает работу всех участников цепочки поставок – от производителей до перевозчиков и операторов терминалов. В 2016 году количество аккредитованных компаний достигло 11 тысяч, и в их распоряжении было свыше половины всего американского импорта.
Компании, которые хотят быть членами С-ТРАТ, как и в Евросоюзе, должны подать заявку и подготовить анкету о самообследовании, основные вопросы в которой уделяются безопасности. После получения статуса раз в год компанию проверяют и ещё раз в четыре года переаттестуют.
Членство в программе даёт компаниям ряд преимуществ: упрощённый таможенный контроль, меньшую вероятность таможенных проверок и первоочередность при таможенном оформлении – контейнеры помещаются в начало очереди перед грузами других импортёров. Кроме того, причастность к С-ТРАТ повышает репутацию фирмы и доказывает её способность обеспечить безопасность бизнеса перед своими клиентами.
Сингапур
В Сингапуре действует программа Secure Trade Partnership (STP). К концу 2015 года в ней была аккредитована 121 компания. Это программа добровольной сертификации, в рамках которой компании обязуются выполнять более жёсткие меры по безопасности в своих торговых операциях. Ведомством были разработаны руководства, которые участники цепочки поставок должны соблюдать в своей работе. Это помогает компаниям выявлять и сосредоточиваться на конкретных пробелах безопасности в цепочке поставок, и, устранив их, предоставлять клиенту лучший уровень сервиса и гарантию надёжности.
Для получения сертификата STP компании подают заявки и заполненную анкету вместе с подтверждающими документами. Представители от таможни, получив данные, инспектируют объекты компании и присваивают компании статус STP или STP- Plus.
Как и в других странах, основными преимуществами при получении данных статусов является сокращение таможенных досмотров, ускоренное таможенное оформление, а для STP- Plus – ещё и взаимное признание в других страна-партнёрах программы: США, Канаде, Китае, Южной Корее, Японии, Тайвани и Гонконге.
Что объединяет лучшие зарубежные практики?
Программа УЭО действует в 69 странах. Не везде она реализована идеально – в некоторых государствах требования к компаниям чрезмерны или предоставляемые преимущества почти не несут практической пользы, где-то они почти не распространены. Так, например, в Уругвае статус смогли получить всего лишь 5 компаний.
Но есть несколько важных черт, которые объединяют лучшие практики мира. Во-первых, это доступность информации о них и информационная поддержка. На сайтах таможенных органов Европейских стран, Австралии, Сингапура и многих других государств содержится исчерпывающая информация о правилах работы, заполнения документов и взаимодействии с таможенными органами и даже обучающие видео. Участники программ регулярно проводят конференции, нередко с международным участием, создают профессиональные объединения, тем самым популяризируют информацию о себе, и это становится их важным конкурентным преимуществом.
Во-вторых, таможенные администрации не строят барьеров перед бизнесом для получения данного статуса. Во многих странах нет ограничений по объёмам перевозимых партий, частоте операций и требований финансового обеспечения. В Европе и США благодаря этому в программе могут участвовать даже небольшие компании. Главное, чтобы компании могли доказать, что они готовы обеспечить безопасность цепочки поставок.
Российский опыт
Программа УЭО действует в России с 2010 года, но за все семь лет работы мало изменилась. Число её участников почти не растёт и на сегодня составляет всего лишь 156 компаний, тогда как в стране – более 44 тысяч участников ВЭД.
Как правило, это крупные производственные компании, которым необходимо регулярно закупать сырьё или продавать продукцию за рубеж. Среди наиболее крупных – ПАО «АВТОВАЗ», ЗАО «РЕНО РОССИЯ», АО «МЭЛОН ФЭШН ГРУП», ООО «ВИЧЮНАЙ-РУСЬ» и другие. Даже в соседней Беларуси участников намного больше – статус УЭО имеют около 400 компаний.
В России компания со статусом УЭО может воспользоваться такими упрощениями, как временное хранение товаров на территориях УЭО, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенных операций, связных с выпуском товаров, на территориях УЭО, иные упрощения, определенные таможенным законодательством Союза.
Получить статус УЭО в России не так-то просто. Самым главным барьером является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро. Впрочем, для производственных компаний – экспортёров есть послабление: им необходимо предоставить обеспечение на сумму в 150 тысяч евро, если они соответствуют ряду критериев. На практике изъятие таких сумм из оборота компании на срок действия статуса УЭО ставит под вопрос все возможные выгоды от получения специальных упрощений. В большинстве стран мира такое условие отсутствует.
Особенности национальных таможен: как работают в Австралии?Среди других требований, установленных нашим законодательством: осуществление внешней экономической деятельности не менее одного года, отсутствие задолженности, судимости у руководителя и сотрудников, а также фактов привлечения к административной ответственности. Есть отдельные требования к системе учёта логистических операций, бухгалтерского учёта и автоматизированной информационной системе, которая должна содержать меры защиты информации. Чтобы это подтвердить, требуется огромный пакет документов.
Всё это в совокупности с недостатком информации останавливает добросовестных участников ВЭД от подобного решения. Серьёзным барьером является и то, что пока российский уполномоченный эконмический оператор не признается не только в странах дальнего зарубежья, но и на территории ЕАЭС.
Кроме того, по-прежнему не отлажены многие нюансы работы. Например, несмотря на внесённое обеспечение при получении свидетельства, операторам всё равно приходится дополнительно вносить обеспечение при транзите товаров, если перевозчиком выступает третье лицо, как чаще всего и бывает.
Работа российской таможни с УЭО зачастую непрозрачна и сопряжена с множеством нарушений. Пока одни компании не могут получить статус, за другими прочно закрепился имидж «своего парня», который может провезти всё что угодно и по любой цене. К таким же итогам пришла Счётная палата после проверки ФТС и двух таможен.
«Таможенными органами в 2014–2016 годах в отношении УЭО возбуждено 2157 дел об административном правонарушении. При этом проверкой были выявлены факты, когда таможенные органы не возбуждали административные дела в отношении УЭО, которые нарушили сроки подачи деклараций на товары или сроки уплаты таможенных пошлин и налогов», – отмечали в ведомстве. В Счётной палате подсчитали, что в 273 случаях таможней были нарушены сроки принятия решения по стоимости товара. Более того, сами представители таможни не явились на 13 из 15 судебных заседаний о корректировках таможенной стоимости, на которых обычно борются за бюджет с другими участниками ВЭД.
В Московской области было выявлено значительное количество товаров, ввозимых операторами с индексом таможенной стоимости ниже в 1,5 и более раза ИТС идентичных, однородных товаров, ввозимых иными участниками в зоне деятельности таможни. При этом организации перевозили через границу товары, не используемые ими в производстве, но при этом пользовались упрощёнными процедурами. При такой практике едва ли можно говорить о безопасности поставок и упрощении торговых процедур, ради которых и создавались УЭО.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Таможня
- 2017.11.08 9:35Нужны ли импортерам СВХ?
- 2017.09.13 1:59Предварительное информирование при ввозе товаров в ЕАЭС: что изменится?
- 2017.09.12 9:37Таможенный представитель: справится ли без него участник ВЭД?
- 2017.09.11 11:00Маркировка товаров: на какие грабли наступают участники ВЭД
- 2017.09.06 3:11Контрафактность товара определяется контрафактностью его частей
- 2017.08.21 4:43Сертификат соответствия и декларация о соответствии: проблемы на таможне
- 2017.08.10 4:04Монетизация административного ресурса
- 2017.08.09 9:19Бизнес на костях: китайцы «истребляют» африканских слонов при помощи таможни
- 2017.08.07 11:47Брать деньги таможня умеет, отдавать – нет
- 2017.08.03 11:50Временный ввоз и транзит станут прозрачнее
- 2017.08.01 9:55Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет
- 2017.07.28 9:40Форма предварительного решения о классификации товара станет единой
- 2017.07.26 6:20Как Сафоничеву удалось обвести ФТС вокруг пальца
- 2017.07.20 12:26Почему таможня меняет коды?
- 2017.07.14 4:20Просто о сложном: как работают правила Инкотермс?
- 2017.07.13 1:15Не зная кода, не суйся в воду
- 2017.07.10 12:33Бизнес жалуется на неразбериху в таможне
- 2017.07.04 3:11Модернизация автоматизации бардака
- 2017.06.29 10:05Территория недоверия, или просто место заколдованное
- 2017.06.16 1:31Корректировка таможенной стоимости глазами участника ВЭД: как это «работает»?
- 2017.06.10 5:46Таможня и бизнес: Обыкновенный лоббизм, или Эффект Даннинга-Крюгера
- 2017.06.05 11:43«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках
- 2017.04.20 2:55Какие пункты пропуска в России самые проблемные?
- 2017.04.19 1:12Что сдерживает электронный транзит?
- 2017.04.18 5:45В России хотят чипировать одежду, парфюмерию и покрышки
- 2017.03.24 2:48Российские таможенники не поняли, чьи яблоки они пропустили в Россию
- 2017.03.20 5:42Таможенный детектив: чужая пыльца на азербайджанских яблоках?
- 2017.03.17 11:50Российские таможенники провоцируют яблочный конфликт с Азербайджаном
- 2017.02.06 9:18Казахстан несёт убытки из-за жёстких мер Кремля и ФТС России
- 2017.01.18 12:47Что делать, если на таможне вымогают взятку
- 2017.01.12 10:46Как таможня и банки мешают переработчикам лома
- 2016.12.29 12:57В Псковской таможне не увидели проблем с транзитом в России
- 2016.12.28 9:12Эксперт: гарантия по книжке МДП в 100 тысяч евро в России перевозчикам не светит
- 2016.12.09 2:44Перевозчики сообщают о проблемах с транзитом в России
- 2016.10.06 4:23Таможня России три года кошмарит перевозчиков из Казахстана
- 2016.09.20 11:59Как таможня зарабатывает на корректировке
- 2016.07.18 10:01Саморегулирование таможенных представителей: помощь или попытка отжать бизнес?